Наша школа активно внедряет в свою работу инновационные технологии. Мы более десяти лет работаем по программе “Школа 2100”, около 80% учителей используют такие образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, интерактивное и проектное обучение, личностно-ориентированное, лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые игры, коомуникативно-развивающее обучение и др. В 2007 году, благодаря национальному проекту “Образование” наша школа стала победителем конкурса среди школ, активно внедряющих инновационные программы.
Постановлением главы администрации Прохладненского муниципального района №437 от 11 октября 2006 г. нашей школе присвоен статус опорной школы по теме “Внедрение информационно-коммуникативных технологий в практику работы педагогов, управление инновационными процессами в школе”.
На основании приказа по МОН КБР № 623 от 16 октября 2007года “Об организации опытно-экспериментальной работы по разработке, апробации и внедрению моделей непрерывного образования школьников в области информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики” в школе открыта экспериментальная площадка.
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления — внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием. Поэтому нами была сформулирована тема экспериментальной работы: “Освоение информационных технологий как средство универсализации и модернизации образовательного процесса. Построение единого информационного пространства процесса обучения”.
В связи с этим в школе была разработана программа опорной школы и программа экспериментальной работы, главными целями которых являются разработка, апробирование и внедрение нового содержания и технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и управление школой.
Основные направления программы опорной школы:
- Совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом.
- Более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе.
- Переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных.
- Создание эффективной автоматизированной системы управления образовательным учреждением.
- Создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
- Распространение опыта работы (проведение теоретических и практических семинаров, консультации учителям районных школ по внедрению в практику работы учителя информационно-коммуникативных технологий, презентация мультимедийных продуктов, созданных сотрудниками школы и имеющихся в методической копилке школы по заявке школ).
Основные задачи экспериментальной площадки:
- Апробация на своей учебной базе новых образовательных информационно – коммуникативных технологий, адаптация их к условиям педагогической практики, отбор и распространение передового педагогического опыта.
- Организация учебы учителей, руководителей школ, методических объединений по использованию в практике ИКТ.
- Создание условий для непрерывного профессионального совершенствования учителей района на базе опорной школы.
- Обобщать и распространять опыт школы по внедрению ИКТ в практику работы каждого учителя и в управление учебно-воспитательным процессом.
Информационное пространство нашей школы начали строить в 2003 году, когда появились компьютеры не только в кабинете информатики, но и у директора, заместителя директора, Сейчас оно развивается по трем направлениям: информатизация обучения, информатизация управления, телекоммуникации (смотри схему, рисунок 1). План информатизации школьного образовательного пространства (приложение 1) включает следующие разделы:
- Разработка и корректировка плана.
- Укрепление материальной базы для информатизации школы.
- Организация работы информациионно-аналитической службы школы.
- Разработка системы организации учебной, воспитательной, педагогической и управленческой деятельности на основе информационных технологий.
- Разработка методов получения нового качества образования на основе новых ИКТ -организация тематических “Мастер-классов” для одаренных детей в области ИКТ и учителей, активно использующих компьютерные технологии в процессе обучения:
- Подготовка всех учителей к внедрению инновационных технологи
Сегодня административный блок информационного пространства нашей школе состоит из:
- базы “Приказы по организации учебно-воспитательного процесса”
- базы “Приказы и документы по ОТ И ТБ”
- базы данных по учет успеваемости учащихся по классам
- базы “Уровень знаний по предметам” (результаты контрольных замеров знаний, итоги успеваемости,
- стандартных школьных отчетов,
- статистических документов, построенных на основе базы данных,
- базы “Аттестация учителей”,
- базы “Аттестация учащихся”,
- социологические и психологические опросы.
- документов бухгалтерии,
- базы “Кадры”.
В учебно-методический блок входят:
- база “Разработки уроков опытных учителей школы”,
- мультимедийные программы к учебникам по разным предметам (около 120 CD дисков),
- методические рекомендации учителям предметникам,
- развивающие игры и обучающие программы,
- мультимедийные энциклопедии, словари,
- интерактивные репетиторы,
- собрание медиаобъектов (ауди-, видио-, мультимедиа-ресурсы - презентации),
- методическая копилка для учеников и учителей,
Актуальными задачами на сегодняшний день для нашей школы являются:
- совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
- более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
- переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных;
- создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;
- создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Решение этих задач мы возлагаем на создаваемый школьный информационный центр с помощью локальной сети и информационно-коммуникативную деятельность педагогического коллектива.
Школьный информационный центр создается на базе кабинета ИКТ и кабинетов информатики под руководством заместителя директора по УВР Степановой С.И., учителя информатики Слободниченко И.А. и инженера Степанова А.В.. Он (центр) осуществляет работу по следующим направлениям:
- техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
- помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
- повышение квалификации педагогических работников;
- программно-методическое обеспечение;
- обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
- проведение мероприятий по информационной безопасности.
В школе сформирована целая структура информационного центра. Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть. Это:
1. Кабинет информационных технологий. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, сканер, телевизор, DVD-плейер, компьютер, принтер. В кабинете проводятся различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ. Кабинет оснащен выходом в Интернет.
