Предварительная подготовка: за 2 недели до мероприятия детям дается задание найти книги С.Я.Маршака, ознакомиться с произведениями, выучить понравившееся стихотворение наизусть, проиллюстрировать любое стихотворение автора. Каждый класс начальной школы готовит инсценировку стихотворения по выбору.
I день – День знакомства с творчеством С.Я. Маршака.
Выставка книг. Конкурс чтецов по классам. Дети, занявшие три призовых места, становятся участниками общешкольного конкурса чтецов.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже 3 ноября 1887 года. Семья была большая и дружная. Трое детей из этой семьи стали детскими писателями: сам С. Маршак, его брат М. Ильин и сестра Е. Ильина. Младшая сестра поэта стала художницей.
С большой любовью С. Маршак вспоминает отца, человека талантливого, любившего литературу и знавшего языки. Отец верил в своего сына – поэта и не ошибся в нем. Отец был техником-мастером, служившим на мыловаренных заводах. Он неоднократно менял работу, и семья переезжала с места на место, пока не устроилась в Петербурге.
О себе в детстве Маршак говорит как о непоседе и шалуне: «Я очень редко бывал «хорошим мальчиком». То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал, да так стремительно, что все хрупкие, бьющиеся вещи как будто сами подворачивались мне под руки и под ноги». Читать С. Маршак научился рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель.
Учась в гимназии, С. Маршак увлекался древними языками, античной литературой и даже делал переводы, тогда же начал писать стихи. Большое влияние на будущего поэта оказал школьный учитель греческого языка, воспитавший вкус мальчика к слову. С. Маршак вспоминал: «Пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. Писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия, а иногда и четверостишия устно, про себя, но скоро забывал придуманные на лету строки». В детстве родился у Маршака читательский талант, о котором говорит богатство фантазии, дар сопереживания, чувство образного слова, проявленные им ещё в ранние годы при чтении басен И.А. Крылова, стихов М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Маршак говорил: «Читатель – тоже художник», так как верил в творческие способности ребенка, как читателя, обладающего впечатлительностью, чуткостью к слову и живым воображением. Эта вера во многом определяла характер его поэзии для детей, обращенной именно к такому читателю.
В 1902 году, когда семья жила в Петербурге, С. Маршака представили известному своей добротой и отзывчивостью, критику В.В. Стасову, который заинтересовался подростком, показавшимся ему одаренным поэтом. До самой своей смерти В.В. Стасов помогал Маршаку. Он организовал перевод Маршака в одну из лучших петербургских гимназий, познакомил Маршака с семьей писателя М. Горького, и следил за тем, чтобы одаренный мальчик по нескольку месяцев в году отдыхал в деревне. В 1904 – 1906 годах С. Маршак с той же целью постоянно жил в Ялте у М. Горького, получая при этом материальную поддержку от певца Ф.И. Шаляпина.
Первые стихи С. Маршака были напечатаны, когда автору было 17 лет. В 21 год он становится профессиональным литератором. В 1911 году С. Маршак совершает путешествие в Палестину. В 1912 году он едет учиться в Англию. Учился Маршак в Лондонском университете на факультете искусства. Каникулы он проводил, путешествуя пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе в Южном Уэльсе, слушал английские народные песни, переводил народные баллады. Пребывание в стране дало молодому поэту подлинное знание языка, литературы и помогло стать особым переводчиком английских поэтов. С. Маршак очень серьезно относился к переводам с одного языка на другой стихов Р. Киплинга, Д. Родари, В. Блейка. Вот какие строки были в переведенном стихотворении поэта В. Блейка:
И, раскрыв свою тетрадь,
Сел писать я для того,
Чтобы детям передать
Радость сердца моего.
В 1914 году С. Маршак вернулся в Россию и, пережив смерть дочери, стал отдавать много сил педагогическим занятиям с детьми. В начале 20-х годов С. Маршак с группой педагогов, артистов и художников создает театр для детей. «Детский городок» представлял собой комплекс из школы, библиотеки и детских кружков. Для этого театра он пишет пьесы-сказки по мотивам русской народной поэзии. Сборник этих пьес, вышедших в 1922 году – первая детская книга Маршака «Театр для детей». В 1923 году вышли первые стихотворные книги Маршака для детей «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», перевод детской английской песенки «Дом, который построил Джек».
