Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни

Разделы: Социальная педагогика


Цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации системы мероприятий, предусмотренных программой.

Задачи:

1. Установить контингент наркозависимых детей и причины их вовлечения в употребление наркотиков и других психотропных веществ.

2. Определить основные методы работы по преодолению или профилактики наркозависимости.

3. Разработать план совместных действий по профилактике и преодолению наркозависимости.

Пристрастие к алкоголю, токсикомания, табакокурение рассматриваются в программе также как наркозависимость, поэтому меры противостояния наркотизации предусматривают борьбу со всеми названными явлениями как взаимосвязанными и взаимопровоцирующими факторами приобретения наркотической зависимости. Ввиду этого пристрастие к той или иной форме наркозависимости обозначается словом “зависимость”.

Принципы программы:

  • добровольность: отказ от системы принуждений в профилактической и лечебной работе;
  • доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

При разработке плана действий необходимо четко уяснить причины, порождающие эти зависимости у ребенка.

Основным контингентом наркозависимых детей являются подростки, так как именно в этом возрасте начинаются первые “пробы”. Они возникают в случаях появления конфликтных ситуаций в семье, школе, в окружении (микросоциуме), при неправильном планировании досуга, свободной деятельности.

“Клиентами” становятся или психологически слабые, или же, наоборот, слишком активные, пытающиеся проверить себя на прочность.

Основными причинами, порождающими зависимость в обществе, на наш взгляд, являются следующие.

1. Уменьшение роли детских и молодежных организаций, создававших в прежние годы широкое поле для социально значимой деятельности.

2. Низкий уровень психологизации педагогического процесса, ведущий к увеличению количества детей в состоянии школьной дезадаптации, попадающих под влияние зависимостей.

3. Недостаточная, нередко некомпетентная работа с родителями детей, испытывающих состояние школьной дезадаптации и находящихся в наркозависимости.

4. Наличие в микросоциуме факторов (семья, микрогруппа двора и лестничной площадки, класса), затрудняющих вхождение в социум с более высоким уровнем норм и ценностей.

Формы, методы и приемы преодоления зависимости

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья.

Практические дела Срок исполнения Ответственные
1 Комплектование спортивных классов. Август Кл. руководители Администрация
2 Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). Сентябрь Социальные педагоги
3 Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. Сентябрь Кл. руководители.

Зам. директора по праву

4 Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. Сентябрь Кл. руководители.

Зам. директора по праву

5 Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. Октябрь-ноябрь Зам. директора по праву
6 Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”. Октябрь Кл. руководители

Учитель физкультуры

7 Посещение ЦВР учащимися

7- 9 - ых классов (беседа со специалистами центра профилактики ВИЧ-СПИД, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

В течение года Зам. директора по праву

Кл. руководители

8 Анкетирование среди учащихся 5, 7, 6 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. Октябрь Кл. руководители

Зам. директора по УВР

9 Классные часы, посвященные результатам анкетирования. Октябрь Психолог

Кл. руководители

10 Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. Октябрь Психолог

Кл. руководители

11 Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. Ноябрь Психолог

Кл. руководители

12 Классные часы, посвященные результатам анкетирования. Ноябрь Психолог

Кл. руководители

13 Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. Ноябрь Психолог

Кл. руководители

14 Классные часы, посвященные результатам анкетирования. Ноябрь Мед. работник

Работники здравоохранения

15 Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. Декабрь Кл. руководители
16 Линейки “Наркотики: зависимость и последствия”. Декабрь Зам. директора по УВР
17 Участие в международной акции АНТИ – СПИД. Декабрь Зам. директора по УВР, ЦК и Д
18 Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”. 1 полугодие Библиотекарь
19 Оформить картотеки по темам: “Здоровый образ жизни”, “Правила дорожного движения”. 1 полугодие Библиотекарь
20 Провести беседы с просмотром видеокассет по темам:

“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

1 полугодие Зам. директора по праву

Сотрудники ПДН ОВД

21 Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Безопасность на улице, необходимость соблюдения правил дорожного движения”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурение”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. 1 полугодие Библиотекарь

Зам. директора по безопасности

Работники здравоохранения

22 Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. В течение года Зам. директора по праву

Сотрудники ПДН ОВД

Работники здравоохранения

23 Участие во Всероссийском уроке здоровья Апрель Зам. директора по УВР, мед. работник, учителя физ. культуры
24 Участие в Лыжне России,

легкоатлетическом кроссе,

В кроссе наций

По особому плану учителя физ. культуры

работники спорткомплекса

25 Проведение спартакиады по летним и зимним видам спорта По особому плану

В течение года

учителя физ. культуры

работники спорткомплекса

26 Волонтёрское движение на базе 5-9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения. В течение года Зам. директора по безопасности

ГИБДД, ГО и МЧС

27 Реализация профилактических программ “ Расти здоровым”

(2-4 классы)

В течение года Зам. директора по праву

Психолог

28 Реализация профилактических программ “Полезные навыки” - антинаркотики и другие ПАВ

(7,9 класс).

В течение года Зам. директора по праву
29 Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. В течение года Зам. директора по безопасности
30 В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул. В течение года Социальные педагоги

Сотрудники ПДН ОВД

31 Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. Ежемесячно Зам. директора по праву
32 Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении. В течение года Социальные педагоги

Сотрудники ПДН ОВД

33 Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся. В течение года Зам. директора по праву
34 Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. В течение года Кл. руководители
35 Флюрографический осмотр детей и работников школы. 1 раз в год Мед. работник
36 Проводить осмотр детей на наличие педикулеза и кожных заболеваний. После каникул Мед. работник

Работники здравоохранения

37 Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. В течение года Мед. работник

Работники здравоохранения

38 Следить за соблюдением

санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года Мед. Работник

 

39 Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. В течение года Зам. директора по праву

Работники здравоохранения

Социальные педагоги

Сотрудники ПДН ОВД

Психолог

40 Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа

жизни.

В течение года Зам. директора по праву

Зам. директора по УВР

41 Участие в областном этапе межведомственной профилактической операции “Подросток”: оперативно-профилактические мероприятия: “Каникулы”, “Подросток – игла”, “Молодёжь без пива”, “ У светофора нет каникул!” В течение года Зам. директора по праву

Зам. директора по безопасности

ГИБДД, ГО и МЧС

42 Организация “горячей линии” по вопросам профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, наркомании у детей. Декабрь, апрель Психолог

Социальный педагог, Юрист

43 Организация летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания, посвящённого здоровому образу жизни Июнь - август Зам. директора по праву

мед. работник, учителя физ. культуры

Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.