Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Открытый урок "Снова о мягком знаке"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить сформированность понятия «мягкий знак не имеет звука»;
  • выявить три функции мягкого знака в русском языке путём исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, взаимоконтроль;
  • вызвать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • карточки с образцами написания мягкого знака в соединении с другими буквами;
  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • карточки с изображением лиц для рефлексии;
  • карточки с тестом.

Компьютерное сопровождение урока (используется для заданий разного уровня, теста, выводов, проверки выполненных заданий).

Ход урока

(Слайд 1)

Организационный момент

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

Слово учителя.

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем открывателями, откроем новые знания о букве, а чтобы сделать открытие, нужно провести исследование, а чтобы исследовать, нужно вспомнить всё, что мы знаем об этой букве? Вы хотите спросить, какую букву я имею в виду? А вы сейчас сами скажете. (Слайд 2) Прочитайте стихотворение, подумайте, о каком знаке говорится в нём? О знаке препинания или о букве?

Этот знак, этот знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,

Банка в баньку превратится -
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать.

(Дети читают, сравнивают слова, выделяют главную особенность, делают умозаключение и предлагают тему урока) (Слайд 2)

Тема урока: Снова о мягком знаке.

Слово учителя.

Молодцы! Вы верно определили тему урока. Начинаем работу в рабочих тетрадях, а сначала повторим инструктаж (Слайд 3)

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.

Слово учителя.

Желаю успеха! Записываем число и тему урока.

Минутка чистописания (Слайд 4)

Слово учителя.

Прочитали стихотворение, исследовали все слова, выделили те, которые соответствуют теме урока, прописали строчку этой буквы в соединении с впередистоящей буквой.

(Дети читают стихотворение, выделяют слова с Ь, выписывают его в соединении с буквой)

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.

Самопроверка (Слайд 5)

СЬ РЬ ЛЬ НЬ

Подчеркни самое красивое написание соединений букв, похожие на образцы.

Словарная работа (Слайд 6)

Слово учителя.

Внимательно прочитали слова, записали их, вставив пропущенную букву, исследовали их строение. Подготовьте ответы на вопросы:

  • Какой морфемой является орфограмма?
  • Назовите «лишнее» слово, по какому признаку?
  • Какую функцию выполняет мягкий знак?

Ве...ть, се...ть, та...ть, т...традь, вид...ть, обид...ть, кле..ть.

(Дети читают слова, записывают, вставляя орфограммы, отвечают (устно) на вопросы учителя, делают вывод, что ь служит для смягчения согласного)

Самопроверка (Слайд 7)

Веять, сеять, таять, тетрадь, видеть, обидеть, клеить.

(Учитель просит ещё определить функцию ь, дети затрудняются, т.к. пока не знают об этой роли ь)

Слово учителя.

Хорошо, не получается, давайте поработаем исследователями и открывателями, чтобы определить функцию мягкого знака.

Повторение знаний о мягком знаке

Возникновение проблемной ситуации

Слово учителя.

Начнём заниматься исследованием и попробуем сделать открытие (вывод). Прочитать стихотворение, выписать слова с мягким знаком и ответить на вопрос:

Какую функцию выполняет ь? (Слайд 8)

(Дети читают стихотворение, выписывают слова с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод)

День - деньки, пень - пеньки,
Огоньки и окуньки, тень и зелень,
Мел и мель, сосулька, и капель.
Здесь не зря во всех словах написали мягкий знак.
Кто из вас, ребята, знает,
Что он здесь обозначает?

Вывод (Слайд 9)

Ь - показатель мягкости согласного в конце и середине слова.

Возникновение проблемной ситуации.

Слово учителя.

Продолжаем исследование, продолжаем делать открытие о функции ь. Прочитать стихотворение, выписать слова с ь, ответить на вопрос:

Какую функцию выполняет ь? (Слайд 10)

(Дети читают стихотворение, выписывают слова с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод)

Слова собрал я здесь не зря:
деревья, листья и скамья -
колосья, братья и семья -
Что в них за правило, друзья?

Вывод (Слайд 11)

Ь – разделительный

Физкультминутка (Слайд 12)

Мы писали и устали,
Дружно мы все тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.

Открытие детьми новой функции мягкого знака.

Слово учителя

Попробуем сделать ещё открытие о функции мягкого знака, для этого выполним такие задания.

(Слайд 13) Прочитать пословицы, выписать глаголы, ответить на вопрос:

Что общего у этих глаголов?

  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Поспешишь, людей насмешишь.
  • Не разгрызёшь ореха, не съешь ядра.

(Дети читают пословицы, объясняют их смысл, выписывают глаголы, делают обобщение, что все они единственного числа и второго лица, следует открытие, что мягкий знак указывает на форму слова)

(Слайд 14) Распределить слова на две группы, для этого используйте карточку с алгоритмом исследования)

Алгоритм исследования

1.Прочитай те слова.
2. Определите части речи.
3. Какие звуки слышатся на конце слов?
4.Определите грамматические значения слов.
5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
7. Сделайте вывод.

Самопроверка (слайд 14)

Ночь, печь, вещь.

(Дети делят имена существительные на две группы, выписывают слова с ь, делают обобщение, что это имена существительные единственного числа женского рода, следует открытие, что мягкий знак указывает на форму слова)

Вывод (Слайд 14)

ь - показатель грамматической формы слова

Обобщение знаний о функции мягкого знака, полученных путём исследований и открытий на уроке.

Слово учителя.

А сейчас давайте обобщим наши открытия о функции мягкого знака, которые мы с вами сделали в результате исследований. (Слайд 15)

Ь - показатель мягкости согласного

Ь - разделительный

Ь - показатель грамматической формы слова

(В доказательство, учащиеся определяют функцию мягкого знака по словам, которые написаны на слайде (устно)

Практическая работа учащихся

Напишите слова в 3 группы, распределив их по работе мягкого знака. (Слайд 16)

Думаешь, степь, дочь, крыльцо, перья, вьюга, смотреть, тишь, крылья.

А мне очень интересно, глагол «смотреть», вы в какую группу записали?

(Дети говорят, кто в группу, где ь - показатель мягкости согласного, а кто-то – ь - показатель грамматической формы слова (это начальная форма глагола - инфинитив)

Вот сейчас вы мне назовёте ещё функцию мягкого знака в словах словаря? (Дети быстро отвечают на этот вопрос)

Самостоятельная работа учащихся

Закрепление знаний о функции мягкого знака, полученных путём исследований и открытий на уроке.

Слово учителя.

А теперь давайте закрепим наши открытия о функции мягкого знака, которые мы с вами сделали в результате исследований. Выполним тест, он у вас на карточках, отмечаем правильный ответ. (Слайды 17-20)

ТЕСТ

Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы б) 2работы

Мягкий знак у глаголов ед.ч.,2 л.

а) пишется всегда б) пишется редко

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

а) ж.р. пишется иногда б) ж.р. пишется всегда

Взаимопроверка (Слайд 21)

(Дети проверяют правильность выполнения теста, оценивают работы, объясняют и исправляют допущенные ошибки)

Домашнее задание (творческое)

Составить кроссворд, где ответы на вопросы определяли функции мягкого знака в русском языке.

Итог урока:

  • Что нового узнали о мягком знаке?
  • Что было легко? Что было трудно?

Рефлексия

Слово учителя

Я очень довольна вашей работой на уроке, вы отлично справились с обязанностями исследователей и открывателей!

Мне бы хотелось увидеть ваше настроение после урока. У вас на партах есть карточки, на которых изображено схематично настроение человека. Пожалуйста, выберите такую «схемку», соответствующую вашему настроению, и покажите мне.