Тема:
“Звук и буква "Л"”.Этап: постановка звука.
Цели:
1.Уточнить артикуляцию звука Л, поставить данный звук и закрепить нормальную артикуляцию в изолированном произношении; закрепить связь звука и буквы.
2.Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ. Формировать мыслительные операции анализа и синтеза, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
3.Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование: зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, компьютер, буква “Л” для шнуровки, памятка артикуляционного уклада звука “Л”, тетрадь, ручки.
Ход
1. Организационный момент.
- Здравствуй, Юля. Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма. Чтобы ты его узнала, мы посмотрим отрывок из мультфильма (логопед демонстрирует отрывок из мультфильма про Лунтика).
- Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Юля, покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (ученица выбирает из предложенных букв букву “Л” (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).
- Правильно, это буква “Л”. Буква “Л” обозначает звук “Л”, который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.
2. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем учиться произносить звук “Л”. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.
3. Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с а/ упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.4. Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
(К а /упражнениям логопед добавляет моторные движения кистей рук).
- Молодец, Юля, ты отлично выполнила упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.
1-й способ постановки:
- Сейчас мы с тобой выполним упражнение, которое называется “Поймаем звук “Л””. Для этого надо улыбнуться и произнести звук “А”. Во время произношения широкий кончик языка нужно закусить зубами, постепенно убыстряя темп движения (будет слышен звук “Л”).
2-й способ постановки:
От звука “Ы”. Произносить “Ы”, при этом язык упирается в верхние альвеолы. Темп ускорить, затем убрать “Ы”, - останется “Л”.
- А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука “Л”. На память Лунтик дарит тебе памятку.
- губы улыбаются;
- кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорчикам;
- средняя часть спинки языка опускается;
- бока языка опускаются;
- воздушная струя проходит по бокам языка.
- Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание (далее работа идёт параллельно с компьютером).
Развитие мелкой моторики.
Юля, посмотри на экране буква, соединённая красным шнурком. Тебе необходимо тоже соединить части буквы шнурком и попытаться назвать её.
- Какая буква у нас получилась? (буква “Л”). Ты получаешь фигурку от Лунтика. Давай эту букву выложим из фисташек на пластилиновой картонке.
Пространственная ориентировка.
- А теперь украсим нашу картину. Положи цветочек в верхний правый угол. В нижний левый угол. В нижний правый угол. В верхний левый угол. В середину на верху. В середину с правой стороны, внизу, с левой стороны, вверху по середине. Вот у нас получилась картина с какой буквой? ( с буквой “Л”). За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.
4. Физминутка:
- А сейчас мы отдохнём
И опять играть начнём.
1. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились.
(За физминутку ребёнок получает фигурку).
5. Развитие зрительного восприятия.
- Переходим к следующему заданию: Лунтик писал букву, но произошли неполадки с компьютером и вот что случилось с буквами, посмотри. Давай, Юля, попробуем угадать эти буквы и произнести их.
(На каждую карточку ученица называет звук).
- Молодец, Юля, ты правильно назвала звук “Л”, получаешь фигурку.
6. Развитие фонематического восприятия.
- А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должна хлопнуть, если в названии картинки будет звук “Л” (на мониторе логопед показывает картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.
- Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт переел ним.
- Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук “Л”, стоит вначале, в середине, в конце.
(Лук, луна – звук стоит вначале слова.
Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова).
- Молодец! Вот теперь Лунтик предлагает тебе с этими словами составить графические схемы в тетради (выполняет с анализом).
- Сколько слогов в слове “лук”?
- Почему один? И т.д.
Лук _____; луна _____; белка _____; кукла _____; стол ____; стул ______.
- Умница, ты и это задание выполнила правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, Юля, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук “Л”?
7. Итог
- Итак, наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?
- А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться (логопед включает монитор). На этом наше занятие окончено, до свидания!