Вид:
- нетрадиционно-интегральный,
- по памяти и представлению.
Тип урока:
- Обобщающий.
Цели.
Образовательная:
- обеспечить в ходе урока возможность учащимся обогатить свои восприятия и ощущения красоты природы с помощью художественных средств;
- добиться яркости и цельности восприятия художественных образов, созданных с помощью слова;
- создать условия для повторения и закрепления приемов работы кистью при изображении дерева, передать характерные особенности березы. Использовать цвет как средство выразительности при передаче настроения природы.
Развивающая:
- создать условия для формирования чувства прекрасного, работать над развитием речи, вырабатывать умения высказывать свои мысли, рассуждать;
- содействовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведения художников – пейзажистов, развитию образного мышления, чувства цвета.
Воспитательная:
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Инструментарий:
- грамзаписи песен “Под окошком месяц”, “Во поле береза стояла”;
- портрет С.Есенина;
- выставка книг с произведениями С. Есенина;
- карточки со словами: Россия, семья, природа, друзья, родной край.
- репродукции: И. Э. Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”; И. И. Левитан “Золотая осень”, “Березовая роща”;
- Изделия из бересты.
Литература для учителя
- Басаргина А.А. Народные праздники в школе. К.; 1988
- Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской. Б.; 2000
- Рутковская А.А. Рисование в начальных классах С-П.; Дон Нева 2001
- Шаповалов В.А. Белгородоведение. Б.; БелГУ., 2002
- Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? М.; ГНОМ и Д. 2003
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока.
Звучит грамзапись песни “Под окошком месяц”.
- Ребята, почему звучит эта песня сегодня на уроке?
- Вы уже догадались, что урок будет необычным. Мы продолжаем разговор о творчестве великого русского поэта Сергея Александровича Есенина и подведем итог уроков, на которых изучали его произведения.
III. Систематизация знаний о поэте
- Что вы узнали о поэте?
( С двух лет с. Есенин был отдан на воспитание деду Федору Ивановичу Титову. Именно он, по словам поэта, привил ему любовь к устному народному творчеству.)
- О чем писал стихотворения С. Есенин?
(Его стихотворения переполнены любовью к России, к окружающей природе).
IV. Дидактическая игра “Узнай стихотворение”.
- Сейчас мы посмотрим, как вы знаете поэзию Есенина.
- Прочитайте строфу.
1) Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
(С. Есенин. “Сыплет черемуха снегом”.)
- Покажите модель этого произведения.
(Тема о природе – зеленый цвет. Жанр-стихотворение.)
2) В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
(С. Есенин. “Бабушкины сказки”.)
- Покажите модель этого произведения. Объясните.
3)Я буду воспевать
Всем существом в поэте-
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
(С. Есенин. “Но и тогда, когда во всей планете”...)
- Покажите модель. Объясните.
Работа над произведениями
Сергей Есенин, не без гордости, писал:
“ Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине . Чувство Родины - основное в моем творчестве.”
-Что означает слово “лирика”?
-Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
(Лирика-род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания.)
- Лирические стихотворения отражают душевные переживания поэта, его настроение.
-Что имел в виду Есенин, произнося слова Родина, Русь?
-Давайте заполним схему.
-Семья, дом, природа, Родина для Есенина неразделимы.
а) -Потренируйте память и вспомните, какие стихотворения Есенин посвятил Родине?
(“Если крикнет рать святая...”
“Но и тогда,
Когда во всей планете...”)
-Поделитесь своими мыслями.
-Какое настроение автора вы почувствовали при чтении этих произведений?
-Какие чувства возникли в вашем сердце?
-Прочитайте эти стихотворения наизусть и постарайтесь передать эти чувства.
-У нас в классе есть ученики, которые на школьный конкурс “Пою мое Отечество” написали стихотворения. Послушаем их. (3 ученика)
б) - Какие вы знаете стихотворения, которые Есенин посвятил семье? (“Я покинул родимый дом...” “Бабушкины сказки”)
-Как поэт говорит о своем детстве?
-Найдите слова, выражения, которые отражают эту любовь. Прочитайте.
-За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих странах, но больше всего стихов о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать.
в) - В этих стихотворениях много описаний природы, но есть другие
произведения, в которых С.Есенин особенно подчеркивает красоту русской природы.
-Назовите эти произведения.
(“Береза”
“Нивы сжаты, рощи голы...”
“Вернулся я
В родимый дом”.)
Природа- это реки, моря, поля, леса, деревья.
г) Беседа по репродукциям. (Учитель изо).
-Поэты с помощью слова, композиторы с помощью звуков выражают свое отношение к окружающему миру, а художники...
( Представлены уже знакомые детям произведения: И.И. Левитан “Золотая осень”, “Березовая роща”, И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”, “Сказка инея и восходящего солнца”.
Беседа
- Назовите художников и произведения.
- Объясните значение слов лазурь, золотая осень.
- О чем эти картины?
- Какой это жанр?
- Что хотели показать художники?
