Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию: Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека.
Развивать экоцентрическое мировоззрение, умения работать с разными источниками информации, работать в группе. Дать оценку значения рыб в природных сообществах и жизни человека.
Оформить слайд-презентации, фото, рисунки, доклады. Публично защищать результаты творческой работы, использовать местный материал в своих работах.
Личная значимость: В ходе выполнения заданий ты узнаешь, какие виды рыб обитают в нашей реке, как влияет человек на видовой состав рыб и твой личный вклад по охране ихтиофауны.
Методы – частично- поисковый.
Форма организации – групповая с элементами ролевой игры.
Урок сдвоенный с предварительным выполнением презентации.
Оборудование: таблицы, аквариум, компьютер, дидактические карточки, “Красная книга Среднего Урала”, “Красная книга нашей местности”, задания для проектов.
Основное содержание урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (запуск проекта) |
Определяет готовность учащихся к работе. Называет тему: “Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана”. Учащиеся делятся на группы. | Готовят учебники, дополнительную
литературу. Формируют по своему желанию малые
группы по 3 человека. “Экологи”, “ихтиологи”, “ботаники”, “зоологи”. |
Целеполагание и мотивация. | Определяет проблему. Только ли в жизни
человека рыбы играют роль? Формулируются задания и раздаются инструктивные карточки для каждой группы. |
Получают задания на карточках. Определяют конечную цель проекта – продукт совместной деятельности. Определяют форму презентации проекта и количество выступающих (пара, группа) |
Подпроблемы: 1.Докажите, что рыбы – важнейшие компоненты биоценозов. Установите видовой состав рыб нашей реки Пут. 2.Докажите необходимость растений в жизни рыб, указав взаимосвязи в “сообществе”. что рыбы – важнейшие компоненты биоценозов. 3.Какие животные организмы являются пищей для рыб? 4.Каким образом влияет среда обитания и факторы среды на жизнь рыб? |
1 группа - “ихтиологи”: Установить,
какие виды рыб обитают в нашей реке Пут. 2 группа - “ботаники”. Выбрать для водоема растения, которые служили бы пищей, источником кислорода, убежищем для рыб и животных. 3 группа - “Зоологи” нужно населить данный водоем беспозвоночными животными и определить их значение в жизни рыб. 4 группа - “Экологи” необходимо установить, какие экологические факторы способствует обеспечению нормальной жизни рыб в водоеме |
|
Актуализация знаний и умений | ||
Дают определения. Выполняют работу по алгоритму (см. Приложение). Выясняют, где и как можно найти информацию. |
||
Сбор информации. | Предоставление источников. Краеведческий материал, компьютер, литература, карточки. | Знакомятся с информацией и отбирают заранее. |
Осмысление учебного материала (структурирование информации) | Рекомендует структуру материала из учебника и книги для чтения по ботанике, зоологии, экологии животных и растений. | Продолжают выполнение работы. |
Закрепление учебного материала. | Организует работу в малых группах. | Составляют отчеты, доклады, мини-презентации |
Оформление результатов | Коррекция, помощь в оформлении работ. | Оформление работ. |
Проверка и оценка результатов. | Организует защиту каждой группы. | Защищают исследовательские проекты. |
Конкурс проектов, подведение итогов. | Называются оценки. | Оценивают и определяют уровень достижений. |