Портфолио обучающихся начальных классов в условиях безотметочной системы обучения

Разделы: Начальная школа


Для одних детей отметка Баба Яга,
а для других – добрая Фея.

(Ш.А. Амонашвили)

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.

Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок.

Традиционная пятибалльная система оценивания:

  • не даёт полноценной возможности формирования оценочной самостоятельности у обучающихся 1-го года. Общепринятая отметочная система выполняет функцию внешнего контроля успешности ребёнка со стороны учителя. Она не предполагает оценивания собственных действий учеником;
  • затрудняет инидивидуализацию обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребёнка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребёнка («Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять!»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребёнка («Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец!»), официальный статус отметки («Всё равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старания педагога;
  • является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и нельзя определить направление дальнейших действий;
  • часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя отметочная система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления. Всё это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта обучающегося, его тревожности и даже к ухудшению его физического здоровья.

Главная проблема отметочного обучения заключается в том, что при этой системе учитель делает акцент на недостатках, тогда как при безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика.

Безотметочная система, о которой пойдет речь, предполагает не замену одних отметок другими, не переделку символов, а пересмотр самих принципов оценивания, а еще глубже – всего учебного процесса.

Глава 1. Оценка и отметка. Портфолио

Оценка – понятие очень широкое, одним из возможных проявлений которого является отметка по какой-либо системе (пяти, десяти, двадцатибальной). Все учителя знают соотношение между количеством допущенных ошибок того или иного типа и выставляемым за это баллом. Но, наверное, каждый ученик сталкивался с тем, что такие критерии не всегда ясны, и более того, часто уступают место субъективным учительским взглядам. Снижение балла за абсолютно правильный, но неуверенный ответ, снисходительное отношение к отличнику, который сегодня отвечает не блестяще, но которому «один раз простительно», или, наоборот, более требовательное отношение к сильному ученику, потому что «он может лучше», – вот некоторые примеры учительского субъективизма при выставлении отметки. А ведь по сути все они – попытки выйти за рамки отметок, выразить что-то большее, чем сухое соотношение «количество ошибок – балл», то есть перейти от отметки к оценке. Беда в том, что применение таких персонифицированных отметок таит в себе опасность: как только преподаватель начинает учитывать не только количество допущенных ребенком ошибок, но и, например, общий уровень его знаний, критерии оценивания становятся неуловимыми, о них теперь знает только сам учитель, да и у всех педагогов они разные. В результате ребенок не получает адекватной оценки своих знаний.

Проблема еще и в том, что отметка – это определенный учительский вердикт. Порой он формирует представление ребенка о собственных возможностях. Недаром существует синдром отличника. И наоборот, человечек, попавший в плен троек, зачастую и не пытается улучшить свои показатели. Преодолеть такие стереотипы удается не всем взрослым, что же говорить о детях!

Получается, что в традиционной отметочной системе не всегда есть средства, чтобы адекватно оценить знания ученика и в то же время отразить его личный прогресс, сопоставить его с данными одноклассников, избегая при этом субъективного отношения и предвзятости. Безотметочная система оценивания пытается решить данную проблему.

Оценка без отметки.

Если у отметок слишком много недостатков, не стоит утверждать, что надо вообще отказаться от оценивания. Делать это необходимо, иначе дети не увидят ни своих проблем, ни путей их преодоления. При безотметочном оценивании контроль над работой школьников вовсе не исключен, но преподаватель не выносит вердикт, а помогает ребенку понять, какие темы тот усвоил, а над чем надо еще поработать. Здесь допустимо применять различные типы оценивания. Например, диктант по русскому языку имеет цель проверить десять правил правописания. За каждое правило педагог ставит либо плюс (если все слова написаны верно), либо минус (если допущена ошибка). При желании результаты легко перевести в баллы: минус равен нулю баллов, плюс – одному баллу. Но критерии такой оценки, в отличие от традиционной отметки, абсолютно ясны и ребенку, и родителям. К тому же здесь мы показываем не просто соотношение ошибки и балла, а то, какие правила ребенок усвоил, а какие нет. Оценка стимулирует дальнейшую работу ученика, а не закрывает ему пути к развитию.

Ребенок, у которого плохо с грамотностью, не сумеет сразу перескочить с двоек на пятерки, даже если он усиленно занимается русским языком. Но именно ему очень важно видеть, что старается он не впустую, что движение, пусть медленное, есть. При отметочной системе такой прогресс зафиксировать достаточно сложно: за двенадцать ошибок ставят двойку, а когда через месяц ребенок допускает шесть неправильностей (в два раза меньше!), он получает все ту же… двойку. Критерии выставления отметок не позволяют «вручить» тройку за такое количество погрешностей. А если учитель примет во внимание несомненное улучшение, произошедшее с ребенком, и прибавит незаконный балл, в недоумении окажется уже другой учащийся, схлопотавший двойку за те же шесть промахов, но для которого такие показатели являются не прогрессом, а нормой.