Вскоре Маршак переезжает в Ленинград и с группой молодых писателей работает над созданием книг для детей. Друзьями Маршака стали известные теперь детские писатели:
Е. Шварц, Л. Пантелеев, В. Бианки. Для детей выпускается журнал «Новый Робинзон». Маршак в то время выступает как автор стихотворных книг для детей. Любимый жанр поэта – жанр сказки. «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев», «Умные вещи» - эти сказки следуют традициям устного народного творчества. «Сказка о глупом мышонке» по просьбе детей была продолжена более чем через 30 лет. Так родилась «Сказка об умном мышонке». Маршак «учится у народа» добру, справедливости, красоте. Язык сказок Маршака музыкальный, мелодичный, ритмичный. Приветствуя С. Маршака на одном из юбилеев, К. Чуковский приветствовал в его лице сразу пять Маршаков – детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика.
Через многие произведения Маршака проходит мысль: в нашей стране каждый готов к подвигу. Автор рассказывает об обычных людях: о пожарном, почтальоне, враче, студенте, лейтенанте. Все эти люди, попав в трудные ситуации, проявляют лучшие черты своего характера. Творческим импульсом для создания многих произведений были газетные сообщения, рассказы друзей, события, очевидцем которых был сам автор.
С особой любовью С. Маршак изображает вещи, так как вещи для него одушевлены, как и для Г. Андерсена, имеют свой характер и свою судьбу. Вещь для Маршака – это результат изобретательности и труда человека. С. Маршак писал: «Я люблю работающих людей – тех, кто делает свое дело мастерски, весело, щедро». Главное для С. Маршака – процесс труда и герой труда – человек.
В юмористических стихотворениях Маршака самые разнообразные оттенки смеха – улыбка, усмешка, ирония, сарказм, смех. В черновых вариантах стихотворения «Вот какой рассеянный» незадачливый герой описывается так:
Вместо чая он налил
В чашку чайную чернил.
Вместо хлеба съел он мыло,
Очень горько это было.… Побежал он по дороге,
Отдавил кому-то ноги.
Маршак изменяет эти строки, так как считает, что они могут приучить маленького читателя к грубости, к злому смеху (зубоскальству), к злой насмешке над безобидным чудаком и заменяет беззаботными и веселыми приключениями героя. Дети смеются «здоровым смехом» над героями стихов «Багаж», «Детки в клетке», «Мастер-ломастер», «Про одного ученика и шесть единиц». Стихи Маршака веселые, бодрые, энергичные. Один маленький читатель решил, что Маршак потому Маршак, что пишет марши.
С. Маршак очень любил смотреть, как делаются иллюстрации к его произведениям. Когда рисунки ему не нравились, он начинал читать стихи вслух, голосом подчеркивая нужные интонации, подсказывая художнику акценты, стремился сделать его своим помощником, соратником.
С. Маршак перевёл на русский язык «многое множество» (его любимое выражение) смешных и серьезных стихотворений, сказок в стихах, песенок-шуток с английского, итальянского, белорусского, украинского, литовского и армянского языков. Стихи Маршака переведены на 90 языков народов разных стран. Прославляя труд, Маршак и сам умел трудиться в полную силу и трудился до последнего дня своей жизни 4 июня 1964 года.
II день – День художника.
Конкурс рисунков (каждый класс оформляет газету с детскими работами). <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>.
III день – День чтеца.
Общешкольный конкурс чтецов. Вручение почетных грамот победителям.
IV день – День знатока.
С детьми проводится игра «Что? Где? Откуда?» (3 раунда). За правильный ответ детям вручается фишка.
1 РАУНД – «Что?». Детям предлагается ответить на вопрос: что написано автором дальше? Продолжи стихотворение.
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? …
(Это он,
Это он
Ленинградский почтальон.)
«Почта» - Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь? …
(Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!)
