Цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации системы мероприятий, предусмотренных программой.
Задачи:
1. Установить контингент наркозависимых детей и причины их вовлечения в употребление наркотиков и других психотропных веществ.
2. Определить основные методы работы по преодолению или профилактики наркозависимости.
3. Разработать план совместных действий по профилактике и преодолению наркозависимости.
Пристрастие к алкоголю, токсикомания, табакокурение рассматриваются в программе также как наркозависимость, поэтому меры противостояния наркотизации предусматривают борьбу со всеми названными явлениями как взаимосвязанными и взаимопровоцирующими факторами приобретения наркотической зависимости. Ввиду этого пристрастие к той или иной форме наркозависимости обозначается словом “зависимость”.
Принципы программы:
отказ от системы принуждений
в профилактической и лечебной работе;
При разработке плана действий необходимо четко уяснить причины, порождающие эти зависимости у ребенка.
Основным контингентом наркозависимых детей являются подростки, так как именно в этом возрасте начинаются первые “пробы”. Они возникают в случаях появления конфликтных ситуаций в семье, школе, в окружении (микросоциуме), при неправильном планировании досуга, свободной деятельности.
“Клиентами” становятся или психологически слабые, или же, наоборот, слишком активные, пытающиеся проверить себя на прочность.
Основными причинами, порождающими зависимость в обществе, на наш взгляд, являются следующие.
1. Уменьшение роли детских и молодежных организаций, создававших в прежние годы широкое поле для социально значимой деятельности.
2. Низкий уровень психологизации педагогического процесса, ведущий к увеличению количества детей в состоянии школьной дезадаптации, попадающих под влияние зависимостей.
3. Недостаточная, нередко некомпетентная работа с родителями детей, испытывающих состояние школьной дезадаптации и находящихся в наркозависимости.
4. Наличие в микросоциуме факторов (семья, микрогруппа двора и лестничной площадки, класса), затрудняющих вхождение в социум с более высоким уровнем норм и ценностей.
Формы, методы и приемы преодоления зависимости
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья.
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Комплектование спортивных классов. | Август | Кл. руководители Администрация |
2 | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | Сентябрь | Социальные педагоги |
3 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Кл. руководители. Зам. директора по праву |
4 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | Кл. руководители. Зам. директора по праву |
5 | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | Октябрь-ноябрь | Зам. директора по праву |
6 | Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”. | Октябрь | Кл. руководители Учитель физкультуры |
7 | Посещение ЦВР учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами центра профилактики ВИЧ-СПИД, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). |
В течение года | Зам. директора по праву Кл. руководители |
8 | Анкетирование среди учащихся 5, 7, 6 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | Октябрь | Кл. руководители Зам. директора по УВР |
9 | Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | Октябрь | Психолог Кл. руководители |
10 | Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. | Октябрь | Психолог Кл. руководители |
11 | Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. | Ноябрь | Психолог Кл. руководители |
12 | Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | Ноябрь | Психолог Кл. руководители |
13 | Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. | Ноябрь | Психолог Кл. руководители |
14 | Классные часы, посвященные результатам анкетирования. | Ноябрь | Мед. работник Работники здравоохранения |
15 | Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | Кл. руководители |
16 | Линейки “Наркотики: зависимость и последствия”. | Декабрь | Зам. директора по УВР |
17 | Участие в международной акции АНТИ – СПИД. | Декабрь | Зам. директора по УВР, ЦК и Д |
18 | Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”. | 1 полугодие | Библиотекарь |
19 | Оформить картотеки по темам: “Здоровый образ жизни”, “Правила дорожного движения”. | 1 полугодие | Библиотекарь |
20 | Провести беседы с просмотром
видеокассет по темам: “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия” |
1 полугодие | Зам. директора по праву Сотрудники ПДН ОВД |
21 | Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Безопасность на улице, необходимость соблюдения правил дорожного движения”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурение”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. | 1 полугодие | Библиотекарь Зам. директора по безопасности Работники здравоохранения |
22 | Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение года | Зам. директора по праву Сотрудники ПДН ОВД Работники здравоохранения |
23 | Участие во Всероссийском уроке здоровья | Апрель | Зам. директора по УВР, мед. работник, учителя физ. культуры |
24 | Участие в Лыжне России, легкоатлетическом кроссе, В кроссе наций |
По особому плану | учителя физ. культуры работники спорткомплекса |
25 | Проведение спартакиады по летним и зимним видам спорта | По особому плану В течение года |
учителя физ. культуры работники спорткомплекса |
26 | Волонтёрское движение на базе 5-9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения. | В течение года | Зам. директора по безопасности ГИБДД, ГО и МЧС |
27 | Реализация профилактических программ
“ Расти здоровым” (2-4 классы) |
В течение года | Зам. директора по праву Психолог |
28 | Реализация профилактических программ
“Полезные навыки” - антинаркотики и другие ПАВ (7,9 класс). |
В течение года | Зам. директора по праву |
29 | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. | В течение года | Зам. директора по безопасности |
30 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Социальные педагоги Сотрудники ПДН ОВД |
31 | Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. | Ежемесячно | Зам. директора по праву |
32 | Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении. | В течение года | Социальные педагоги Сотрудники ПДН ОВД |
33 | Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся. | В течение года | Зам. директора по праву |
34 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Кл. руководители |
35 | Флюрографический осмотр детей и работников школы. | 1 раз в год | Мед. работник |
36 | Проводить осмотр детей на наличие педикулеза и кожных заболеваний. | После каникул | Мед. работник Работники здравоохранения |
37 | Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | В течение года | Мед. работник Работники здравоохранения |
38 | Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. |
В течение года | Мед. Работник
|
39 | Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. | В течение года | Зам. директора по праву Работники здравоохранения Социальные педагоги Сотрудники ПДН ОВД Психолог |
40 | Организация в местном печатном издании
обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании
детей, о пропаганде здорового образа жизни. |
В течение года | Зам. директора по праву Зам. директора по УВР |
41 | Участие в областном этапе межведомственной профилактической операции “Подросток”: оперативно-профилактические мероприятия: “Каникулы”, “Подросток – игла”, “Молодёжь без пива”, “ У светофора нет каникул!” | В течение года | Зам. директора по праву Зам. директора по безопасности ГИБДД, ГО и МЧС |
42 | Организация “горячей линии” по вопросам профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, наркомании у детей. | Декабрь, апрель | Психолог Социальный педагог, Юрист |
43 | Организация летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания, посвящённого здоровому образу жизни | Июнь - август | Зам. директора по праву мед. работник, учителя физ. культуры |
Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.