Цели:
- познакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие;
- показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя. (Под песню Д.Билана «По секрету всему свету»).
Выдержав паузу и на припеве…
Протяните ко мне руку
Побыстрее я вас жду.
В вашу детскую ладошку
Я горошину кладу.
С удивленьем не смотрите,
Всё ребята объясню.
Вы её не уроните,
Свой урок с неё начну.
- Внимательно посмотрите и скажите, на что, по-вашему, похожа эта горошина?
- Какая она?
- Да, горошина действительно похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
- Давайте поразмыслим о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.
- А себя вы видите? (открывается сектор со словом « Я»).
- Да, я житель планеты Земля.
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на классном часу?
- Действительно, тема нашего мероприятия (слайд) «Культура мира. Человек среди людей».
- Сегодня мы будем говорить о нашей планете, постараемся разобраться, хорошо ли ей живётся с нами, подумаем, чем каждый из нас может помочь ей.
-Итак, какое оно – ваше собственное «Я»? Прежде всего уясним, что понятие «Я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают (слайды):
- «реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент;
- «динамичное Я» - каким человек хочет стать;
- «фантастическое Я» - каким он видит себя в мечтах;
- «будущее Я» - каким он может стать.
- А теперь расскажите о том, как каждому из вас живётся на Земле.
- Ребята, а кто из вас знает, сколько таких «Я» живёт на Земле?
- На нашей планете около шести с половиной миллиардов жителей (слайд).
Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше. Давайте поразмышляем над вопросом: «Какой я? Что во мне хорошего?»
- Мы выслушали ваши ответы и увидели, что вы все разные. У кого-то больше положительных качеств, у кого-то меньше. В нашем мире идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть хорошее в себе и окружающих людях.
- Может ли человек прожить один? Почему?
- На Земле проживает очень много жителей, но всем им хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. И хотя делить нечего, но люди не хотят жить в мире. Как вы думаете, почему человечество постоянно находится в состоянии войны?
- Да. Те кто воюют, хотят владеть миром, стать властелином Вселенной и завладеть богатствами недр Земли.
- На земле существует два мира:
- мир искусства, любви, добра;
- мир глупости, скуки, зла.
- Каждый человек сам должен решить, в каком мире ему жить, какой мир ему строить.
- Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Ирина.
Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела, за трудолюбием как тень,
Из века в век плетётся лень.
Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой,
И в трудный час душой не покривить.
И, наконец, понять,
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить.
- А в каком мире вы хотите жить?
- Испокон веков люди складывали пословицы. У вас на столе есть пословицы.
Не хвались серебром, а хвались добром
Добро наживай, а худо изживай.
Добра желаешь - добро и делай.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброму добрая память.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
За добрые дела добром платят.
Попробуйте составить их и объяснить смысл. (один человек от группы отвечает).
- А сейчас я вам предлагаю фразу: «Мне не нравится, когда…»
- Мне бы хотелось обратить внимание на то, что от вас самих зависит, как будут складываться ваши отношения с людьми.
- Напомню цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».
- Давайте откроем второй сектор круга (появляется слово «Люди»).
- Посмотрите ещё раз внимательно на горошину и подумайте о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна.
- Конечно, без деревьев, кустарников, цветов, насекомых человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, не берегут окружающую природу.
- Я предлагаю открыть третий сектор круга. (Появляется слово «Природа»).
- Послушайте стихотворение (читает ученица).
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки.Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сода, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
- А вы знаете, что такое храм?
- Храм – это здание для богослужения, церковь и храм природы – священное место. Здесь, как в храмах, и хранятся бесценные сокровища Природ. Сюда, как в храмы, люди приходят для того, чтобы прикоснуться к прекрасному.
- Сейчас мы с вами должны решит, каким должен быть человек, способный сохранить всё живое на Земле?
- Выберите у себя на столе слова, которые, по-вашему, подходят к данному человеку.
- Совершенно верно, землю сможет сберечь только человек образованный, добрый и внимательный.
- Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению в ней черпают вдохновение.
- Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.
(Под музыку Чайковского «Времена года» учитель продолжает)
- Почему же мы зачастую равнодушно скользим по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной. Обычно нам «некогда». Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.
- Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят о неё. Человек знал, что земля его кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, вы сохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрением» овощи и фрукты.
- А какой вклад мы можем с вами внести для охраны окружающей среды?
- Давайте посмотрим «Уроки Айболита». (см. «Педагогическое творчество» № 3,2007г.)
- Представьте, что это наша планета (макет планеты из папье-маше). Моё поколение сохранило её для вас.. постарайтесь и вы сохранить её такой же прекрасной (дети передают из рук в руки по музыку Д.Билана).
- Мы открыли с вами все три сектора круга. А давайте заглянем за круг и прочитаем открывшееся слово «Мир».
- Да, это действительно, наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. Давайте посмотрим еще раз на ту горошину, которую каждый из вас получил в начале урока. Сумели вы её сохранить?
- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломится на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого предлагаю посадить вашу горошину в землю. Если вы будете бережно относиться к ней, ухаживать, лелеять, то вы увидите плоды своего труда.
- Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы – это значит владеть «культурой мира». Я хочу, чтобы вы познали «культуру мира», научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на неё, вспомните наш сегодняшний разговор, может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира.