Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся "Словоизменение и словообразование"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Тема урока: Словоизменение и словообразование.

Задачи урока:

  • Выявить пробелы обучения в данной теме;
  • Оценить уровень усвоения темы;
  • Учить работать самостоятельно;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Проверить навык правописания слов с безударной гласной в корне слова (непроверяемой)

Оборудование урока: перфокарты со словарными словами; зеленые кружочки; маленький мячик; картинки со словарными словами, картина; карточки с суффиксами, приставками; таблица-алгоритм, контрольные карточки.

План урока.

1.Организационный момент – 1 мин.

2. Словарный диктант (работа по перфокартам) - 2 мин.

3.Орфографическая 5 минутка( развитие и закрепление умения видеть орфограммы с использованием игрового метода) - 5 минут

4.Контрольно-повторительные упражнения (Выделение форм одного и того же слова; игра “Футбол”; упражнения в способе проверки безударной гласной путем словоизменения; самостоятельная работа; упражнения в составлении словосочетаний; (использование в задании словарных слов с использованием картинок -практически картинный диктант с заданием); упражнение в составлении предложений; упражнения в словообразовании; сопоставление.) – 20 мин.

5.Физкультминутка – 1 мин.

6.Контрольная работа – 15 мин.

7. Итог урока – 1мин.

Учащиеся знают и умеют:

  • Понятие “основа слова”;
  • Различают корень и основу слова;
  • Знают термины и определения подлежащего и сказуемого, второстепенные члены предложения;
  • Умеют разбирать по членам предложения и частям речи;
  • Состав слова;
  • Понятие “словосочетание”;
  • Различают предложения по цели высказывания и интонациии;
  • Сложные слова.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы проводим контрольный урок по теме:

“Словоизменение и словообразование”. На этом уроке вы должны показать все свои знания, умения и навыки, которые вы получили, изучая данную тему. Поэтому вы должны быть очень внимательными и сосредоточенными.

2. Словарный диктант. (Использую перфокарты).

- А поможет нам настроиться на серьезную работу словарный диктант.

Быстро, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, карандаш.

- Каждый из вас получит на этом уроке несколько отметок, нужно только постараться.

3.Орфогафическая 5 минутка.

Читаю с доски:

Горка, горочка, гора,
Под горою есть нора.
В той норе живет лиса,
О лисе той не тужите….

- Сколько правил здесь, скажите? Рисунок №1

(Названные правила - зажигают зеленый огонёк; огоньки зажглись все – появляется картинка лисы)

  • Молодцы, ребята!!!

4. Контрольно-повторительные упражнения.

  • Выделение форм одного и того же слова.

- Обратите внимание на слова:

Горка, горочка, гора, под горою.

- Можно ли вы эти слова назвать однокоренными?

- Докажите.

- Из скольких частей обычно состоит слово?

- Что такое основа?

- Что является главной частью слова? Почему?

- Итак, гора – под горою это формы одного и того же слова.

- Как называется в грамматике такое изменение слов?

  • Игра “Футбол”.

Задаю вопрос – кидаю мяч, ребенок отвечает.

Что? картина, гора
Чего? картины, горы
Чему? картине, горе
Что? картину, гору
Чем? картиной, горой
О чём? о картине, о горе.

- Что менялось в слове гора? картина?

- Как называется такое изменение слов в грамматике?

  • Упражнения в способе проверки безударной гласной путем словоизменения.

- А можно ли путем словоизменения проверить безударную гласную?

- Напишите проверяемые и проверочные слова, проверяя путем словоизменения безударную гласную, ставя проверочные слова во множественном числе или в единственном числе.

1в. 2в.
ст…кло - в…лна -
стр…на - п…сьмо –
кр…ты - сл…ды –
п…ля - ст…лбы –

Проверка.

  • Какие слова вы подобрали?
  • Каким способом можно проверить безударную гласную?
  • Упражнения в составлении словосочетаний.

- Составьте и запишите словосочетания, используя имена существительные -Ж.Р., - М.Р.,- СР.Р. и имена прилагательные.(на доске картинки, обозначающие словарные слова)

Проверка.