«Мяч» - У Скворцова
Гришки
Жили-были
Книжки –
Грязные,
Лохматые,
Рваные,
Горбатые,
Без конца
И без начала,
Переплеты –
Как мочала,
На листах –
Каракули…
(Книжки
Горько
Плакали.)
«Книжка про книжки» - Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно …
(Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.)
«Рассказ о неизвестном герое» - Дама сдавала в багаж…
(Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.) «Багаж» - Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки - …
(Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!)
«Вот какой рассеянный» - Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу…
(Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.)
«Три мудреца» из английских народных песенок. - Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг –
Все узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: …
(Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.)
«Есть у меня шестерка слуг»
из Р. Киплинга. - У каждого дела запах особый:
(В булочной пахнет тестом и сдобой.) …
Сколько ни душится лодырь богатый…
(Очень не важно он пахнет ребята!)
«Чем пахнут ремесла»
из Джани Родари. - Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине …
(А коньки под мышками
На ремне.)
«Кот и лодыри» - Тот, кто с товарищем дружен,
Вдвое умней и сильней.
Пусть нам примером послужит …
(Дружба ветвей и корней!)
«Дружба» из Исаака Фефера. - Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас…
(А сердце умным будет.)
“Пожелания друзьям”.
2 РАУНД – «Где?». Детям предлагается ответить на вопрос: где написаны эти строки? Назови стихотворение.
- В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
(Круглый год) - Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!
(Первый день календаря) - За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(Веселый счет. От 1 до 10) - Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
(Про все на свете) - Заявили запятые:
- Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
(Знаки препинания) - Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник
На стуле, как вчера…(Про одного ученика и шесть единиц) - Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
Но для тебя они – ключи
Ко всем чудесным книжкам.
(От А до Я) - У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку –
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
(Почта) - На дворе у нас живут
Многие герои.
Но ребята признают
Правило такое.
(Дети нашего двора) - Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
(Мяч) - Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль-один! (Пожар) - Не хотел котенок мыться –
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
(Усатый-полосатый) - Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
(Сказка о глупом мышонке) - Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
- В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
(Сказка об умном мышонке) - Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
(Кот и лодыри) - После пищи нужен сон.
Прислонившись, дремлет слон.
Показав себя народу,
Бегемот уходит в воду.
(Зоосад) - Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
(Вот какой рассеянный) - Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу. (Дом, который построил Джек) - Это лодырь мой знакомый,
А зовут его Еремой.
Это брат его родной,
А зовут его Фомой.
(Сказка про двух лодырей) - На прутике записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь –
Я самый добрый зверь.
(Детки в клетке. Эскимосская собака)
3 РАУНД – «Откуда?». Детям предлагается ответить на вопрос: откуда эти вещи? Назови стихотворение (детям показываются предметы, а они называют стихотворение).
1. Мяч. «Мяч»
2. Куриное яйцо. «Курочка ряба и десять утят»
3. Туфельки. «Слон. Детки в клетке»
4. Хлебная корка и огарок свечи. «Сказка о глупом мышонке»
5. Картина. «Багаж»
6. Сковорода. «Вот какой рассеянный»
7. Письмо. «Почта»
8. Перчатки. «Вот какой рассеянный»
9. Шишка. «Песня о елке»
10. Очки. «Четыре глаза»
4 РАУНД – Конкурс «Настоящий знаток». Между детьми, набравшими наибольшее количество фишек, проводится заключительный раунд. Дети должны по очереди называть произведения С.Я.Маршака. Настоящим знатоком считается тот, кто назовет наибольшее количество произведений. Вручение призов.
V день – День театра.
Каждый класс представляет инсценировку стихотворения С.Я.Маршака. Детьми были показаны инсценировки стихотворений: «Угомон», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Про одного ученика и шесть единиц».
Подведение итогов недели детской книги.
Вручение благодарностей всем участникам.
Литература:
- Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 1999. – 240 с.
- Приложение к журналу «Начальная школа», биобиблиографический справочник «85 поэтов»: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2003. – 96 с.
- Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.; Флинта: Наука. – 1998. – 512 с.
- «Советская детская литература» Учебное пособие для библиотечных факультетов институтов культуры и педвузов. Под ред. В.Д. Разовой, М., «Просвещение», 1978. – 496 с.
- Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 88 с.: ил.