В школьной баскетбольной секции у меня занимаются 50 девочек трех возрастных групп. Младшая группа тренируется 2 раза в неделю, средняя - 3 раза, а старшая 4 раза в неделю по 2 часа. Анализируя свою многолетнюю работу, я пришел к выводу, что подготовить команду, способную на равных бороться и выигрывать ведущие команды сельских районов области, тренируясь 3 раза в неделю, и проводя малое количество контрольных игр, невозможно.(таблица №1)
Цель спортивного кружка: обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности, обучающихся через вовлечение к систематическим занятиям баскетболом в спортивном кружке учащихся ощеобразовательных школ Система задач:
- Разработка эффективных приемов оптимизации деятельности спортивного кружка по баскетболу на каждом этапе многолетней подготовки в системе общеобразовательной школы.
- Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и укреплении здоровья.
- Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
- Улучшение спортивных результатов и повышение спортивных разрядов каждого учащегося, занимающегося в спортивном кружке.
- Быть ведущей баскетбольной командой Клявлинского района по всем возрастам среди девочек.
- Девушки старшей группы должны стать ведущей командой Самарской области по баскетболу среди команд девушек сельских районов.
За основу своей работы я взял программы для внешкольных учреждений и школ, а также примерные программы для ДЮСШ и СДЮШОР, разработал собственную программу деятельности спортивного кружка по баскетболу в условиях общеобразовательной школы рассчитанную на 7 лет подготовки.(для детей 10-17 лет)
(программа рекомендована президиумом научно-методического экспертного совета министерства науки и образования Самарской области для использования в образовательных учреждениях Самарской области от 28.06. 2007года).
Набор учащихся в детское объединение “ Баскетбол” осуществляется путем собеседования, с разрешения родителей и допуска врача, после проведения специального тестирования по О.Ф.П. Комплектование новых групп первого года обучения организуется один раз в два года. Рекламными средства являются: средства массовой информации (газеты, телевидение), показательные выступления, соревнования. Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше того, что они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
В таблице ниже представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физической кондиции. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить учебно-тренировочный процесс.(табл.№2)
Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей. Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся различному темпу их выполнения. Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приема и усложняя перемещение игроков.
Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение техникой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого года обучения, воспитанники должны уметь:
- Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.
- Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.
- Ловить мяч двумя руками на месте.
- Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.
- Передавать мяч одной рукой с места.
- Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.
- Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.
- Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.
- Освобождаться для получения мяча.
- Выполнять упражнение “передай мяч и выходи”.
- Противодействовать получению мяча.
- Противодействовать розыгрышу мяча.
- Противодействовать атаке корзины.
По окончании первого года обучения, воспитанники должны знать:
- Значение утренней гимнастики и правило ее проведения.
- Понятие о гигиене и правило ее соблюдения.
- Правило соревнований по мини – баскетболу.
- Гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
- Владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.
Коллективные умения:
Во второй половине года начинаются товарищеские игры со сверстницами других секций, не чаще одного раза в месяц.
По окончании второго года обучения, воспитанники должны уметь:
- Останавливаться двумя шагами.
- Ловить мяч двумя руками в движении.
- Ловить мяч двумя руками при поступательном движении.
- Передавать мяч двумя руками в движении.
- Передавать мяч одной рукой от головы.
- Передавать мяч одной рукой от плеча.
- Передавать мяч одной рукой с места.
- Вести мяч по кругам.
- Вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля.
- В командных нападающих действиях разыгрывать мяч.
- В защитных действиях подстраховывать партнера.
- В защитных действиях противодействовать выходу соперника на свободное место.
- Выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние, дальние).
- Выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
- Выполнять броски в корзину одной рукой с места.
По окончании второго года обучения, воспитанники должны знать:
- О профилактике простудных заболеваний.
- О достижениях Российских и Самарских команд по баскетболу.
- О режиме питания спортсмена.
- О пагубном влиянии вредных привычек.
- О спортивных разрядах и правиле их присвоения.
- Что такое зонная защита.
Командные умения:
В течение сезона организуются дружеские встречи со сверстницами, иногда мальчики играют против девочек. Все воспитанники выступают на школьных соревнованиях за свои классы. В конце сезона лучшие воспитанники играют на районных соревнованиях среди сверстников. Во всех встречах дается установка на победу.
По окончании третьего года обучения, воспитанники должны уметь:
- Ловить мяч двумя руками при движении сбоку.
- Ловить мяч двумя руками в прыжке.
- Ловить мяч одной рукой в движении.
- Передавать мяч двумя руками в движении (встречные).
- Передавать мяч двумя руками в движении (сопровождающие).
- Передавать мяч одной рукой с боку (с отскоком).
- Передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком).
- Передавать мяч одной рукой в прыжке.
- Выполнять броски в корзину двумя руками (добивание).
- Выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита.
- Выполнять броски в корзину одной рукой в движении.
