Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
В стратегии развивающего обучения особого внимания требуют старшеклассники, к учебной деятельности которых предъявляются требования в связи с изменением содержания различных учебных дисциплин и необходимостью подготовки старших школьников к дальнейшему самообразованию.
Одним из важных дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях.
Овладение английским языком связано с формированием у обучающегося произносительных, лексических, грамматических, орфографических навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать.
Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык.
На уроках английского языка создаю благоприятный морально-психологический климат, стараюсь вести уроки в свободной, непринужденной обстановке, создаю ситуации успеха, поощряю самостоятельность, инициативу, критичность. Воспитываю у учащихся уважительное отношение к чужой точке зрения, необычным вопросам.
Формирую креативные качества личности: раскованность мыслей, чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения.
Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся понимали специфику предмета, осознавали, что главное в изучении иностранного языка – это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением.
Навыки вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Чем старше учащиеся, тем большее значение приобретает умение пользоваться средствами обучения: текстами для чтения, словарем, грамматическим справочником; умение прослушать и понять различные аудио- и видеотексты.
Учителю следует развивать у старшеклассников понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.
Стараюсь поддерживать и развивать интерес к изучению английского языка, использую все приемы стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и положительного эмоционального воздействия на учащихся, чтобы усиливать мотивацию учения.
Для совершенствования умения в чтении текстов на английском языке даю задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло решать весь комплекс задач.
При чтении текстов, например, из газеты «Moscow News» у старшеклассников вырабатывается определенная система в самостоятельной работе.
Газетный материал разнообразен по тематике, он освещает все стороны жизни. Это экономическая и политическая жизнь нашей страны, зарубежных стран, новости научной, культурной и спортивной жизни, информация страноведческого характера. Мои старшеклассники с интересом работают со статьями из газеты «Moscow News».
При подготовке учебного сообщения по прочитанному тексту учащемуся следует показать, как нужно сократить текст, чтобы передать только главное, опустив дополнительную, второстепенную информацию; рекомендовать записать план пересказа и ключевые слова, что поможет ему при устном сообщении.
При подготовке устного сообщения по теме нужно научить школьника определенной последовательности в выполнении задания:
– определить, что хочешь и можешь сказать по теме на английском языке;
– обратиться к тексту, чтобы использовать материал для сообщения;
– составить план сообщения, записать его;
– устно проговорить свое сообщение в соответствии с планом.
Обучение старшеклассников приемам самостоятельной работы расширит их значения, обеспечит возможность достигнуть практических, воспитательных и образовательных целей при изучении иностранного языка.
Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по иностранному языку. Желание, умение трудиться, радость от выполняемой работы составляют основу успешного учения.
В качестве эффективных средств формирования норм отношения к учебной деятельности я выделяю следующие учебные ситуации;
– ситуации выбора деятельности;
– ситуации планирования деятельности;
– ситуации оценки и самооценки деятельности.
Ситуации выбора деятельности могут быть представлены в учебном процессе различными заданиями.
Задание №1. Назовите те упражнения, которые вам
понравились.
Задание №2. Назовите задания, которые вам
нравятся (+), не нравятся (–), к которым вы
относитесь безразлично (0).
Задание №3. Назовите темы, которые вам нравятся,
не нравятся, к которым вы относитесь безразлично.
Название тем | + |
– |
0 |
1. Моя семья 2. Моя школа (мой лицей) 3. Мои планы на будущее 4. Английский сегодня 5. Жизнь в 21 веке 6. Компьютерная революция 7. Великобритания 8. Лондон 9. США 10. Вашингтон, округ Колумбия 11. Российская Федерация 12. Москва 13. Санкт-Петербург 14. Олимпийские игры 15. Спорт в Великобритании 16. Спорт в России 17. Мой родной город 18. Путешествие 19. Космические исследования 20. средства массовой информации |
– подготовьте по одной из понравившихся вам тем доклад (реферат), пользуясь дополнительными источниками.
Ситуации планирования деятельности можно представить различными заданиями.
Задание № 1.
– прочитайте текст и вопросы к нему.
– составьте свои вопросы к тем частям текста, к которым вопросов в задании нет.
– перескажите содержание близко к тексту.
Задание № 2.
– прочитайте текст и составьте вопросы к нему.
– составьте план по теме в виде вопросов.
Задание № 3.
– выберите те способы работы над сообщением, которые считаете полезными для выполнения задания:
- Выберу и прочитаю статью;
- Составлю тезисы;
- Сделаю наброски сообщения (выписки из статьи);
- Перескажу сообщение без опоры;
- Перескажу сообщение без опоры на текст;
- Прочитаю каждый абзац статьи и передам кратко его содержание;
- Составлю план, отражающий основное содержание выбранной статьи.
Ситуации оценки и самооценки деятельности предполагают формирование у старшеклассников критического отношения к выполняемой работе и могут быть представлены следующими видами заданий:
- Задание №1. Назовите (прочитайте) вопросы к тексту, которые показались вам очень трудными.
- Задание №2. Отметьте знаком «+» те вопросы к тексту, на которые вы знаете ответ.
- Задание №3. Отметьте знаком «+» те предложения в тексте, которые являются самыми трудными.
Перечисленные учебные ситуации, на мой взгляд,
являются эффективным средством организации
активной самостоятельной работы
старшеклассников.
Включение учащихся в ситуации выбора и оценки
позволяет постепенно формировать у учащихся
правильную оценку своих возможностей. От
правильного выбора, планирования и оценки своих
возможностей зависит положительное отношение
учащихся к учению в целом.
Создание педагогических ситуаций общения на
уроке позволяет каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность,
изобретательность в способах работы. Создается
обстановка для естественного самовыражения
ученика.