Оценка и самооценка.

Один из важнейших принципов безотметочной системы – самооценка. Ценнейшему из умений – способности адекватно оценить свои действия – детей учат постепенно. Сначала они сравнивают выполненную работу с данным учителем образцом. Преподаватель, конечно, проверяет, исправляет ошибки, может предложить критерии, но определить оценку сначала должны сами ученики, только потом они услышат мнение учителя. При таком подходе исчезает опасность манипулирования с помощью отметок, школьники не зависят от учителя как от распределителя отметочных наград и наказаний.

Если ребенок не ждет приговора учителя, а способен дать оценку своим знаниям и навыкам, он сможет откровенно сказать: это сочинение я мог бы написать лучше. Если в контрольной у школьника много ошибок, он подумает: я не подготовил материал, надо в нем разобраться. Но не станет отчаиваться («у меня ничего не выходит»), как поступают многие дети, получившие двойку.

Оцениванию при безотметочной системе должны подлежать не только знания, умения и навыки обучающихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть сформирована столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой по их успеваемости, но это не «заменители» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «солнышек» и т.п. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.

Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку).

Задачами безотметочной системы оценивания учебных достижений учащихся является:

  • обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;
  • направление обучающихся на усиление мотивов познания, закрепление в них веры в собственные силы, педагогическая поддержка учебной активности и самостоятельности обучающихся;
  • соотнесение фактического уровня предметных знаний и надпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума, контроль выполнения учебных планов и программ;
  • осуществление здоровьесберегающих технологий в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами;
  • соблюдение и уважения личности и человеческого достоинства обучающихся.

В настоящее время уже в начальной школе весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени.

В данной работе в портфолио включены разделы, посвященные оценке обучающимися достигнутых результатов, планированию будущих этапов обучения в творческой деятельности. Это делает портфолио рабочим инструментов, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать достижения.

Мы выделяем три составляющие портфолио:

  1. Оценочная, т.е. перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, позволяющий сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя;
  2. Инструментальная, т.е. накопление способов и средств (инструментов) для решения различных практических задач;
  3. Рефлексивная, т.е. оценка обучающимся пройденного пути и места на этом пути. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решать две основные задачи:
  • проследить индивидуальный прогресс обучающегося в начальной школе;
  • оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Следовательно, портфолио есть современная форма оценивания, которую можно применять на всех уровнях образования, начиная с начальной школы.

На схеме показан элементный состав предлагаемого в работе портфолио. <Рисунок 1>

Рисунок 1

Глава 2. Проверка уровня знаний, умений, навыков по предметам

Предлагаемая безотметочная система оценивания подразумевает фиксацию продвижения учеников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, в виде листа индивидуальных достижений по каждому предмету.

Результаты выполнения проверочных работ по предметам заносятся в специальные листы учёта уровня знаний, умений, навыков. <Рисунок 2>

Рисунок 2

В конце темы, раздела, этапа обучения следует провести срезовую работу, направленную на проверку сформированности необходимых навыков. Например, после изучения темы «Звуковой анализ слов» обучающимся дается задание: обозначить с помощью знаков каждый звук в слове (в данном примере в слове лиса). На данном листе видно, что обучающийся усвоил тему, поэтому в колонке «Усвоено» стоит знак «+».

С обучающимися, показывающими пробелы в знаниях по звуковому анализу, продолжится индивидуальная работа в классе, и будут даны рекомендации родителям для работы дома.

Аналогично ведутся листы учёта уровня знаний, умений, навыков по математике и чтению.

Результаты выполнения контрольных работ в конце четверти фиксируются в листах индивидуальных достижений по каждому предмету. <Рисунок3>

Рисунок 3

При правильном определении целей достижения и способов их проверки листы индивидуальных достижений дают учителю всю необходимую информацию: о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли ли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют также осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём более информативную, чем это позволяют традиционные отметки. Конечно, такая схема более трудоёмка, чем выставление троек и пятёрок, но она лучше отвечает стоящим задачам.

Листы учёта уровня знаний, умений, навыков по предметам и листы индивидуальных достижений обучающихся по предметам представлены в <Приложение1> – <Приложение 13>.

Глава 3. Индивидуальные работы обучающихся

Внимание.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. Оно входит обязательным компонентом в структуру любого познавательного процесса – это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нём своё восприятие, мышление, воображение.

Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности обучающихся.

При небольшом объёме внимания невозможно сосредоточиться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребёнок не может долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. При недостаточной избирательности внимания обучающийся не может сосредоточиться именно на той конкретной части материала, которая необходима для выполнения поставленной задачи.

При плохо развитой переключаемости внимания ученику сложно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. При плохо развитой способности распределения внимания проявляется неумение безошибочно выполнять одновременно несколько дел.

