Разработка урока "Окружающий мир" для 1-го класса по УМК "Начальная школа XXI век". "Все профессии важны"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширение представления о профессиях,

  • развитие познавательных интересов, наглядно-образного и ассоциативного мышления,

  • воспитание уважения к труду.

Оборудование: предметные картинки, плакат «Профессии моих родителей», DVD-диск с материалами о родителях на работе.

Оформление доски: плакат «Все профессии важны», фотографии родителей на своих рабочих местах.

Содержание урока.

Маша Л.:

В мире много интересного,
Нам порю неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Олег П.:

Вы увидите сейчас,
Что не только в классе учат
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.

I. Учитель сообщает тему урока:

Предлагаю я вам тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Им урок свой посвятим.

Учитель: Тема наша вам ясна?

Маша и Олег: О профессии она.

II. Вступительное слово учителя:

- В «Словаре русского языка» профессора Сергея Ивановича Ожегова [6] дается такое определение слова «профессия»:

«Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности».

- Ребята, какие профессии вы знаете? (ответы детей).

- Какой вид работы выполняют люди названных профессий? (ответа детей).

- Есть ли у людей этой профессии специальная одежда? (ответы детей)

III. Отгадывание загадок [3].

Учитель: - Отгадайте загадки о профессиях. Найдите отгадку на предметной картинке на доске и покажите.

Ученики читают загадки наизусть.

Загадка 1. (Аня М):

Вот пришли мы в первый класс.
Кто с улыбкой встретил нас,
Учит всех читать, писать,
Может с нами поиграть? (Учительница)

<Рисунок 1>

Учитель: - Ребята, а если в школе учит мужчина, как его называют?

Дети: - Учитель.

Учитель: - Лера и Руслан расскажут о профессиях своих мам. (Идёт рассказ детей).

Загадка 2. (Настя М.):

Ну, а если заболеем,
То к кому бежим скорее,
Кто нам выпишет рецепт
И полезный даст совет? (Врач)

<Рисунок 2>

Учитель: - Расскажите о своих родителях-врачах (рассказывают Серёжа и Коля).

Загадка 3. (Женя И.):

В детский садик я ходил.
И, конечно, не забыл,
Кто заботой окружал
И во многом помогал.
Все, кто садик посещал,
Несомненно, угадал.
Это… (Воспитатель) <Рисунок 3>

Загадка 4. (Даша П.):

Садик тоже вспоминаю
Угадать вам предлагаю,
Кто готовил нам обед,
Этих щей прекрасней нет! (Повар) <Рисунок 4>

Загадка 5. (Полина В.):

День рожденья настает,
Мама в «Детский мир» ведёт.
Нас приветливо встречает
И игрушки предлагает,
Кто она? Секрета нет,
Дайте правильный ответ! (Продавец) <Рисунок 5>

Учитель: - Ребята, а кто ещё хочет рассказать о профессии своих родителей? (Рассказывают Илья, Женя).

Учитель:

- Молодцы, что всех узнали,
Все загадки отгадали!

- У вас на столах ещё остались картинки. Назовите профессии и укажите предметы, принадлежащие данной профессии. <Рисунок 6>, <Рисунок 7>

IV. Физминутка «Оркестр».

V. Работа с учебником [1] с. 19.

А) Рассказ о профессиях по странице учебника по вопросам учителя:

- Какая из этих профессий существовали много лет назад? (гончар)

- Почему так решили? (ответы)

- Какая профессия пришла к нам не так давно? (программист)

- Какой предмет нужен программисту? (компьютер)

- Какие из представленных профессий есть в наше станице? (ответы)

Б) Работа в тетради [2].

Учитель:

Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Индивидуальная работа в тетради. Проверка.

VI. Инсценировка отрывка из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас? » [4].

Саша Р.:

Я стихов немало знаю
И сейчас вам предлагаю
То, что слышал я не раз –
Михалков. «А что у вас?»

Дети в костюмах инсценируют стихотворение.

- Многие поэты создали для детей стихи, в которых говорится о труде, о профессиях.

VII. Группа учащихся читают наизусть стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремесла? » [5].

VIII. Обобщение.

Саша П.:

Посмотрели мы, ребята,
Кем мы можем стать когда-то
Но и это не предел,
На Земле так много дел!

Аля М.:

Надо лучше нам учиться,
В жизни всё нам пригодится.

Аля и Саша:

Все работы хороши,
Лишь работай от души!

- В заключение нашего урока предлагаю посмотреть видеозапись и догадаться, о какой профессии идет речь?

Просмотр видеозаписи.

IX. Итог урока.

- Скажите, что нового вы открыли для себя на этом уроке?
- Какая профессия вам нравится? Почему?
- Кем бы вам хотелось стать, когда вырастите?
- Для чего надо трудиться?

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Издание второе переработанное. М.: "Вентана - Граф", 2005, с.20
  2. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать. 1 класс. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". Издание второе, переработанное. М.: Издательский центр "Вентана - Граф", 2006, с. 10
  3. Загадки, пословицы, поговорки./ Сост. , авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990
  4. Михалков С.В. Веселый турист. Стихи. М.: "Детская литература", 1988, с. 3
  5. Родари Д. Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла? Стихи. М.: "Детская литература", 1989, с. 2
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е издание, исправленное, М.: ОНИКС Мир и Образование, 2005, с. 813