Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о площади. Повторить единицы измерения площадей, ввести новые: ар, гектар.
- Развивать практическую деятельность учащихся, развивать масштабные представления.
- Формировать организованность.
Оборудование:
1) плакат с изображением единицы длины и единицы площади: 1см2; 1дм2; 1м2;
2) таблицы “Меры площади”, “Меры длины”
3) полевой циркуль с шагом 1м
4) рулетка длиной 10м
Ход урока
I. Актуализация знаний
а) вводная беседа: повторение формул и формулировок
б) с помощью следующих вопросов создать проблемную ситуацию
- Как узнать, сколько материалов ушло на изготовление классной доски?
- Как определить, какую работу выполнил маляр при побелке стен класса.
- Как определить величину площади поля, вспаханного трактористами?
Ответы учащихся обосновывается с параллельным показом на доске отрезков длиной 1см, 1дм и соответственно квадратов с площадью 1см2 и 1дм2.
Затем с помощью учащихся определяется, что соседние квадратные единицы связаны друг с другом коэффициентом 100 или 1:100, если их линейные единицы связаны коэффициентом 10 или 1:10 и учащимся объясняется, что например, во сколько раз квадратный метр больше квадратного миллиметра вовсе не требуется запоминать, это определяется по правилу нахождения площади квадрата.
1м2 = 1м * 1м = 1000мм * 1000мм = 1000000мм2
1м2 = 1м *1м = 100см * 100см = 10000см2 и т.д.
Учащимся показывается на плоскости, например 1дм2 содержит 100 см2.
II. Решение задач
1) Длина прямоугольника 25 см, она больше ширины на 21 см.
Найдите:
а) площадь прямоугольника
б) выразить в квадратных дециметрах
в) продемонстрировать эту площадь
2) На тетрадях нарисовать прямоугольник. Найти его площадь и ответ выразить в квадратных миллиметрах.
3) Найдите площадь классной доски.
III. Объяснение новой темы
Учащимся ставится новая задача – им предлагается измерить площади, которые невозможно продемонстрировать в классных условиях.
Задача. Ширина прямоугольного участка земли 440м, а длина на 60м больше.
Найдите:
а) площадь участка,
б) как вы представляете этот участок?
Здесь урок прерывается, и учащиеся выводятся на пришкольный участок, где и продолжается объяснение.
Учащимся сообщается новые единицы измерения площади 1а и 1га.
Квадрат со стороной 10 м имеет особое название - ар, а квадрат со стороной 100м – гектар, поэтому 1а = 10м *10м = 100м2,
1га = 100м * 100м =10000м2
После чего класс разбивается на две группы и каждая группа получают измерительные инструменты.
Предлагается следующие задания.
- Измерить длину и ширину грядки моркови (свеклы), вычислить ее периметр и площадь.
- Вычислить площадь спортивной площадки, применяя рулетку.
- Вычислить половину площади спортплощадки, применяя модель квадратного метра.
- Вычислить площадь пришкольного участка, применив полевой циркуль
- На глаз определить площадь смородинного сада, затем вычислить, применяя инструменты и сравнить ответы.
- Сколько ар составляет 1га
- Сколько квадратных метров составляет 1км2.
Затем урок продолжается в классе
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Выразите
а) в квадратных метрах: 7 га; 12га 500м2; 23а
б) в арах: 15 га; 3га 4а; 1800м2
в) в гектарах: 780000м2; 83000а; 3км2
2. Площадь земельного участка 72 га. Найдите ширину этого участка, если его длина 900м
V. Итог урока.
Д/З найдите площадь
а) участка, где сажаете картофель
б) приусадебного сада.