Работе по устранению недостаточно развитых свойств внимания способствует применение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания:

1. Объём внимания:

  • дорисуй картинку или закончи рисунок (На рисунке незаконченные фигурки. Если к ним добавить дополнительные линии, то получатся интересные предметы или сюжетные картинки);

2. Устойчивость и концентрация внимания:

  • обведи в кружок буквы, которые услышишь (Учитель диктует буквы, ученик находит в ряде букв услышанную);
  • гласные буквы обведи в кружок, а цифры – в квадрат (В таблице цифры и буквы. Ученик обводит в кружок только гласные буквы, в квадрат – цифры);
  • сколько треугольников изображено на картинке (Нужно найти правильное количество треугольников на картинке и записать ответ);

3. Избирательность внимания:

  • найди и обведи карандашом названия природных явлений (огородных растений) (В таблице даны названия природных явлений (огородных растений). Задача обучающихся выбрать только нужные названия).

4. Переключаемость внимания:

  • флажки, повёрнутые вправо, раскрась синим карандашом, влево – красным (На рисунке флажки. Обучающиеся разукрашивают их согласно заданию учителя);

5. Распределение внимания:

  • какие предметы спрятаны в рисунке (Обучающимся необходимо найти в рисунке предметы, разукрасить их и записать название).

Развивать и совершенствовать внимание обучающихся столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению. За вниманием следует запоминание и развитие памяти в целом. От уровня развития внимания зависит успешность ребёнка в обучении.

Память

У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её. Это возможно потому, что у нас есть память.

Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также сам запас хранящихся в сознании впечатлений.

Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Для развития и формирования основных видов памяти (слуховой и зрительной), используемых в учебной деятельности, подобраны специальные задания:

1. Развитие слуховой памяти:

  • «Запиши число» (Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Обучающиеся должны запомнить эти числа и записать в том же порядке),
  • графический диктант (По клеткам воспроизвести рисунок).

2. Развитие зрительной памяти

  • запиши в пустые клетки таблицы все числа, которые запомнил (Учитель показывает таблицу с числами 10 секунд, затем обучающиеся записывают из в соответствующие клетки);
  • добавь один слог, чтобы получилось слово (В таблице дано начало слова. Ученик добавляет слог, чтобы получилось слово);
  • соедини буквы по порядку, чтобы получился рисунок (Ученик по порядку соединяет буквы алфавита);
  • соедини только чётные числа (нечётные числа, десятки) и получится рисунок (На рисунке соединить числа согласно заданию);
  • нарисуй 3 предмета круглой формы (Вспомнить и нарисовать 3 предмета заданной формы).

Система упражнений, направленных на развитие памяти показывает, что у учеников повышается обучаемость, улучшаются внимание, память; дети учатся «видеть», «слышать», пытаются рассуждать.

Мышление, логика, речь.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед обучающимися возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Различают три основных вида мышления:

  1. предметно – действенное – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;
  2. наглядно – образное – мышление, которое опирается на восприятие или представление;
  3. абстрактное (словесно – логическое) – мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению.

Формирование и развитие основных видов мышления начинается с простейших мыслительных навыков: умения ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения, сравнивать.

Решению проблемы по развитию мышления у обучающихся поможет выполнение заданий на развитие мыслительных навыков:

  • соедини стрелкой слова – рифмы (Обучающийся находит пару каждому слову);
  • закончите сказку (Задача ученика завершить сказку);
  • соедини слова – антонимы стрелкой (Найти пару к каждому слову);
  • закончите предложения (Завершить подходящим по лексическому значению словом предложение);
  • игра «Что из чего?» (Записать названия трёх предметов, которые ассоциируются с данным рисунком).

В современной системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения обучающимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.

Развитию навыков логического мышления помогут следующие упражнения:

  • найди лишнюю картинку (Среди картинок найти лишнюю, назвать тематическую группу)
  • дорисуй девочке в правую руку сумку, а в левую – воздушный шарик (Рисунок девочки в зеркальном изображении)
  • чего не хватает на рисунке, ответ нарисуй в пустом квадрате (В квадрате обучающиеся рисуют недостающий предмет. Рассматриваются все допустимые варианты).
  • дополни последний квадрат (Найти закономерность и убрать лишнюю линию).

Выполнение заданий логического характера предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьника, его склонностей и развитие способностей.

«Моё отношение к предметам».

Отношение обучающихся к школе можно проследить через сводную таблицу «Моё отношение к предметам», в которой они выражают своё отношение при помощи символов: солнышко, ёлочка, тучка.

Заключение

Мы делаем первые шаги в работе над портфолио в начальной школе, однако отмечаем возрастающий интерес к этой идее со стороны учеников и их родителей, т.к. портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители».

Умелое использование «Портфолио обучающегося начальных классов в условиях безотметочной системы обучения» представляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии обучающегося и способствует постепенному формированию у него действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку). Такая форма оценивания как портфолио должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а инструментом, с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

Применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

Работа, проведённая в течение года в системе безотметочного обучения позволила обучающимся лучше адаптироваться к оцениванию знаний в условиях существующей в школе 5-бальной отметочной системы.