- В нападении поставить заслон.
- В защитных действиях выполнить переключение на другого игрока.
- Защищаться системой личной защиты.
- Обводить соперника с изменением высоты отскока.
По окончании третьего года обучения, воспитанники должны знать:
Командные умения и ожидаемые результаты:
В течение сезона играется множество дружеских встреч не реже одного- двух раз в месяц. Сборная команда девочек группы соперничает с командами мальчиков своего возраста из других команд. Начинаются матчевые встречи со сверстницами из других районов. В конце сезона лучшие игроки участвуют на районных соревнованиях среди девочек(14-15 лет), ставится задача занять только первое место или второе, если на турнире участвует команда девочек своей школы 14-15лет. Во всех встречах дается установка на победу.
По окончании четвертого года обучения, воспитанники должны уметь:
- Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.
- Ловить мяч одной рукой в прыжке.
- Передавать мяч одной рукой (поступательные).
- Передавать мяч одной рукой на одном уровне.
- Обводить соперника с изменением направления.
- Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
- В нападающих действиях выполнить “ наведение”.
- В командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
- В защитных командных действиях использовать “групповой отбор”.
- В защитных действиях выполнить “ проскальзывание”.
- В защитных командных действиях противодействовать “скрестному выходу”.
- Заполнять протокол игры.
- Оказать первую помощь при легких травмах.
По окончании четвертого года обучения, воспитанники должны знать:
- Как необходимо настраиваться на игру.
- Как избежать переутомления.
- Какие существуют восстановительные мероприятия.
- Как строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Командные умения и ожидаемые результаты:
Команда группы переходит в среднюю возрастную группу и участвует на всех соревнованиях по этому возрасту. Во всех матчевых встречах и на районных соревнованиях ставится установка, занять первое место. Команда преимущественно готовится к соревнованиям в играх против сверстников (мальчиков). Проводятся встречи и турниры с участием команд сверстниц из соседних районов и малых городов Самарской области (г. Похвистнево, г. Отрадный, г. Кинель). По окончании пятого года обучения, воспитанники должны уметь:
- Ловить мяч одной рукой при встречном движении.
- Передавать мяч одной рукой (сопровождающие).
- Передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14-16 метров)
- Выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.
- Обводить соперника с изменением скорости.
- Перехватывать мячи при передаче его соперником.
- Умело действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника(2х1).
- Умело действовать в нападении при выходе трех нападающих против одного или двух защитников(3х1, 3х2).
- Умело в нападающих командных действиях использовать систему “быстрого прорыва”.
- Умело в нападающих командных действиях использовать “малую восьмерку”.
- Умело действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника(1х2).
- Умело действовать в защите при выходе трех нападающих против одного защитника, или двух защитников(1х3, 2х3).
- Перестраиваться в защите, чтобы противодействовать “быстрому прорыву” соперников.
- Эффективно действовать в защите против “малой восьмерки”.
По окончании пятого года обучения, воспитанники должны знать:
- Четко разбираться в правилах и проводить судейство школьных соревнований вместе с учителем.
- Что такое тренировочная нагрузка.
- Значение тренировочных и контрольных игр.
- Основные понятия о врачебном контроле.
Командные умения и ожидаемые результаты:
Команда остается в средней возрастной группе и участвует на всех соревнованиях по этому возрасту. Во всех матчевых встречах и на районных соревнованиях ставится установка, занять первое место. Команда преимущественно готовится к соревнованиям в играх против сверстников (мальчиков). Проводятся встречи и турниры с участием команд сверстниц из соседних районов и малых городов Самарской области(г. Похвистнево, г. Отрадный, г. Кинель). Лучшие игроки периодически играют в составе сборной команды Клявлинского района старшего возраста, а некоторые, самые одаренные воспитанники, в составе старшей группы принимают участие в Спартакиаде учащихся Самарской области. По окончании шестого года обучения, воспитанники должны уметь:
- Обводить соперника без зрительного контроля.
- Вести с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног.
- Выполнять дальние(3-х очковые) броски двумя руками.
- Выполнять дальние(3-х очковые) броски одной рукой.
- Умело пользоваться системой зонной защиты.
- Умело пользоваться системой зонного прессинга.
- Противодействовать дальним (трехочковым) броскам.
- Эффективно бороться против зонной защиты.
- Эффективно бороться против зонного прессинга.
- Настраиваться на игру.
- Контролировать эмоции и вести борьбу в духе “Fear-play”, независимо от хода.
- Применить восстановительные мероприятия после тяжелых тренировок и соревнований.
- Сделать технический отчет игры и сделать анализ технико-тактических действий команды.
По окончании шестого года обучения, воспитанники должны знать:
- Основные приемы спортивного массажа.
- Понимать что такое игровое амплуа.
- Правильно заполнять протокол игры.
