Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1-м классе по теме "Звук [щ']. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ"

Разделы: Начальная школа


Цели: образовательная – закреплять умение давать характеристики звуков, работать над звуковым анализом слов, познакомить детей с буквами Щ, щ, научить писать строчную букву щ; развивающие - работать над развитием речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, формировать орфографическую зоркость, внимание, кругозор; воспитывающие – прививать любовь к русскому языку.

Оборудование. Учебник «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.); пропись №4 (авт. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова); иллюстрации с изображением щуки, ерша; модель – аппликация «Набор звуковых схем»; пособие «Азбука подвижная»; книга В.В. Волиной «Праздник Букваря» (физкультминутки, фонетические зарядки).

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Дыхательная гимнастика. (Проводится на каждом уроке обучения грамоте и письму.)

III. Повторение изученного материала.

1. Фонетическая зарядка.

Учитель. Что говорят, когда рыба срывается с крючка?

Дети. Эх! (Проговаривается детьми несколько раз.)

2. Повторение изученной буквы Э.

Учитель. С каким звуком, и с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

Дети. Звук [э], буква Э.

Учитель. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Учитель. «Доскажите словечко».

На большие расстояния К дальним сёлам, городам
Мчится он без опоздания; Кто идёт по проводам?
Пишется в конце два С Светлое величество,
Называется … Это …
Дети. Экспресс. Дети. Электричество.
На лучинке, в бумажке, Угукало, агакало,
В шоколадной рубашке, Аукало и плакало,
В руки просится само. И рассыпалось смехом,
Что же это?.. И называлось…
Дети. Эскимо. Дети. Эхом.

3. Чтение стихотворения «Где обедал воробей?». (Учебник стр. 184)

Дети читают стихотворение хором, затем цепочкой.

Учитель. Кто написал это стихотворение?

Дети. С.Я. Маршак.

Учитель. Поиграем в игру «Самый внимательный». (Игра способствует развитию памяти и внимания.) Я задам вопрос и назову несколько вариантов ответов. Когда вы услышите правильный ответ нужно хлопнуть в ладоши.

Вопрос. У кого обедал воробей?

Варианты ответов. У кролика, льва, лисицы, моржа, собаки, слона, журавля, носорога, тигра, волка, у хвостатых кенгуру, у мохнатого медведя.

Учитель. Что ел воробей у слона?

Дети. Ел морковку у слона.

Учитель. У моржа?

Дети. У моржа попил водицы.

Учитель. С журавлём?

Дети. С журавлём поел пшена.

Учитель. У кого воробью грозила опасность?

Дети. У крокодила.

Учитель. Молодцы!

5. Обобщение по «ленте букв».

Учитель. Назовите все изученные буквы. Почему гласные буквы располагаются в двух рядах? А согласные? Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука. В каких случаях?

Ответы детей.

IV. Физкультминутка.

1.Гимнастика для глаз. (Класс работает по таблице Н.Ф. Базарного.)

2.Хомка.

Хомка - хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

V. Работа по теме урока.

1. Выделение звука [щ] в словах. Игра «Найди звук».

Учитель. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щётка, ящик, ящерица, щука.

Дети. Звук [щ].

Учитель. Тема урока «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком [щ’]. Узнаем, какой буквой он обозначается на письме. Выучим написание строчной буквы щ.

2. Фонетическая зарядка.

Учитель. Вспомните, как паровоз выпускает пар.

Дети. Щ - щ – щ.

3. Характеристика звука [щ].

Учитель. Произнесите звук [щ]

Дети произносят.

Учитель. Что происходит с воздухом при произношении этого звука?

Дети. Воздух встречает во рту преграду.

Учитель. Какой это звук?

Дети. Согласный

Учитель. Он звонкий или глухой?

Дети. (Работают по « ленте букв».) Он непарный глухой.

Учитель. Звуки [ч’] [й’] [щ’] – всегда мягкие.

Дети. Значит звук [щ’] – всегда мягкий.

4. Тренировочные упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Чистоговорка. (Произносить громко, тихо, шёпотом; затем быстро умеренно, медленно.)

Ща - ща - ща – мы домой несли леща.

Ащ - ащ - ащ – мы наденем плащ.

VI. Продолжение темы урока.

1. Знакомства с буквами Щ, щ. (Работа по «Азбуке» стр. 187)

Учитель. Звук [щ’] обозначается буквой щ. Найдите эту букву в учебнике. На что она похожа?

Ответы детей.

Учитель.

На расчёску

Щ – играющий щенок.

Щ похожа.

Кверху лапками он лёг.

Три зубца всего?

 

Ну что же!

 

2. Работа в «Прописи» стр. 27

Обвести узор по контуру.

Сравнить печатную «щ» и строчную «щ».

Графический анализ элементов, из которых состоит буква «щ».

Показ и объяснение написания буквы «щ» учителем.

Упражнения в написании буквы «щ» учащимися.

VII. Слоговой анализ.

1.Чтение слогов-слияний по «Азбуке» стр. 187.

Учитель. При чтении обратите внимание на то, что звук «щ» произносится мягко.

2. Звуко-буквенный анализ слогов-слияний. (Ученики работают с раздаточными наборами звуковых схем.)

3. Письмо по образцу слогов слияний в «Прописи».

4. Чтение слов с данными слияниями. (Используется пособие «Азбука подвижная».)

ща – щавель, чаща, роща
щу – щука, ищу, чищу
ще – щегол, щенок
щи – щипцы, лещи
щё – щёки, щётка

VIII. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет щёки, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и шагать.

IX. Анализ схемы слова «щука».

1. Работа по «Азбуке».

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Отгадайте загадку.

Кто это хвостиком виляет,

Зубаста, но не лает?

Дети. Щука.

Учитель. Как щука помогла Емеле? Составить предложения.

Ответы детей.

Учитель. Щука живёт в реке. Рыбаки называют её речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных. Если она голодная, то может утащить на дно утёнка или гусёнка. Есть у неё ещё одно прозвище – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

2. Продолжение работы в «Прописи».

Учитель. Сделайте анализ схемы слова «щука». (Ответы детей. Проводится орфографический анализ этого слова. Обращается внимание на соединение букв в нём.) Запишите слово по образцу.

X. Работа над орфографической зоркостью.

1.Работа в «Прописи» над предложением:

Ёрш и щука – рыбы.

Учитель. Ёрш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч. Бросишь его на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает и вновь поплывёт.

Проводится орфографический разбор предложения. Затем ученики самостоятельно списывают его с образца. Далее предлагается задание поставить ударение во всех словах и подчеркнуть «опасные места». Осуществляется проверка выполненного.

XI. Итог урока.

Учитель. С каким звуком познакомились на уроке? Что о нём узнали? Какой буквой на письме он обозначен? Что вы узнали нового и интересного на уроке?

Ответы детей.

На втором уроке продолжается работа по данной теме.