Цели:
-
расширение представления о профессиях,
-
развитие познавательных интересов, наглядно-образного и ассоциативного мышления,
-
воспитание уважения к труду.
Оборудование: предметные картинки, плакат «Профессии моих родителей», DVD-диск с материалами о родителях на работе.
Оформление доски: плакат «Все профессии важны», фотографии родителей на своих рабочих местах.
Содержание урока.
Маша Л.:
В мире много интересного,
Нам порю неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Олег П.:
Вы увидите сейчас,
Что не только в классе учат
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.
I. Учитель сообщает тему урока:
Предлагаю я вам тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Им урок свой посвятим.
Учитель: Тема наша вам ясна?
Маша и Олег: О профессии она.
II. Вступительное слово учителя:
- В «Словаре русского языка» профессора Сергея Ивановича Ожегова [6] дается такое определение слова «профессия»:
«Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности».
- Ребята, какие профессии вы знаете? (ответы детей).
- Какой вид работы выполняют люди названных профессий? (ответа детей).
- Есть ли у людей этой профессии специальная одежда? (ответы детей)
III. Отгадывание загадок [3].
Учитель: - Отгадайте загадки о профессиях. Найдите отгадку на предметной картинке на доске и покажите.
Ученики читают загадки наизусть.
Загадка 1. (Аня М):
Вот пришли мы в первый класс.
Кто с улыбкой встретил нас,
Учит всех читать, писать,
Может с нами поиграть? (Учительница)
Учитель: - Ребята, а если в школе учит мужчина, как его называют?
Дети: - Учитель.
Учитель: - Лера и Руслан расскажут о профессиях своих мам. (Идёт рассказ детей).
Загадка 2. (Настя М.):
Ну, а если заболеем,
То к кому бежим скорее,
Кто нам выпишет рецепт
И полезный даст совет? (Врач)
Учитель: - Расскажите о своих родителях-врачах (рассказывают Серёжа и Коля).
Загадка 3. (Женя И.):
В детский садик я ходил.
И, конечно, не забыл,
Кто заботой окружал
И во многом помогал.
Все, кто садик посещал,
Несомненно, угадал.
Это… (Воспитатель) <Рисунок 3>
Загадка 4. (Даша П.):
Садик тоже вспоминаю
Угадать вам предлагаю,
Кто готовил нам обед,
Этих щей прекрасней нет! (Повар) <Рисунок 4>
Загадка 5. (Полина В.):
День рожденья настает,
Мама в «Детский мир» ведёт.
Нас приветливо встречает
И игрушки предлагает,
Кто она? Секрета нет,
Дайте правильный ответ! (Продавец) <Рисунок 5>
Учитель: - Ребята, а кто ещё хочет рассказать о профессии своих родителей? (Рассказывают Илья, Женя).
Учитель:
- Молодцы, что всех узнали,Все загадки отгадали!
- У вас на столах ещё остались картинки. Назовите профессии и укажите предметы, принадлежащие данной профессии. <Рисунок 6>, <Рисунок 7>
IV. Физминутка «Оркестр».
V. Работа с учебником [1] с. 19.
А) Рассказ о профессиях по странице учебника по вопросам учителя:
- Какая из этих профессий существовали много лет назад? (гончар)
- Почему так решили? (ответы)
- Какая профессия пришла к нам не так давно? (программист)
- Какой предмет нужен программисту? (компьютер)
- Какие из представленных профессий есть в наше станице? (ответы)
Б) Работа в тетради [2].
Учитель:
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Индивидуальная работа в тетради. Проверка.
VI. Инсценировка отрывка из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас? » [4].
Саша Р.:
Я стихов немало знаю
И сейчас вам предлагаю
То, что слышал я не раз –
Михалков. «А что у вас?»
Дети в костюмах инсценируют стихотворение.
- Многие поэты создали для детей стихи, в которых говорится о труде, о профессиях.
VII. Группа учащихся читают наизусть стихотворение Д. Родари «Чем пахнут ремесла? » [5].
VIII. Обобщение.
Саша П.:
Посмотрели мы, ребята,
Кем мы можем стать когда-то
Но и это не предел,
На Земле так много дел!
Аля М.:
Надо лучше нам учиться,
В жизни всё нам пригодится.
Аля и Саша:
Все работы хороши,
Лишь работай от души!
- В заключение нашего урока предлагаю посмотреть видеозапись и догадаться, о какой профессии идет речь?
Просмотр видеозаписи.
IX. Итог урока.
- Скажите, что нового вы открыли для себя на этом уроке?
- Какая профессия вам нравится? Почему?
- Кем бы вам хотелось стать, когда вырастите?
- Для чего надо трудиться?
Литература:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Издание второе переработанное. М.: "Вентана - Граф", 2005, с.20
- Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать. 1 класс. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". Издание второе, переработанное. М.: Издательский центр "Вентана - Граф", 2006, с. 10
- Загадки, пословицы, поговорки./ Сост. , авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990
- Михалков С.В. Веселый турист. Стихи. М.: "Детская литература", 1988, с. 3
- Родари Д. Чем пахнут ремесла? Какого цвета ремесла? Стихи. М.: "Детская литература", 1989, с. 2
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е издание, исправленное, М.: ОНИКС Мир и Образование, 2005, с. 813