Урок математики в 5 классе "Давайте учиться считать"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Совершенствовать навыки быстрого и правильного счёта.
  2. Воспитывать наблюдательность и обоснованность суждений.
  3. Развивать познавательные интересы учащихся.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы проведём игровое занятие. Будем учиться считать, решать, отгадывать, соображать. Давайте разобьёмся на две команды, выберем капитанов. (Можно подготовить карточки с числами: кто вытащит чётное число - первая команда, нечётное - вторая).

Правила игры:

  1. каждый член команды выполняет свои задания на карточке,
  2. членам каждой команды разрешается совещаться при обсуждении того или иного задания,
  3. за плохую дисциплину команде снимаются очки,
  4. при оценке каждого задания учитывается правильность, быстрота, организованность, дисциплина.

Итак, тема нашего занятия: “Давайте учиться считать”.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать!
Запомните все, что без устного счёта
Не сдвинется с места любая работа,
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Задание 1: Найти число в конце цепочки.

Команде 1:

(51) : 3 = (? ) + 13 = (? ) – 27 = ( ?)•8 = ( ?) + 24 = (?)

(7) • 10 = (?) - 40 = (?) : 3 = (?) + 14 = (? )•2 = (?)

(70) – 40 = (?) + 25 =  (?) : 11 = (?) + 19 = (?) • 2 = (?)

Команде 2:

(15) • 3 = (?) + 45 = (?) : 3 = (?) – 10 = (?)•2 = (?)

(60) – 30 = (?) + 17 = (?) – 7 = (?) : 8 =  (?) + 35 = (?)

100:4  = (?) – 15 = (?) • 3 = (?) + 40 = (?) – 30 = (?)

Задание 2: Какие цифры надо поменять местами, чтобы ответ был верным? ( Эстафета у доски. Выходят по очереди 5 учеников из каждой команды. Рядом с неверным примером записывают верный, затем передают мел другому.)

Результаты перед вами, быстро всё исправьте сами.

15•3=65 (13•5) 33•4=129 (43•3)
68•2=168 (28•6) 52•3=115 (23•5)
25•6=130 (65•2) 74•7=308 (77•4)
41•9=76 (19•4) 85•5=440 (55•8)
13•9=93 (93•1) 98•3=342 (38•9)

Задание 3: (на доске)

2 1 2
1 2 3
2 3 1

Ребята, на доске квадрат. В его клетках проставлены числа. Посмотрите внимательно на этот квадрат и скажите: что интересного в нём заметили?

- Сумма всех чисел каждой строки, столбца и по диагоналям равна одному и тому же числу 6. Такой квадрат называется магическим.

Итак, мы познакомились с замечательным квадратом, обладающим особым свойством.

А сейчас каждой команде своё задание:

     
  3 5
2    

 

4    
  5  
  1  

Расставить числа Расставить числа 2,3,6,7,8,9 1,4,6,7,8,9 так, чтобы так, чтобы получилась получилась сумма 15. сумма 15.

Каждый выполняет своё задание на своей карточке, а затем проверяют на доске.

Задание 4: Эстафета у доски.

Находя неизвестное, постепенно подниматься вверх. На каждый пример из каждой команды по одному человеку.

1 команда 2 команда
4) Х • 4 – 2,8 = К

3) С – ( 6+5,3 ) = Х

2) 7,3 + ( А : 0,5 ) = С

1) 2,4 • ( 0,8 + 9,2) = А

4) Х • 10 – 301 = К

3) У + ( 32,3 + 0,8 ) = Х

2) 10 – А : 5 = У

1) 5 • ( 7,9 – 0,9 ) = А

Задание 5: Каждая команда должна дружно ответить на вопрос. Победит та команда, которая ответит дружнее и увереннее.

  1. 40 увеличить в полтора
  2. 40 увеличить на полтора
  1. Какое время года наступит через 200 дней
  2. Какой день недели будет 15 января, если 1-это суббота?

Задание 6: Ребята, не сомневаюсь, что вы умеете считать до миллиона и больше, но сейчас мы будем считать до двенадцати. Дело в том, что надо называть не только число, но число каких-нибудь предметов, встречающихся именно в данном количестве. Например: один - нос, два – глаза и т. д.

Команды говорят по очереди.

  1. голова у человека
  2. руки
  3. богатыря
  4. времена года
  5. пальцев на руке
  6. число углов в шестиугольнике
  7. число нот
  8. число гребцов (академическая гребля)
  9. калибр пистолета Макарова (9мм)
  10. число цифр в десятичной системе
  11. команда футболистов
  12. месяцев в году.

Задание 7:

Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придёшь!

1 команда 2 команда
64 8 3 = 24

72 22 5 = 10

40 8 2 9 = 23

35 7 8 = 40

15 25 5 = 8

4 15 3 7 = 39

Пока жюри подводит итоги, ребятам предлагается дополнительное задание:

  1. Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько лошадей пробежала каждая лошадь?
  2. У вершины врытого в землю пятиметрового столба находилась улитка. Каждый день она спускалась по столбу на 3 метра, а каждую ночь вновь поднималась на два метра вверх. В какой день она достигнет земли?

Урок заканчивается подведением итогов и награждением победителей.