Среди современных информационных технологий программирование занимает особое место. Обучение программированию – сложнейший процесс. Появившиеся в огромном количестве в последние годы книги направлены на подготовленного читателя, содержат, в основном, описание конкретных систем программирования и могут служить скорее справочным материалом, а не конкретным руководством к действию. Учителю приходится изучать самостоятельно материал, а затем разрабатывать систему занятий.
В данном учебном пособии, основанном на материалах самоучителя В.Б.Попова “Паскаль и Дельфи”, сделана попытка интегрировать в единое целое эти два аспекта: его можно использовать и при самостоятельном изучении, и при подготовке занятий.
При прохождении предмета “Информатика и ИКТ” в старших классах предусмотрена глубокая профессиональная подготовка в области алгоритмизации, структур данных, численных методов и практических приемов программирования. Учащиеся изучают современный язык программирования – Паскаль. И далее на основе языка программирования ведется изучение интегрированной среды разработки Delphi .
Цель данного курса состоит в формировании интеллектуальных умений, умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги, обобщать и систематизировать.
Основными задачами ставится освоение знаний, составляющих оболочку интегрированной среды программирования, формирование алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области алгоритмизации объектно-ориентированного программирования, воспитание интереса к изучаемой области знаний. Перед учащимися ставится задача научиться самостоятельно конструировать приложения, управлять логикой событий.
Пособие может быть использовано как дидактический материал при изучении базового курса “Информатики и ИКТ” в общеобразовательных школах, в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилю, а также при изучении элективных курсов.
Все занятия по Delphi в данном пособии представляют собой самостоятельное выполнение учащимися практических работ. Только вводные занятия и первую практическую работу учащиеся делают совместно с учителем. Во время этих уроков закладываются основные понятия:
- визуальное конструирование формы,
- системы окон в среде Delphi,
- принципы работы в среде (создание нового проекта, сохранение).
Каждая практическая работа представляет собой разработку проекта. Для выполнения работы учащиеся получают методические материалы, содержащие описание работы (проекта) – постановку задачи, пояснения (что нового узнает учащийся в этой работе), рекомендуемый план разработки программы, задания для самостоятельного контроля знаний, полученных в ходе выполнения работы. Продолжительность одной практической работы составляет 1-2 урока, во время которых учитель оказывает индивидуальную помощь, разъясняя принципиальные моменты работы.
Преимущество практических работ заключается в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания. Они учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения, что помогает заложить фундамент для дальнейшей самостоятельной работы. Скорость выполнения работы зависит от индивидуальных качеств учащегося и его уровня подготовленности.
Первая часть приложения выполняется под руководством учителя, вторая – самостоятельно. В учащегося закладывается не сумма фактографического материала, а умение учиться, осваивать новое.
Следующим этапом в освоение интегрированной среды разработки Delphi является творческая деятельность учащихся.
Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.
Учебное пособие по интегрированной среде Delphi