- Какое время года представлено?
- Как вы это определили?
- Что влияет на выбор цвета для картины?
- Какие деревья мы видели в каждой из этих картин?
- В какой картине березы изображены величаво? Как их изобразил художник?
- С каким образом можно сравнить березы в картине “Березовая роща”?
- Какая картина вам больше нравиться? Какие чувства вызывает?
- Какая картина более близка к стихотворению С.Есенина “Белая береза”? Зачитайте строки из стихотворения.
Без березы невозможно представить пейзаж нашей Родины. И в
наших краях береза является одной из распространенных пород деревьев.
(Береза повисла и береза кудрявая)
д) Работа над стихотворением “Береза”.
- Особой любовью пользовалось это деревце и у Сергея Есенина.
- А почему, как вы думаете?
(Это самое нарядное дерево. Это сильное дерево как оберег. Береза- символ России.)
-Какое стихотворение он посвятил этому дереву? ( “Береза”)
-Прочитайте это стихотворение наизусть.
-Какой вы представили себе березу, слушая это стихотворение? (Береза как девушка.)
-Какое средство выразительности использовал для этого поэт?
-Что такое олицетворение?
(Олицетворение это такой прием, когда автор неодушевленный предмет наделяет человеческими чувствами и поступками.)
-Найдите и прочитайте олицетворения.
-При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?
-Как называются эти слова?
-Что такое эпитет?
(Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Эпитет - это образное художественное определение предмета.)
-Какой частью речи являются эпитеты?
-Вспомните, в каких текстах нужно больше использовать имен прилагательных?
-Для чего нужны эпитеты в речи?
(Употребление эпитетов делает нашу речь яркой, выразительной, точной.)
-Найдите и прочитайте сравнения в стихотворении Есенина.
Зачитайте строки
-Есенин любовался березкой в разные времена года.
-Какой видит поэт березку осенью?
-Найдите и прочитайте.
-А летом?
-Только человек, любящий свою Родину, может так сказочно описать ее природу.
-Ребята, Сергей Есенин видел какие-то особые березки или мы тоже могли бы такие увидеть?
(Мы тоже могли бы увидеть, только надо быть очень внимательным и наблюдательным, замечать необычное в обычном.)
-В любое время года автор восхищался этим деревом.
А мы выразим свое отношение к березе в хороводе “Во поле береза стояла”.
VI. Физминутка. Хоровод с элементами хоровода Белгородской области “Акулинка”.
VII. Проверка домашнего задания.
-Ребята, в разные времена года русский человек внимательно приглядывался к березе и поэтому существует много народных примет, связанных с ней.
-Это ваше домашнее задание. Какие приметы вы узнали?
- (Лопаются сережки у березки - время сеять хлеб.
- Если весной береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед- мокрое.
- Соловей начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
- Если с березки течет много сока, лето будет дождливое. 5.Весной березовый сок невкусен- хлеб уродиться на славу.
- Когда береза станет, распускаться сей овес.
- Когда лист с дуба и березы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным
- Когда лист березы развернется полностью, то можно сажать картофель.)
(Показ учителям этапов изображения дерева)
- Белоснежные стройный ствол, тонкие кудрявые веточки, делают березу самым красивым деревом.
Тихо звучит медленная хороводная музыкальная композиция
Ещё из бересты берез, которые шли на сруб, изготавливали посуду, которая обладала свойствами термоса. Из бересты плетут корзины, вазочки.
Богатая палитра и разнообразная фактура березовой коры позволяет создавать из неё с незначительным использованием других материалов композиции разных жанров.
Задание.
А теперь подберите палитру - фон любимого времени года и изобразите березу, которую вы видели в нашем крае.
Самостоятельная работа учащихся.
(Индивидуальная работа учителя с учащимся). Обращать внимание на приёмы работы кистью.
Во время работы учащихся учитель рассказывает о том, что в далеком прошлом год у наших предков начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а березой. Береза издавна почиталась славянами, её связывали с древними оберегами. Это дерево стало олицетворением света, чистоты, плодородия. Береза зачастую выступала главной героиней праздничных ритуалов. Таковы, например, Троицкие обряды, когда берёзу украшали, как девушку, развешивали на её ветвях венки.
Большую пользу приносит человеку береза - целебный сок, березовые листья и почки используют в лечебных целях, деготь, древесный уголь, веник в баню, лучина вместо свечи.
Выставка работ.
(Законченные работы размещаются на доске) - Какие березки получились?
(Стройные, хрупкие, нежные, величавые, сказочно-волшебные, родные).
Домашнее задание.
Выполнить иллюстрации к другому стихотворению С.Есенина. Написать четверостишие о березе.
Итог.
Да, природа нашей Родины разнообразна и красива, но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время года. А сохранить эту красоту нам помогут знания, наблюдения, любовь и бережное отношение к природе родного края, своей Родины.
Рефлексия.
Что узнали нового на уроке?
Выразить свое настроение выбором одной из карточек.