Цели урока:
- Создать условия для формирования понятия диаграмма, освоения основных этапов создания диаграмм в табличном процессоре;
- Способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности;
- Способствовать формированию коммуникативной компетентности через организацию работы в группах.
Тип урока: изучение и частичное закрепление нового материала.
Методы:
- Фронтальная беседа;
- Самостоятельная практическая работа;
- Тестирование.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
В таблице представлены значения температуры и влажности воздуха в разные даты мая. Можете ли вы быстро определить: самый теплый день? Самый холодный день? Определить были ли дни, когда погода была и теплой, и сырой одновременно? Рассказать, как менялись температура и влажность в течение месяца? Всегда ли удобно пользоваться только таблицей? Можно ли представить информацию как-то иначе? (Ответы учеников).
Дата | Температура, 0С | Влажность, % |
1 | +16 | 25 |
2 | +19 | 30 |
3 | +20 | 30 |
4 | +22 | 26 |
5 | +21 | 28 |
6 | +22 | 35 |
7 | +19 | 52 |
8 | +12 | 66 |
9 | +14 | 58 |
10 | +13 | 88 |
11 | +13 | 71 |
12 | +10 | 81 |
13 | +17 | 48 |
14 | +23 | 40 |
15 | +16 | 59 |
16 | +13 | 38 |
17 | +13 | 41 |
18 | +15 | 41 |
19 | +17 | 36 |
20 | +14 | 88 |
21 | +21 | 52 |
22 | +15 | 72 |
23 | +21 | 49 |
24 | +22 | 53 |
25 | +17 | 48 |
26 | +18 | 52 |
27 | +11 | 93 |
28 | +13 | 62 |
29 | +16 | 59 |
30 | +11 | 87 |
31 | +17 | 51 |
Диаграмма – это графическое изображение, позволяющее наглядно представить какие-либо числовые значения. С помощью ее можно, например, сравнить какие-либо значения величин, показать изменение значений какой-то величины. Где вы встречали диаграммы? В учебниках по каким предметам есть подобные иллюстрации?
Наша цель урока – научиться строить диаграммы и графики с помощью компьютера.
III. Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы в зависимости от интересов. Возможны следующие группы: “краеведы”, “футбольные фанаты”, “путешественники”, “сладкоежки”, “синоптики”, “любители животных”. Каждая группа получает карточку с заданием построить диаграмму определенного вида. Ученики внутри группы определяют свою роль – отвечать на теоретические вопросы, выступать перед другими группами, выполнять практическую работу.
Содержание карточки для группы “Путешественники”:
1. Пользуясь материалом учебника, выясните, какую диаграмму называют круговой и когда она используется.
2. Выберите, в каком из указанных случаев целесообразно использовать круговую диаграмму. Объясните свой выбор.
- для построения графика скорости движения туриста;
- для сравнения стоимости путевок в нескольких туристических агентствах;
- для анализа какую часть багажа туриста занимает одежда.
3. Научитесь строить круговую диаграмму, пользуясь данными из таблицы “Поверхность Земли”.
Алгоритм работы:
- Запустить электронные таблицы Excel. Создать новый документ с помощью команды Файл – Создать… и присвоить листу имя Результаты контрольной работы.
- Заполнить таблицу данными.
- Выделить диапазон ячеек A1:B3, содержащий исходные данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды Вставка – Диаграмма…
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 1 из 4) в списке Тип: выбрать Круговая. Круговые диаграммы могут быть различных видов (плоские, объемные и т. п.), в окне Вид: выбрать плоскую диаграмму. Щелкнуть по кнопке Далее>.
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 2 из 4) на вкладке Диапазон данных с помощью переключателя Ряды в: выбрать столбцах. В окне появится изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и категорий берутся из столбца таблицы. Справа от диаграммы появится легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. Щелкнуть по кнопке Далее>.