2. Два кабинета информатики (19 рабочих мест). Кабинеты оснащены выходом в Интернет. В них проводятся уроки информатики с 7-11 класс и уроки по другим предметам в первой смене. Во второй смене в этих кабинетах работают учителя и старшеклассники в Интернете, получают консультации от учителей информатики: классные руководители проводят внеклассные мероприятия с использованием ИКТ.
3. Школьная библиотека. Библиотека оснащена компьютером, сканером, принтером. Здесь осуществляться индивидуальная работа учителей и учащихся . Библиотека будет оснащена выходом в Интернет
4. Уже оборудованы компьютерами рабочие места директора, заместителя директора по УВР, секретаря-делопроизводителя, бухгалтеров, библиотекаря.
Стратегия информационного успеха нашей школы заключается:
- в хорошем техническом обеспечении (в школе имеется 19 компьютеров для учащихся (в среднем 1 компьютер на 32 ученика, по республике - на 30 чел.); два DVD-плейер, 3 телевизора, сервер, мультимедийный проектор, ноутбук, 3 сканера, 6 принтеров, интерактивная доска, Интернет),
- в наличии квалифицированных специалистов в области ИКТ,
- в обеспечении программными ресурсами всех предметов.
Информационный уровень и уровень владения компьютером и ИКТ педагогического коллектива школы на сегодняшний день:
Параметры | Кол-во человек |
% | |
1 | Всего человек | 49 | |
2 | Имеют компьютер дома | 51% | |
3 | Прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ | 38 | 70% |
4 | Владеют на уровне пользователя | 25 | 51% |
5 | Применяют в воспитательной работе | 19 | 39% |
6 | Проводят уроки с использованием ИКТ | 20 | 31% |
7 | Пользуются медиапроектором | 12 | 10% |
8 | Используют медиаучебники | 6 | 10% |
9 | Умеют пользоваться услугами Интернет | 45% | |
10 | Не владеют совсем | 35% | |
11 | Умеют напечатать текст | 65% | |
12 | Умеют вставить в текст фото, картинки | 43% | |
13 | Умеют создать презентацию | 37% | |
14 | Сколько авторских презентаций создано | 82 | |
15 | Умеют создать таблицы | 51% | |
16 | Умеют изменить рисунок | 37% | |
17 | Используют программы с видео, аудио | 20% | |
18 | Имеют свой сайт | 2 | 4% |
19 | Создают тесты | 37% | |
19 | Используют электронные тесты | 2 | 4% |
Отсюда следует, что наш педагогический коллектив на 50% готов внедрять в практику ИКТ, что кардинально изменит организацию учебно-воспитательного процесса в школе.
Мы считаем, что главными вопросами в процессе информатизации школьного пространства должны быть вопросы:
- управление школой,
- методическая работа учителя,
- предметное направление,
- внеклассное направление,
- проектная работа,
- возможность дистанционного образования,
- сетевое взаимодействие с коллегами в районе, республике.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.
Результатом внедрения экспериментального проекта в нашей школе будет:
1. Систематизированные базы данных под определенных адресных потребителей:
- Бланки отчетов
- Отчеты
- Материалы по аттестации учителей
- Материалы по аттестации учащихся
- Материалы по контролю знаний учащихся
- Методические копилки по всем предметам (разработки уроков, презентации, видео- и аудио- материалы, дидактический материал).
2. Автоматизированность документооборота в
части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и
постоянное обновление информации, необходимой
для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной
культуры учителя и ученика.
5.Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как
образовательным процессом, так и школой в целом.
Мы прогнозируем проблемы при внедрении экспериментального проекта:
- невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
- необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
- недостаток обучающих программ и места для проведения уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
Эти проблемы будем решать по мере их поступления.
Поэтому для реализации проекта нам необходимо решить следующие ближайшие задачи:
- Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.
- Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
- Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.
Информационные технологии в управление школой будем внедрять по 4 направлениям:
- учебная деятельность,
- педагогическая деятельность,
- управленческая деятельность,
- организационная деятельность.
1. Учебная деятельность.
Осуществляется в двух кабинетах информатики. Также учащиеся работают самостоятельно дома (у большинства учащихся дома есть компьютеры). Необходимые для этого знания учащиеся приобретают:
- при изучении компьютерной грамотности в начальных классах;
- при изучении информатики в 5 - 11 классах;
2. В рамках педагогической деятельности планируется использование компьютеров в образовательном процессе:
- в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
- для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;
- для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.
B этом направлении можно применять как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством учителей информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения имеется в кабинете ИКТ.
Информационные технологии в педагогическом процессе позволят нам:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.
- коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Эти образовательные услуги универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.
Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей школе:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- многоаспектное развитие школьника;
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
3. В управленческой деятельности используются компьютеры для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса. Подсистемы управленческой деятельности: делопроизводство, планирование, успеваемость, здоровье, приказы, тарификация, аналитика. .
4. В рамках реализации организационной деятельности информация накапливается у секретаря, медицинского работника, психолога, инженера по ОТ и ТБ, библиотекаря..
Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы и ее элементов.
В заключение — прогноз:
Мы считаем, что внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:
- изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.
- высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.
- активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.
Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. И этот процесс нам вместе с педагогическим коллективом предстоит пройти.
О работе школы по изложенному выше направлению вы можете ознакомиться с помощью презентации (Приложение 2).