Урок информатики в 8-м классе по теме "Графическая обработка табличных данных"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Создать условия для формирования понятия диаграмма, освоения основных этапов создания диаграмм в табличном процессоре;
  • Способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности;
  • Способствовать формированию коммуникативной компетентности через организацию работы в группах.

Тип урока: изучение и частичное закрепление нового материала.

Методы:

  • Фронтальная беседа;
  • Самостоятельная практическая работа;
  • Тестирование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация

В таблице представлены значения температуры и влажности воздуха в разные даты мая. Можете ли вы быстро определить: самый теплый день? Самый холодный день? Определить были ли дни, когда погода была и теплой, и сырой одновременно? Рассказать, как менялись температура и влажность в течение месяца? Всегда ли удобно пользоваться только таблицей? Можно ли представить информацию как-то иначе? (Ответы учеников).

Дата Температура, 0С Влажность, %
1 +16 25
2 +19 30
3 +20 30
4 +22 26
5 +21 28
6 +22 35
7 +19 52
8 +12 66
9 +14 58
10 +13 88
11 +13 71
12 +10 81
13 +17 48
14 +23 40
15 +16 59
16 +13 38
17 +13 41
18 +15 41
19 +17 36
20 +14 88
21 +21 52
22 +15 72
23 +21 49
24 +22 53
25 +17 48
26 +18 52
27 +11 93
28 +13 62
29 +16 59
30 +11 87
31 +17 51

Диаграмма – это графическое изображение, позволяющее наглядно представить какие-либо числовые значения. С помощью ее можно, например, сравнить какие-либо значения величин, показать изменение значений какой-то величины. Где вы встречали диаграммы? В учебниках по каким предметам есть подобные иллюстрации?

Наша цель урока – научиться строить диаграммы и графики с помощью компьютера.

III. Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы в зависимости от интересов. Возможны следующие группы: “краеведы”, “футбольные фанаты”, “путешественники”, “сладкоежки”, “синоптики”, “любители животных”. Каждая группа получает карточку с заданием построить диаграмму определенного вида. Ученики внутри группы определяют свою роль – отвечать на теоретические вопросы, выступать перед другими группами, выполнять практическую работу.

Содержание карточки для группы “Путешественники”:

1. Пользуясь материалом учебника, выясните, какую диаграмму называют круговой и когда она используется.

2. Выберите, в каком из указанных случаев целесообразно использовать круговую диаграмму. Объясните свой выбор.

  • для построения графика скорости движения туриста;
  • для сравнения стоимости путевок в нескольких туристических агентствах;
  • для анализа какую часть багажа туриста занимает одежда.

3. Научитесь строить круговую диаграмму, пользуясь данными из таблицы “Поверхность Земли”.

Алгоритм работы:

  • Запустить электронные таблицы Excel. Создать новый документ с помощью команды Файл – Создать… и присвоить листу имя Результаты контрольной работы.
  • Заполнить таблицу данными.
  • Выделить диапазон ячеек A1:B3, содержащий исходные данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды Вставка – Диаграмма…
  • На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 1 из 4) в списке Тип: выбрать Круговая. Круговые диаграммы могут быть различных видов (плоские, объемные и т. п.), в окне Вид: выбрать плоскую диаграмму. Щелкнуть по кнопке Далее>.
  • На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 2 из 4) на вкладке Диапазон данных с помощью переключателя Ряды в: выбрать столбцах. В окне появится изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и категорий берутся из столбца таблицы. Справа от диаграммы появится легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. Щелкнуть по кнопке Далее>.
  • На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 3 из 4) на вкладке Заголовки ввести в соответствующие поля название диаграммы (Поверхность Земли), на вкладке Подписи данных установить флажки имена категорий и доли. На вкладке Легенда убрать флажок Добавить легенду. Щелкнуть по кнопке Далее>.
  • На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 4 из 4) с помощью переключателя Поместить диаграмму на листе: выбрать отдельном. Щелкнуть по кнопке Готово.

4. Приготовьтесь рассказать о своем виде диаграммы, алгоритме работы и ее результатах другим группам.

Таблица “Поверхность Земли”.

Поверхность земного шара Площадь, млн. кв. км
Суша 148,84
Вода 361,26

Карточки для других групп составляются аналогично. Далее приведены таблицы с данными для каждой группы.

Таблица “Символ родного города” для группы “Краеведы”. Задание: построить гистограмму (столбчатую диаграмму).

Символ Количество голосов
Котелок 71
Никольский храм 15
Железнодорожный мост 37
Парейазавр 34
Элеватор 18
Мельница 18
Алексеевская ярмарка (подкова) 7

Таблица “Лучший футболист августа 2007 года” для группы “Любители футбола”. Задание построить нестандартную деревянную диаграмму.

Футболист Количество голосов
Роман Павлюченко 6
Егор Титов 4
Андрей Коряка 4
Сантос Моцарт 5
Роман Адамов 3
Юрий Жирков 2
Константин Зырьянов 14
Антон Амельченко 1
Вагнер Лав 2
Игорь Семшов 10

Таблица “Выручка кафе” для группы “Сладкоежки”. Задание: построить ярусную диаграмму, характеризующую размеры выручки кафе “Петушок” за счет продажи напитков (чай, сок, лимонад), мороженого, пирожных и чипсов.

Товар Зима Весна Лето Осень
Чипсы 2540 1250 450 980
Мороженое 190 1100 3460 2340
Пирожное 3160 2090 1300 1980
Лимонад 38 359 1456 360
Сок 540 1480 1100 560
Чай 1200 470 20 590

Таблица “Рекорды скорости в животном мире” для любителей биологии. Задание: построить цилиндрическую диаграмму.

Бегун Скорость в км/час
Морская черепаха 25
Человек 36
Антилопа 50
Заяц 40
Гепард 80
Орел 100
Дельфин 50

Таблица “Изменение температуры” для любителей географии. Задание построить график изменения температуры за указанный период.

Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Температура, 0С 16 19 20 22 21 22 19 12 14 13 13 10 17 23 16

IV. Выступления групп.

V. Рефлексия (тест достижений).

Вопрос Варианты ответа
1 Диаграмма в электронных таблицах – это…
  1. качественно оформленная таблица
  2. график, отражающий зависимость между всеми числами таблицы
  3. форма графического представления числовых значений, которая позволяет представить числовые данные более наглядно
  4. Цветные столбики разной высоты
2 График функции в табличном процессоре можно создать при помощи:
  1. Строки формул
  2. Мастера Функций
  3. Мастера Диаграмм
  4. Мастера Графиков
3 В каком разделе меню табличного процессора находится Мастер Диаграмм:
  1. правка
  2. вставка
  3. файл
  4. данные
4 Для построения обычных графиков используется:
  1. линейчатая диаграмма
  2. гистограмма
  3. точечная диаграмма
  4. круговая диаграмма
5 Для сравнения высоты горных вершин целесообразно использовать…
  1. ярусную диаграмму
  2. гистограмму
  3. точечную диаграмму
  4. круговую диаграмму

VI. Домашнее задание.

1. Какой тип диаграммы целесообразно использовать и почему:

  • для построения графика функции;
  • для сравнительного анализа глубины нескольких озер;
  • для анализа какую часть занимают доходы каждого члена семьи в общем семейном бюджете.

2. Постройте диаграмму, показывающую распределение вами времени суток на различные виды деятельности (сон, учеба, выполнение домашних заданий, развлечения и др.).

3. Придумайте и заполните таблицу, для которой может быть построена следующая круговая диаграмма (таблица должна иметь какой-то смысл, а не просто содержать одни числовые данные):