Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.
Организация экономического образования на этом этапе строится в соответствии с минимумом содержания предмета “Экономика” и двухуровневыми программами (для общеобразовательной школы и для школы с углубленным изучением экономики).
Для учащихся 10-11 классов уроки “Информационные технологии” дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют закрепить теоретические знания.
Прогнозируемые результаты обучения:
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно постав ленной цели (сжато, полно, выборочно);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; работа с электронными таблицами с целью рационализации процесса обучения;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- овладение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В основу методической разработки информационной поддержки уроков экономики легла идея компетентностного - ориентированного образования, которая является одним из ответов системы образования на социальный заказ. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. В компетентностно - ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь должен стать организатором процесса обучения, тьютором, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности учащихся.
Цели:
Задачи:
Необходимо кратко напомнить учащимся основные теоретические положения тем “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие”, “Ввод данных” и “Мастер диаграмм”, без которых экономическую задачу в электронных таблицах решить и проанализировать невозможно.
(см. презентацию demo.ppt)
Содержание основных экономических задач:
- правильное применение понятий “спрос” и “величина (объем) спроса”, их различие;
- общий, средний и предельный продукты;
- построение кривых спроса и предложения;
- определение равновесной цены и равновесного количества товара;
- нахождение новых параметров равновесия при изменении спроса и предложения;
- определение эластичности спроса.
Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.
Точки |
Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.) |
Покупатели (тыс. чел.) |
А |
25 |
0 |
В |
20 |
4 |
С |
15 |
8 |
Д |
10 |
12 |
Е |
5 |
16 |
Г |
0 |
20 |
Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.
- Запустите программу Microsoft Excel.
- Введите исходные данные:
- Постройте точечный график:
- На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.
- Выполнить 4 шага Мастера диаграмм
на первом шаге выбрать: тип диаграммы Точечная, вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму |
- Ожидаемый результат построения точечного графика:
- Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)
- На диаграмме выделить ряд данных
- Вызвать контекстное меню ряда данных
- Выбрать команду Добавить линию тренда
- Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме
- Ожидаемый результат построения точечного графика:
Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.
Задача 2: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.
Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.
I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо QD приравнять QS:
48-5P = 12+7P => РЕ = 3.
Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: QDЕ 48-5P = 48 – 5*3 = 33.
II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:
Построить графики для функций QD и QS
По итогам изложения теоретических положений и освоения практических навыков работы с компьютером учащимся предлагается решить задачу самостоятельно и интерпретировать полученные результаты (задача из сборника А.А.Мицкевич “Сборник заданий по экономике” М.: ВИТА Пресс,1988).
Задача 3: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:
Покупатели | А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Цена | 12 |
3 |
14 |
14,5 |
15 |
15,5 |
Количество | 5 |
3 |
5 |
2 |
4 |
1 |
Продавцы | А |
Б |
В |
Г |
Цена | 13,5 |
14,0 |
14,5 |
15 |
Количество | 5 |
10 |
10 |
5 |
- Постройте шкалы и графики спроса и предложения.
- Что можно сказать о цене равновесия?
- Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?
- Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
- Сколько товаров продал каждый продавец?
- Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.
- Определите эластичность спроса покупателя А и продавца Б.
Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)
А)
Б)
В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:
Г, Д)
Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1
Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.
Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8
Избыточное предложение: 30-12=18
Подведение итогов:
При решении задач мы повторили все типы задания спроса и предложения:
- аналитический (получены формулы);
- статистический (составлены таблицы);
- графический (построены графики).
Мы еще раз убедились в том, законы спроса и предложения выполняются и торговля выгодна и покупателям (CS > 0), и продавцам (PS > 0).
При подготовке уроков, помимо учебно-методической литературы, мы предлагаем воспользоваться образовательными ресурсами сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования http://infoteka.economicus.ru, где учитель может найти задания и игры-тренажеры для учащихся по теме “Спрос. Предложение. Рыночное равновесие” (выбрать в разделе Учебные дисциплины ссылку микроэкономика), а также будет продолжена работа учащихся с телекоммуникационными сетями и Интернет-ресурсами. Использование Интернет-ресурса не только актуализирует теоретические положения урока, но и способствует формированию у учащихся компетенции в выборе форм анализа экономической ситуации, интерпретации полученных результатов.