Сказки-подсказки при обучении чтению младших школьников

Разделы: Иностранные языки


Современные дети имеют разный уровень языковой подготовки, но все они интересуются музыкой. Это играет большую роль при обучении чтению.

При объяснении понятия “закрытый-открытый слог” хорошие результаты даёт применение такого приёма: гласные буквы называют “певицами”, а согласные - “музыкантами”.Таким образом, если “певица” стоит свободно, ей не мешает “музыкант и инструмент”, то она свободно “поёт” своё имя в алфавите, а если “музыкант” станет очень близко, то “певице” нет воздуха и она споёт свою “короткую” песню. Иногда “певице” помогает молчаливая “служанка” - немая “е” в конце слова, она оттягивает “музыканта” от “певицы”.

Используя этот способ, легко объяснить буквосочетания как гласных, так и согласных: ведь певицы и музыканты могут петь в дуэте или трио. Кроме того, если две гласные-певицы стоят рядом, то, чаще всего, звучит-поёт та, что стоит первой, а согласные- музыканты в дуэте дают новый звук-мелодию.

Третий тип слога легко объяснить, если представить букву “r” как микрофон, который усиливает звук и рядом с которым буква “А” звучит “важно”, а певица “О” - “долго”. Всем остальным достаётся одинаковый, но интересный звук.

Взаимоотношения “певиц” и “музыкантов” интереснее, чем правила. Дети легко принимают эту игру, видят слово как что-то живое, а не просто набор букв. Им уже трудно “отобрать у певицы микрофон”, не заметить работу “молчаливой служанки” и не написать её. Они начинают сами придумывать разные истории, не замечая того, что на самом деле они занимаются сложной работой – звуко-буквенным анализом.

Примеры таких историй.

  1. Тоненькие и высокие ld не могут закрыть певицу в слове “old”.
  2. У певицы “a” есть слабые соседи “ss” - grass
  3. Певица “u” иногда ругается на “музыкантов” и они уступают “push”, “pull”
  4. Буква “а” удивляется высоким соседям “ll” - ball, tall.
  5. Самая вредная буква “w” всем мешает петь и певицы “a” и “o” меняются песнями – cow, war.
  6. Тихоня “h” теряет рядом с врединой голос “wh”, и только в слове “кто- who” спрашивает “кто тут раскомандовался?”
  7. Самой букве “w” неудобно возле “r” и приходится молчать- wrap, wrong.
  8. Почему “au” так звучит? Это певица “u” подслушала песню “o” в трио “our” и спела украденную песню с другой певицей-“a”.
  9. Буква “с” звучит слабо “s” только перед “слабыми” певицами: “E, I, Y”
  10. Непроизносимые согласные “GH” называем “малышом-плаксой” и его мамой, которая успокоила плаксу и тоже “уснула”.