Командные умения и ожидаемые результаты:
Команда переходит в старшую возрастную группу. Весь сезон, все встречи проводит в форме сборной Клявлинского района, на всех без исключения соревнованиях ставиться установка - победить. В течение сезона проводится 16-18 контрольных игр, преимущественно против юношеских команд, а так же 4-5 турниров с командами сверстниц из соседних районов и городов. По возможности организуется выезд на первенство Самарской области среди ДЮСШ. В Спартакиаде учащихся сельских районов Самарской области ставится задача занять призовое место в финальных соревнованиях.
По окончании седьмого года обучения, воспитанники должны уметь:
- Эффективно действовать на любой позиции.
- Знать свое игровое амплуа.
- Организовать и провести соревнования в младшей группе без участия учителя.
- Руководить командой класса на школьных соревнованиях.
- Проводить судейство соревнований на первенство школы.
- Эффективно атаковать соперника в численном большинстве.
- Эффективно атаковать соперника в численном меньшинстве.
- Эффективно защищаться в численном большинстве.
- Эффективно защищаться в численном меньшинстве
- Организовать атаку с участием центрового игрока.
- Организовать атаку без участия центрового игрока.
- Выкладываться на тренировках и соревнованиях для достижения поставленных задач.
По окончании седьмого года обучения, воспитанники должны знать:
- Как управлять командой класса или младшей группой во время игры.
- Как составляется конспект занятия.
- Как составляется индивидуальный план подготовки.
Командные умения и ожидаемые результаты:
Команда остается в старшей возрастной группе. Весь сезон, так же все встречи проводит в форме сборной Клявлинского района, на всех без исключения соревнованиях ставиться установка - победить. В течение сезона проводится 16-18 контрольных игр, преимущественно против юношеских команд, а также 5-6 турниров с командами сверстниц из соседних районов и городов. По возможности организуется выезд на первенство Самарской области среди ДЮСШ. В Спартакиаде учащихся сельских районов Самарской области ставится задача занять призовое место в финальных соревнованиях. Еще раз о бросках. Без точных попаданий сложно чего-то серьезного достичь в баскетболе.
При проведении бросковых тренировок необходимо требовать особой концентрации внимания, упущенная маленькая деталь может привести к искажению техники броска. А в последствии уменьшению процента попадания во время игры.( Табл. № 3)
Последовательность изучения бросков.
- Броски с места.
- Броски одной рукой сверху (от плеча или от головы) в движении: после получения мяча от партнёра, после вышагивания и после ведения.
- Броски в прыжке.
- Броски в движении после вышагивания, после ведения и в прыжке.(Табл. № 4)
Организационные мероприятия и воспитательная работа в секции.
а) Общее собрание команды (план соревнований
мероприятий на весь год, подведение итогов,
достигнутые успехи).
б) анализ и самоанализ выступлений на
соревнованиях, контрольных играх.(табл.№5)
в) коллективные дни рождения баскетболисток.
г) Зимние прогулки в лес на лыжах.
д) Обучение ведению “дневника самоконтроля”.
е) Проверка состояния здоровья в начале и конце учебного года и перед соревнованиями. Родительские собрания в начале и в конце учебного года (приглашение родителей на соревнования, план мероприятий, расписание занятий, обсуждение поездки на игры чемпионата с участием команды ЦСКА (ВБМ СГАУ), вручение благодарственных грамот).
Микроклимат в команде строится на непререкаемом авторитете старшей команды, они – пример для остальных во всем (не только на тренировках, но и в участиях в мероприятиях школьного масштаба, пример в учебе).,
- Перед каждым матчем межрайонного и спартакиадного масштаба приводится статистика: кто, сколько матчей сыграл, сколько набрано очков, средняя результативность, средняя оценка за игру, за период с 1998 – 2007 г.
Грандиозное событие состоялось 12 ФЕВРАЛЯ 2007 года!(рис.№1) По приглашению администрации школы(директор Харымова Л.Н) и содействию ОСДЮШОР г.Самара(директор РомашкинВ.А), несмотря на сверхзанятость, Клявлинскую СОШ № 2 посетила и показала мастер- класс игрок сборной РОССИИ и команды ЦСКА по баскетболу призер чемпионатов мира и Олимпийских игр ОЛЬГА АРТЕШИНА!!! С ее разрешения баскетбольная команда теперь гордо носит имя Ольги Артешиной. 15 мая 2007 года на станции Клявлино на базе школы № 2 прошел первый баскетбольный турнир для девочек(13-14 лет) с участием лучших команд Самарской области на призы именитой чемпионки. Призы вручала лично Ольга Артешина- это был ее второй визит нашу школу. С согласия чемпионки соревнования станут традиционными, на которые она будет приезжать по окончании спортивного сезона. Школа приложит все усилия, чтобы соревнования стали в последствии Всероссийскими. Приглашаем всех заинтересованных лиц на наш турнир которые состоятся в мае 2008 года.