Задачи:
- Создать условия для формирования знаний о папоротникообразных родного края, их многообразии, роли в природе и практическом значении.
- Развивать умения сравнивать, узнавать изученные объекты на рисунках, фотографиях.
- Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Оборудование: фотографии, рисунки папоротников, хвощей и плаунов; гербарные экземпляры папоротникообразных, живые растения; таблицы: «Папоротник. Цикл развития папоротника», «Хвощ и плаун», учебное пособие «Зелёный мир Читинской области», рабочая тетрадь к учебному пособию, маршрутные листы.
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся на восприятие учебного материала
II. Изучение нового материала
1. Мотивация
Учитель: На предыдущем уроке мы
изучили особенности строения папоротников,
хвощей и плаунов, отметили усложнение в их
строении, более высокую организацию по сравнению
с мхами. Вы знаете, что папоротникообразные –
большая группа высших растений. В большинстве
своём все они – травянистые растения, обитающие
в тенистых, влажных местах. Древние
папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад
и образовали леса на всех континентах, включая
Антарктиду. В условиях тёплого, влажного климата,
отмирая, эти крупные, высокорослые растения
падали в воду, пропитывались там минеральными
солями и окаменевали, со временем из них
образовались мощные слои каменного угля. Запасы
угля есть и в Читинской области. Недалеко от
нашего населённого пункта располагается
Харанорский угольный разрез, где ведётся
промышленная добыча угля.
Можем ли мы утвердительно сказать: в нашем крае
произрастали древние папоротникообразные? (
Заслушать варианты ответов учащихся).
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир
современных папоротникообразных Читинской
области, изучим их многообразие и практическое
значение.
Для работы на уроке нам понадобится маршрутный
лист.
Маршрутный лист Станция « Хвощи» Задание 1. Выясни, пользуясь текстом учебного пособия, с чем связаны народные названия хвощей – ёлочки, пестушки, свинячники? ( Смотри рабочую тетрадь). Задание 2. В Читинской области встречается 7 видов хвощей. Рассмотри рисунки, проанализируй текст в учебном пособии, найди видовые названия наиболее распространённых хвощей и заполни схему: Задание 3. Рассмотри схему и определи практическое значение хвощей. Практическое значение хвощей
Станция «Плауны» Задание 4. Закончи предложения. Латинское название рода плаун было
предложено… Задание 5. Соотнеси признаки и видовые названия плаунов.
А. Побеги прямые кустиковидно-разветвлённые.
Задание 6. Отметь верные утверждения.
Станция «Папоротники» Задание 7. Укажи в предложенном списке
виды папоротников, встречающихся в Читинской
области. Задание 8.Заполни кроссворд. Задание заимствовано из рабочей тетради к учебному пособию «Зелёный мир Читинской области». По вертикали.
По горизонтали.
|
III. Взаимопроверка полученных знаний
ТЕСТ
1. Много миллионов лет назад хвощи и
папоротники образовали на земле древние леса, из
остатков которых в дальнейшем образовались
залежи каменного угля.
2. В Читинской области встречаются 7 видов хвощей.
3. Плауны в нашем крае растут повсеместно.
4. Плаун булавовидный занесён в «Красную книгу
Читинской области и Агинского Бурятского
автономного округа».
5. Климатические условия нашего края вполне
благоприятны для роста и развития папоротников.
6. Молодые растения гроздовника используются в
пищу.
7. Народное название оноклеи чувствительной –
«ключ-трава».
8. Ученые считают, что главная роль в образовании
каменного угля принадлежит древним древовидным
хвощам и папоротникам.
9. Весной на кислых почвах можно обнаружить
побеги хвоща со спороносными колосками.
10. Все папоротникообразные – высшие споровые
растения.
Количество верных ответов: отметка
10–9 – «5»
8–7 – «4»
6–5 – «3»
VI. Итоги урока