Цели урока:
- Создать условия для формирования понятия диаграмма, освоения основных этапов создания диаграмм в табличном процессоре;
- Способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности;
- Способствовать формированию коммуникативной компетентности через организацию работы в группах.
Тип урока: изучение и частичное закрепление нового материала.
Методы:
- Фронтальная беседа;
- Самостоятельная практическая работа;
- Тестирование.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
В таблице представлены значения температуры и влажности воздуха в разные даты мая. Можете ли вы быстро определить: самый теплый день? Самый холодный день? Определить были ли дни, когда погода была и теплой, и сырой одновременно? Рассказать, как менялись температура и влажность в течение месяца? Всегда ли удобно пользоваться только таблицей? Можно ли представить информацию как-то иначе? (Ответы учеников).
| Дата | Температура, 0С | Влажность, % |
| 1 | +16 | 25 |
| 2 | +19 | 30 |
| 3 | +20 | 30 |
| 4 | +22 | 26 |
| 5 | +21 | 28 |
| 6 | +22 | 35 |
| 7 | +19 | 52 |
| 8 | +12 | 66 |
| 9 | +14 | 58 |
| 10 | +13 | 88 |
| 11 | +13 | 71 |
| 12 | +10 | 81 |
| 13 | +17 | 48 |
| 14 | +23 | 40 |
| 15 | +16 | 59 |
| 16 | +13 | 38 |
| 17 | +13 | 41 |
| 18 | +15 | 41 |
| 19 | +17 | 36 |
| 20 | +14 | 88 |
| 21 | +21 | 52 |
| 22 | +15 | 72 |
| 23 | +21 | 49 |
| 24 | +22 | 53 |
| 25 | +17 | 48 |
| 26 | +18 | 52 |
| 27 | +11 | 93 |
| 28 | +13 | 62 |
| 29 | +16 | 59 |
| 30 | +11 | 87 |
| 31 | +17 | 51 |
Диаграмма – это графическое изображение, позволяющее наглядно представить какие-либо числовые значения. С помощью ее можно, например, сравнить какие-либо значения величин, показать изменение значений какой-то величины. Где вы встречали диаграммы? В учебниках по каким предметам есть подобные иллюстрации?
Наша цель урока – научиться строить диаграммы и графики с помощью компьютера.
III. Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы в зависимости от интересов. Возможны следующие группы: “краеведы”, “футбольные фанаты”, “путешественники”, “сладкоежки”, “синоптики”, “любители животных”. Каждая группа получает карточку с заданием построить диаграмму определенного вида. Ученики внутри группы определяют свою роль – отвечать на теоретические вопросы, выступать перед другими группами, выполнять практическую работу.
Содержание карточки для группы “Путешественники”:
1. Пользуясь материалом учебника, выясните, какую диаграмму называют круговой и когда она используется.
2. Выберите, в каком из указанных случаев целесообразно использовать круговую диаграмму. Объясните свой выбор.
- для построения графика скорости движения туриста;
- для сравнения стоимости путевок в нескольких туристических агентствах;
- для анализа какую часть багажа туриста занимает одежда.
3. Научитесь строить круговую диаграмму, пользуясь данными из таблицы “Поверхность Земли”.
Алгоритм работы:
- Запустить электронные таблицы Excel. Создать новый документ с помощью команды Файл – Создать… и присвоить листу имя Результаты контрольной работы.
- Заполнить таблицу данными.
- Выделить диапазон ячеек A1:B3, содержащий исходные данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды Вставка – Диаграмма…
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 1 из 4) в списке Тип: выбрать Круговая. Круговые диаграммы могут быть различных видов (плоские, объемные и т. п.), в окне Вид: выбрать плоскую диаграмму. Щелкнуть по кнопке Далее>.
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 2 из 4) на вкладке Диапазон данных с помощью переключателя Ряды в: выбрать столбцах. В окне появится изображение диаграммы, в которой исходные данные для рядов данных и категорий берутся из столбца таблицы. Справа от диаграммы появится легенда, которая содержит необходимые пояснения к диаграмме. Щелкнуть по кнопке Далее>.