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 3 из 4) на вкладке Заголовки ввести в соответствующие поля название диаграммы (Поверхность Земли), на вкладке Подписи данных установить флажки имена категорий и доли. На вкладке Легенда убрать флажок Добавить легенду. Щелкнуть по кнопке Далее>.
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 4 из 4) с помощью переключателя Поместить диаграмму на листе: выбрать отдельном. Щелкнуть по кнопке Готово.
4. Приготовьтесь рассказать о своем виде диаграммы, алгоритме работы и ее результатах другим группам.
Таблица “Поверхность Земли”.
Поверхность земного шара | Площадь, млн. кв. км |
Суша | 148,84 |
Вода | 361,26 |
Карточки для других групп составляются аналогично. Далее приведены таблицы с данными для каждой группы.
Таблица “Символ родного города” для группы “Краеведы”. Задание: построить гистограмму (столбчатую диаграмму).
Символ | Количество голосов |
Котелок | 71 |
Никольский храм | 15 |
Железнодорожный мост | 37 |
Парейазавр | 34 |
Элеватор | 18 |
Мельница | 18 |
Алексеевская ярмарка (подкова) | 7 |
Таблица “Лучший футболист августа 2007 года” для группы “Любители футбола”. Задание построить нестандартную деревянную диаграмму.
Футболист | Количество голосов |
Роман Павлюченко | 6 |
Егор Титов | 4 |
Андрей Коряка | 4 |
Сантос Моцарт | 5 |
Роман Адамов | 3 |
Юрий Жирков | 2 |
Константин Зырьянов | 14 |
Антон Амельченко | 1 |
Вагнер Лав | 2 |
Игорь Семшов | 10 |
Таблица “Выручка кафе” для группы “Сладкоежки”. Задание: построить ярусную диаграмму, характеризующую размеры выручки кафе “Петушок” за счет продажи напитков (чай, сок, лимонад), мороженого, пирожных и чипсов.
Товар | Зима | Весна | Лето | Осень |
Чипсы | 2540 | 1250 | 450 | 980 |
Мороженое | 190 | 1100 | 3460 | 2340 |
Пирожное | 3160 | 2090 | 1300 | 1980 |
Лимонад | 38 | 359 | 1456 | 360 |
Сок | 540 | 1480 | 1100 | 560 |
Чай | 1200 | 470 | 20 | 590 |
Таблица “Рекорды скорости в животном мире” для любителей биологии. Задание: построить цилиндрическую диаграмму.
Бегун | Скорость в км/час |
Морская черепаха | 25 |
Человек | 36 |
Антилопа | 50 |
Заяц | 40 |
Гепард | 80 |
Орел | 100 |
Дельфин | 50 |
Таблица “Изменение температуры” для любителей географии. Задание построить график изменения температуры за указанный период.
Дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Температура, 0С | 16 | 19 | 20 | 22 | 21 | 22 | 19 | 12 | 14 | 13 | 13 | 10 | 17 | 23 | 16 |
IV. Выступления групп.
V. Рефлексия (тест достижений).
№ | Вопрос | Варианты ответа |
1 | Диаграмма в электронных таблицах – это… |
|
2 | График функции в табличном процессоре можно создать при помощи: |
|
3 | В каком разделе меню табличного процессора находится Мастер Диаграмм: |
|
4 | Для построения обычных графиков используется: |
|
5 | Для сравнения высоты горных вершин целесообразно использовать… |
|
VI. Домашнее задание.
1. Какой тип диаграммы целесообразно использовать и почему:
- для построения графика функции;
- для сравнительного анализа глубины нескольких озер;
- для анализа какую часть занимают доходы каждого члена семьи в общем семейном бюджете.
2. Постройте диаграмму, показывающую распределение вами времени суток на различные виды деятельности (сон, учеба, выполнение домашних заданий, развлечения и др.).
3. Придумайте и заполните таблицу, для которой может быть построена следующая круговая диаграмма (таблица должна иметь какой-то смысл, а не просто содержать одни числовые данные):