-Зачитайте, что у вас получилось (1в., 2в.).

-Образуйте от имени прилагательного множественное число.

- Выделите окончания имен прилагательных.

- Какое изменение произошло в именах прилагательных?

- Как называется такое изменение слов в грамматике?

  • Упражнение в составлении предложений.

Рисунок 3

Необходимость изменения формы слова для составления предложения.

- Прочитайте.

Хитрый, лисицу, крадётся, к, зайчика.
Хитрая лисица крадется к зайчику.

- Назовите части речи в каждой строчке.

- Одинаковы ли они в обоих случаях?

- А сколько предложений вы прочитали?

- Дайте характеристику предложению.

- Почему слова в первой строке не составляют предложение?

- Что нужно изменить, чтобы получилось предложение?

- Как называется такое изменение слов?

- Что такое окончание?

- Какова роль окончания?

  • Упражнения в словообразовании.

а) - Найдите еще в этом тексте формы одного и того слова.

Нора - норе лиса - о лисе

- Как называется в грамматике такое изменение слов?

- А можно ли образовать от них однокоренные слова? Подберите.

1в. норка, (норочка, норушка, норища, норный)

2в. лиса, (лисонька, лисичка, лисица, лисий)

-Какая часть слова превратила их в однокоренные слова?

- Что такое суффикс?

- Для чего служит суффикс?

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов?

- Итак, что общего между суффиксом и приставкой?

- В чем разница?

б) - Образуйте с помощью приставок и суффиксов однокоренные слова:

1в. 2в.
у-, пере-, за- у-, на -, пере-
брать ходить
-ик- -ишк- - ёнк- -иц-

в) -Образуйте сложные слова.

1в. 2в.
луна, ходить пыль, сосать

Проверка.

-Зачитайте, что у вас получилось?

-Как образуются новые слова?

- Итак, вы образовали однокоренные слова, что произошло: словоизменение или словообразование?

- Что такое словообразование?

  • Сопоставление.

- Определите, где произошло словоизменение, где словообразование:

дом – дома
красивый – красивые
добр – добренький
дом – домик

- Докажите, что сделали выбор правильно.

- Что такое словоизменение?

- Что такое словообразование?

5. Физкультминутка.

Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота? 
Ну-ка делайте со мною 
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре — 
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку. 
Все мы делаем зарядку

6. Контроль.

(Контрольная карточка у каждого ученика).

1 вариант

1.Подчеркните только формы одного и того же слова:

Море, моряк, морю, морем, морской, приморский, моря.

2.Образуйте слова:

а) при помощи приставок: на - , вы -.

Ловить -______________________________________________________

б) при помощи суффиксов: - к -, - ок -.

Друг -_______________________ _______________________________

Трава - _________________________________

в) слиянием двух основ:

вода, лазить - _______________________________

3.Измените, слова так, чтобы получилось предложение.

Укажите части речи.

Старая, медведь, из, берлога, вылез.

4.Над парами слов укажите цифрой №1 – словоизменение; цифрой №2 – словообразование.

комната – комнатный жёлтый – жёлтенький
мост – под мостом писать – написать

5.Разберите по составу:

ягодник подходил жёлтенький

2 вариант

1.Подчеркните только формы одного и того же слова:

Лесной, лес, лесистый, лесом, лесу, лесник, о лесе.

2.Образуйте слова:

а) при помощи приставок: с - , за -.

Писать-______________________________________________________

б) при помощи суффиксов : - инк- , - ок -.

Луг - _______________________________

Роса - ______________________________

в) слиянием двух основ:

верх, лазить - _______________________________

3.Измените, слова так, чтобы получилось предложение.

Укажите части речи.

Снежная, шубу, надели, сосна.

4.Над парами слов укажите цифрой №1 – словоизменение; цифрой №2 – словообразование.

комнату – комната ехать – отъехать
место – на месте чёрный – чёрненький

5.Разберите по составу:

речник переход чёрненький

7. Итог урока.

- Чем занимались?

- Что понравилось, запомнилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

Сбор тетрадей.

8. Домашнее задание.

Составить 4 пары слов:

2 пары – словоизменения;
2 пары - словообразования.