Цели урока:
- Отрабатывать знания и умения детей по правилам дорожного движения. Повторить изученные дорожные знаки.
- Развивать речь детей, умение анализировать ситуации. Развивать внимание на дороге.
- Воспитывать внимательное отношение к людям, которые затрудняются в ориентировании сложной дорожной обстановке. Воспитывать уважение к людям, которые обслуживают дорогу, водителям транспорта.
Оборудование: Образцы дорожных знаков, сказочные герои, картинки с изображением машин.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся путешествовать по улицам и дорогам нашего города. Все ли готовы к такому путешествию? (звучит музыка)
Мы едем, едем, едем
В знакомые края.
Хорошие соседи
Надежные друзья.
А путешествовать с нами будет весёлый Светофорчик.
Ну что ж, посмотрим, как ребята знают правила дорожного движения.
II. Работа по теме урока.
Путешествие по улицам и дорогам родного города.
Светофорчик.
Начинаем разговор
про трёхглазый светофор-
Зелёный, жёлтый, красный, глаз
Он каждому даёт приказ.
Хоть у вас терпенья нет
Подождите красный свет!
Красный свет нам говорит:
“Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет - предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Объявляю вам заранее:
“Перехода больше нет!”
Зелёный свет открыл дорогу.
Переходить ребята могут.
Вот теперь идите смело-
Пешеходам путь открыт!
Проходите разрешаю
Не беда, что я один,
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин.
(появляется Незнайка. Идёт по дороге. Играет о пол мячом)
Незнайка.
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой!
(Светофорчик отбирает мяч у Незнайки.)
Светофорчик.
Эй! Незнайка! Погоди!
Дело кончится печально.
На проезжей части дети
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке!
Незнайка. А я ученик светофорных наук!
Светофорчик. А ты знаешь правила дорожного движения?
Незнайка. А зачем мне их знать, я и без них прекрасно обойдусь!
Светофорчик. Как надо переходить дорогу?
Дети.
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход.
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай! Что только переход от машин тебя спасёт.
Светофорчик. Где же на проезжей части можно переждать поток машин.
Дети.
На “острове безопасности”.
Полпути прошёл и стой, указанье ясное
И отмечено чертой место безопасное!
Светофорчик. Как обозначаются пешеходные переходы?
Светофорчик. Как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
А с какой стороны вы будете обходить трамвай?
Незкайка.
Ты загадки отгадай,
А отгадки нам отдай.
Конкурс загадок.
Не автобус, не трамвай
Не нуждается в бензине
Хоть колёса на резине. (троллейбус)
Для этого коня еда-
Бензин, и масло и вода,
На лугу он не пасётся,
По дорогам он несётся.(автомобиль)
Сам не едет, не идёт,
Не поддержишь - упадёт,
А педали пустишь вход
Он помчит тебя вперед.(велосипед)
Незнакомец краснокожий
С ярко-жёлтой полосой,
На автобус чуть похожий,
На троллейбус чуть похожий
Кто же все же он такой.(трамвай)
Загудел глазастый жук
Обогнул зелёный луг
У дороги смял ковыль
И ушел оставив пыль (мотоцикл)
Светофорчик.
Какие машины помогают убирать улицы?
Какие специальные машины вам известны?
Незнайка. Спасибо! Вы, дети многому меня научили?
Светофорчик. Чем отличается улица от дороги?
Дети. Улицей называют часть территории города или населённого пункта, расположенного между жилыми домами и другими зданиями или зелёными насаждениями.
Проезжая часть дороги предназначена для движения транспорта.
Обочина-часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части. Служит для остановки автомобилей и движения пешеходов.
Кюветы, канавы, прорытые по обе стороны дороги, служат для отвода воды.
Игра. Кто больше знает и назовёт дорожные знаки.
Светофорчик.
Игра. Не волнуется народ - через улицу идёт.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
Дети. Это я! Это я!
Это все мои друзья.
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Это я! Это я!
Это все мои друзья.
Знает кто, что красный свет-
Это значит - хода нет!
Это я! Это я!
Это все мои друзья.
Светофорчик. Следует помогать переходить улицу маленьким детям, инвалидам, пожилым людям, которым трудно ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Светофорчик. Какие правила поведения в транспорте вам знакомы?
Дети.
Как бы не был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или малым
Уступить не позабудь.
Сценка “Заяц” участвуют два мальчика (школьник и контролёр)
Контролёр. Граждане пассажиры, приготовьте ваши билеты! (и подходит к школьнику.)
Ну, заяц, погоди!!!
Школьник. Дяденька, я больше не буду…
Контролёр .
Я тебе даю совет:
Покупай всегда билет!
Без билета никуда мы
не ездим никогда!!!
Итог урока. Кто запомнил азбуку пешехода?
Лучшие ученики получают значок “Отличник-пешеход”.