Тема: Проверка слов с безударными гласными.
Цели:
- Отработка умения сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.
- Отработка умения составлять предложения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас финальная игра по русскому языку – «Форт Боярд» по проверке слов с безударными гласными (Звучит музыка). Ребята, кто знает – что такое Форт Боярд?
Форт Боярд находится в Атлантическом
океане. Построен в 1804 году Наполеоном. Для
постройки с берега на кораблях возили камни,
которые ссыпали на морское дно. Так образовался
остров, на котором установлен форт.
Строительство шло 5 лет. Раньше в нем размещалась
тюрьма. Замок долго пустовал.
В 1989 году форт купило телевидение Франции.
Сегодня у нас две команды:
Команда Синих – мальчики,
Команда Красных – девочки.
Мы ограничены во времени 45 минут.
II. 1-й этап игры
Нужно набрать ключи. (Звучит музыка)
Вертолет – почти единственный вид транспорта, на
котором можно добраться в Форт Боярд, но мы
отправляемся на корабле.
Солнце разгорается, игра начинается. Вперед за
ключами!
III. 2-й этап игры
Снимаемся с якоря. Чистописание.
Н Н
Девиз: И один в поле воин.
IV. 3-й этап игры
1 ключ:
Морской бой (письмо по памяти и подчеркивание безударных гласных)
Подчеркнуть безударные гласные.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А. Пушкин Сказка о царе Салтане)
2 ключ:
Старец Фура прислал загадку:
«Первый во рту всех людей обитает,
Он у детей очень много болтает.
В колокол бьет очень звонко второй
И не знаком он со вкусной едой.
Третий бывает родным, иностранным.
Надо, чтоб был он любимым желанным.
Замок открывается.
А вот четвертый – слоеный, хрустящий,
Корочкой сладкой детишек манящий.
Пятый в ботинках найдешь и кроссовках,
Сверху его оплетает шнуровка.
Нужно шестого брать в плен на войне.
Что же за слово, скажите вы мне». (Язык)
V. 4-й этап игры
3 ключ:
- Что мы возьмем в дорогу? (Словарная работа)
- Орехи в земле, листья на земле. (Картофель)
- Десять мальчиков живут в зеленом чуланчике. (Горох)
- Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)
- Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (Помидор)
- Сидит бабка на грядке, вся в заплатках. (Капуста)
- Растет в траве Аленка в красной рубашонке. Кто ни пройдет – всяк поклон кладет. (Земляника)
- Красна девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь)
VI. 5-й этап игры
4 ключ:
Замок раскрывается. Составить предложение из слов.
СМЕЛЫЕ ДОРОГИ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ
VII. 6-й этап игры
5 ключ:
(Работа по карточкам). Выписать словосочетание. Разобрать по членам предложение. (По одному человеку из команд выполняют задание у доски)
VIII. 7-й этап игры
6 ключ:
Физкультминутка. Игра «Фразеологические обороты»:
Учитель | Учащиеся | |
1. | Волков бояться | в лес не ходить |
2. | Нет дыма | без огня |
3. | Куй железо | пока горячо |
4. | Под лежачий камень | вода не течет |
5. | Старый друг | лучше новых двух |
6. | Что посеешь | то и пожнешь |
7. | Семь раз отмерь | один – отрежь |
8. | Готовь сани летом | а телегу зимой |
9. | Маслом кашу | не испортишь |
10. | Дорога ложка | к обеду |
Игра «В мире животных» (Подбери слово)
1. Белая
ворона
2. Лапчатый гусь
3. Стреляный воробей
4. Съел
собаку
IX. 8-й этап игры
7 ключ:
Загадки Старца Фура:
«Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться». (Книга)
X. 9-й этап игры
8 ключ:
Работа с книгой: упр. 290
XI. 10-й этап игры
9 ключ:
Загадка старца Фура: «Кто больше придумает слов».
Подбор однокоренных слов с корнем «Звон».
XII. 11-й этап игры
10 ключ:
Разобрать завал из камней. (Разбор слов по составу).
XIII. Подведение итогов урока и награждение.