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 3 из 4) на вкладке Заголовки ввести в соответствующие поля название диаграммы (Поверхность Земли), на вкладке Подписи данных установить флажки имена категорий и доли. На вкладке Легенда убрать флажок Добавить легенду. Щелкнуть по кнопке Далее>.
- На появившейся диалоговой панели Мастера диаграмм (шаг 4 из 4) с помощью переключателя Поместить диаграмму на листе: выбрать отдельном. Щелкнуть по кнопке Готово.
4. Приготовьтесь рассказать о своем виде диаграммы, алгоритме работы и ее результатах другим группам.
Таблица “Поверхность Земли”.
| Поверхность земного шара | Площадь, млн. кв. км |
| Суша | 148,84 |
| Вода | 361,26 |
Карточки для других групп составляются аналогично. Далее приведены таблицы с данными для каждой группы.
Таблица “Символ родного города” для группы “Краеведы”. Задание: построить гистограмму (столбчатую диаграмму).
| Символ | Количество голосов |
| Котелок | 71 |
| Никольский храм | 15 |
| Железнодорожный мост | 37 |
| Парейазавр | 34 |
| Элеватор | 18 |
| Мельница | 18 |
| Алексеевская ярмарка (подкова) | 7 |
Таблица “Лучший футболист августа 2007 года” для группы “Любители футбола”. Задание построить нестандартную деревянную диаграмму.
| Футболист | Количество голосов |
| Роман Павлюченко | 6 |
| Егор Титов | 4 |
| Андрей Коряка | 4 |
| Сантос Моцарт | 5 |
| Роман Адамов | 3 |
| Юрий Жирков | 2 |
| Константин Зырьянов | 14 |
| Антон Амельченко | 1 |
| Вагнер Лав | 2 |
| Игорь Семшов | 10 |
Таблица “Выручка кафе” для группы “Сладкоежки”. Задание: построить ярусную диаграмму, характеризующую размеры выручки кафе “Петушок” за счет продажи напитков (чай, сок, лимонад), мороженого, пирожных и чипсов.
| Товар | Зима | Весна | Лето | Осень |
| Чипсы | 2540 | 1250 | 450 | 980 |
| Мороженое | 190 | 1100 | 3460 | 2340 |
| Пирожное | 3160 | 2090 | 1300 | 1980 |
| Лимонад | 38 | 359 | 1456 | 360 |
| Сок | 540 | 1480 | 1100 | 560 |
| Чай | 1200 | 470 | 20 | 590 |
Таблица “Рекорды скорости в животном мире” для любителей биологии. Задание: построить цилиндрическую диаграмму.
| Бегун | Скорость в км/час |
| Морская черепаха | 25 |
| Человек | 36 |
| Антилопа | 50 |
| Заяц | 40 |
| Гепард | 80 |
| Орел | 100 |
| Дельфин | 50 |
Таблица “Изменение температуры” для любителей географии. Задание построить график изменения температуры за указанный период.
| Дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| Температура, 0С | 16 | 19 | 20 | 22 | 21 | 22 | 19 | 12 | 14 | 13 | 13 | 10 | 17 | 23 | 16 |
IV. Выступления групп.
V. Рефлексия (тест достижений).
| № | Вопрос | Варианты ответа |
| 1 | Диаграмма в электронных таблицах – это… |
|
| 2 | График функции в табличном процессоре можно создать при помощи: |
|
| 3 | В каком разделе меню табличного процессора находится Мастер Диаграмм: |
|
| 4 | Для построения обычных графиков используется: |
|
| 5 | Для сравнения высоты горных вершин целесообразно использовать… |
|
VI. Домашнее задание.
1. Какой тип диаграммы целесообразно использовать и почему:
- для построения графика функции;
- для сравнительного анализа глубины нескольких озер;
- для анализа какую часть занимают доходы каждого члена семьи в общем семейном бюджете.
2. Постройте диаграмму, показывающую распределение вами времени суток на различные виды деятельности (сон, учеба, выполнение домашних заданий, развлечения и др.).
3. Придумайте и заполните таблицу, для которой может быть построена следующая круговая диаграмма (таблица должна иметь какой-то смысл, а не просто содержать одни числовые данные):
