Занятие №1
Тема: Дифференциация звуков В-Ф
Цель: учить дифференцировать звуки В-Ф, определять их положение в слогах, словах;
Задачи:
- учить дифференцировать звуки В-Ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- соблюдать преемственность в работе с учителем;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков В – Ф.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
- Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
- По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
- Кто готов? Слушаем.
- Совершенно верно. Ваня, Фая.
- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
14 декабря
Вв – Фф
- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
- При произнесении звуков В-Ф нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук В произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук Ф – без голоса, голосовые связки отдыхают.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук В. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- А теперь произнесите звук Ф. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
- Итак, звук В – согласный, звонкий; звук Ф – согласный, глухой.
- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук В мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук Ф мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками В –Ф. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)
4. Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,
Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.
Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: вок ___ ,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
В |
||||
В |
||||
В |
||||
В |
||||
Ф |
||||
Ф |
||||
Ф |
||||
Ф |
- За водой идут –
Песни звонкие поют.
А назад идут –
Слезы льют. (Ведра) - Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной) - По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер) - Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время) - Знак, обозначающий число. (Цифра)
- Обувь. (Туфли)
- Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
- Водитель автомобиля. (Шофер)
8. Физминутка «Ветерок»
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…
9. Составление слов из отдельных слогов. (на доске картинки: ворона, фазан)
- Узнали птиц? Назовите их.
- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА
- Почему у этой птицы такое название? Какая подсказка содержится в слове? Какие два слова спрятаны в слове. (Вор, он).
- Правильно, оказывается ворона ворует яйца и птенцов у чужих птиц, потому ее и прозвали «ворона».
- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.
В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:
рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во
Запись слов на доске:
Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.
- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.
- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)
- Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)
- А теперь я диктую, а вы записываете:
фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).
- Какие называются эти слова? (однокоренные)
- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.
- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)
10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)
Ворона проворонила воронят.
- Прочитайте предложение.
- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)
- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
- Еще раз - с закрытыми глазами.
- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.
- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.
- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии во 2-м классе
Занятие №2
Тема: дифференциация звуков В-Ф
Цель: выработать четкую дифференциацию звуков В-Ф и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами;
Задачи:
-
учить дифференцировать звуки В-Ф по глухости – звонкости в словах, словосочетаниях и предложениях;
-
совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
-
активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
-
развивать связную речь;
-
соблюдать преемственность в работе с учителем;
-
развивать зрительное внимание и память;
Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв В – Ф, графические профили звуков, текст рассказа «Птичка».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Вспомните названия дней недели по порядку. Отвечаем по цепочке.
- Какой был день позавчера? Вчера? Какой день наступит завтра? Послезавтра?
- Теперь назовем все названия дней недели по порядку.
II. Основная часть
Введение в тему
- Что видите на картинках? Назовите их. (сова, софа)
- Уточним, что они обозначают.
- Какими звуками они различаются при произнесении?
- Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
- Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков В-Ф
- Запишите число, месяц, тему.
16 декабря
Вв – Фф
- А также запишите слова: сова - софа. Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной. Назовите слог с буквой В в слове СОВА, слог с буквой Ф – СОФА.
- Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
- Дайте краткую характеристику звукам.
(Звук В – согласный, звонкий; звук Ф – согласный, глухой.)
2. Речевая разминка
- Читаем цепочки слогов с доски – хором.
Ва – во – ве
Фо – фу- фи
Ава – ува – ыва
Уфо – афы – офу
Вафа – вофо - вуфу
3. Игра «Кто внимателен?»
- Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками В - Ф, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой.
(коврик, телефон, самовар, повар, филин, соловей, портфель, кофе, свекла)
4. Запись слов в два столбика В - Ф.
- Я диктую слова, а вы подумайте, куда будете записывать. Подчеркиваем слоги с буквой В – двумя чертами, Ф – одной чертой. (Дети должны, опираясь на гласные, в уме разделить слова на слоги и найти слог с буквой В или Ф.)
(айва, кофта, виноград, фартук, слива, шарфик, вишня, футболка)
- Прочитаем, какие слова вы записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог с буквой В в слове. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом.
(Фрукты)
- Читаем слова второго столбика, называем слог.
- Назовите одним словом слова второго столбика? (Вещи, одежда)
5. Наблюдение за согласными В – Ф, при произнесении один из которых оглушается.
- Посмотрите на доску. Даны слова, некоторые из них при произнесении не соответствуют написанию. Давайте уточним, какой именно звук требует проверки: В или Ф.
торф, рукав, певцы, шкафчик
- Правильно, звонкий звук В в конце и середине слова произносится как звук Ф, поэтому звук В требует проверки. Вспомним правило о правописании парных согласных: надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
6. Игра «Один – много»
- Поиграем в игру «Один-много», с перекидыванием мяча. Измените слова, чтобы не было сомнений в правильном написании буквы. Сначала я произнесу слово в единственном числе, а вы мне отвечаете во множественном числе.
Бровь, остров, шеф, посев, лев, штраф, миф.
- А теперь наоборот, я произнесу слово во множественном, а вы – единственном.
Певцы, ловцы, пловцы, кузовки, прилавки, поплавки.
7. Упражнение на самостоятельное выполнение
- Измените слова так, чтобы после согласных В и Ф появился гласный. Напишите слова парами. Подчеркните слоги с буквой В – двумя чертами, Ф – одной чертой.
Шарф - …, клюв - …, припев - …, улов - …, остров - …, мотив - …, шкаф - …
8. Физминутка «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура – замри!
9. Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В - двумя чертами, Ф – одной чертой.
Красивый |
ватрушка |
Свежая |
флакон |
Шелковый |
фабрика |
Обувная |
шарфик |
новый |
конфета |
вкусная |
сарафан |
10. Работа у доски.
- Прочитайте незаконченные предложения и слова для справок. Выберите слова по смыслу и допишите их в предложения. Выделите слоги с буквами В и Ф. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем.
Вера открыла … .
Оборвался телефонный … .
Федя осветил дорогу … .
У машины не было одной … .
Фаина сварила компот из … .
В нашем доме не работает … .
Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.
11.Чтение текста.
- Перед вами текст. Рассказ называется «Птичка». Прочитаем его «цепочкой».
Птичка
Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клювом. Ваня открыл форточку. Птичка влетела в комнату. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Наступила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.
Ответим на вопросы:
- Как зовут мальчика и девочку?
- Кого они увидели в окно?
- Почему же птичка стучала в окно?
- Как поступили Ваня и Фая?
- Как вы думаете, кто еще нуждается в морозы и холода в человеческом внимании и помощи? - Что мы можем им предложить?
III. Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Как они называются? (Парные согласные)
- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.
- Какие задания вам понравились?
- Благодарю всех за работу, до свидания!