Даигностика и совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Актуализировать знания из раздела «Совершенствование речевой деятельности»
  • Учить обоснованно формулировать тему занятия и намечать план ее изучения
  • Учить видеть перспективы, содержание и условия деятельности учителя в плане совершенствования речевой деятельности учащихся 1 класса
  • Развивать умение опираться на результаты практической деятельности
  • Учить отбирать материалы для диагностики уровня речевого развития  первоклассников
  • Совершенствовать навыки участия в учебном диалоге: публично выступать; проявлять познавательную активность; высказывать мнение и аргументированно отстаивать его.
  • Отрабатывать рефлексивные умения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

15 декабря, в день практики 131 группы, первоклассник перед уроком Нади Юшковой доверительно поделился со мной своим жизненным опытом: «Если на уроке не работать, он – вечность». Почему я именно так решила начать занятие?

II. Актуализация опорных знаний по разделу «Совершенствование речевой деятельности младших школьников»

– Рассмотрите рисунок на доске. (Приложение 6). Какие мысли появились? Какому разделу методики может принадлежать этот рисунок? Какие знания он помогает восстановить?
Русский язык – это клад, которым можно овладеть, если изучить его средства и законы их использования. К этому кладу ребенок идет несколькими дорогами: его ведут семья, детский сад, улица и школа.
– Что можно сказать о значимости этих знаний и умений для личности ученика? (Овладев русским языком, ребенок способен осуществлять четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Совершенствованию этих умений нет предела. Речь – это канал интеллекта: «заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).)
– Итак, владеть речью – это значит знать средства языка и уметь использовать их в соответствии с законами языка.  На какой вопрос методики мы сейчас отвечали: чему, как или почему? (Чему учить?)
– Ну и чему же? (Учить владеть речью, учить речевой деятельности).
– Вспомните определение данного понятия по карточке  с пропусками слов. (Приложение 4).

Речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, который осуществляется по потребности с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

– Доверяете ли вы учебным пособиям ([7], [8]), которые я держу в руках? Почему?
– Из этих пособий я приведу вам две цитаты (на доске).

  • Ребенок приходит в школу со значительно развитым навыком речи.
  • Важнейшей задачей обучения первоклассников является забота учителя о развитии речи учащихся.

III. Проблемная ситуация №1

– Какие мысли появились? Может быть, вас что-то удивило в этих цитатах?

  • Есть ощущение некоторой противоречивости в содержании: навык речи значительно развит и развитие речи – важнейшая задача

– Я обозначу на доске вашу мысль: противоречие.

  • Первая цитата направляет мысль учителя на осознание необходимости изучения уровня развития речевого опыта первоклассников. Вопрос в том, как это делать?

– И эту мысль зафиксируем на доске: изучение (диагностика). КАК?

  • Задача развития речи – это очень объемное понятие. Чтобы ее успешно решать, нужно хорошо представлять себе компоненты этой деятельности, в частности, например, ЗУН, которыми должен овладеть ученик, приемы работы, условия организации этой деятельности, которые учитывали бы особенности детей с трудностями в обучении.

– Обозначим и эту мысль:

Объем работы

Содержание работы

––> ЗУН
––> приемы
––> условия

IV. Формулировка темы занятия

– Прозвучали 3 мнения о содержании этих цитат. На какие же вопросы будем отвечать сегодня? Какую проблему рассматривать? (Как изучать и совершенствовать речевую деятельность учащихся в период обучения грамоте?)
– Сформулируйте тему занятия. (Диагностика и совершенствование речевой деятельности  младших школьников в период обучения грамоте).
– Сверьте прозвучавшую тему с перечнем ваших мыслей. Что вы можете об этом сказать? (Они могут быть планом изучения этой темы).

V. Обсуждение проблемы

– Итак, у вас было ощущение некоторой противоречивости в содержании данных цитат. В чем состоит это противоречие? Давайте озвучим его еще раз. (У ребенка ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ речевой ОПЫТ; РАЗВИТИЕ РЕЧИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА).
– Поразмышляем над этими ощущениями. Что необходимо доказать, чтобы устранить противоречие или, наоборот, высветить его, сделать фактом? (1 – На момент поступления в школу ребенок владеет речью и его речь не нуждается в развитии. 2 – На момент поступления в школу ребенок имеет речевой опыт, но этот опыт  нуждается в совершенствовании).

– Чем это можно доказать? Что может стать местом поиска аргументов или контраргументов? (Практика: «Первые дни ребенка в школе», «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия»).

VI. Самостоятельная работа в парах (3 мин)

– Обсудите свои наблюдения. Какие факты могут свидетельствовать о значительном речевом опыте учащихся?

Из речевого опыта ученика 1 класса (Записи открываются после устных ответов)

  • Словарный запас от 3 до 7 тысяч слов.
  • В речи используются не только простые предложения, но и СПП, ССП.
  • Соблюдается грамматический строй речи.
  • Многие умеют читать и печатать буквы и даже слова.
  • Могут обратиться к собеседнику, чтобы спросить, попросить, поделиться, то есть выразить свои мысли и чувства.
  • Слышат и адекватно воспринимают вопросы учителя.
  • Пользуются элементарным пересказом и рассказыванием, то есть способны на простейший монолог.

– Что же подтверждает ваш собственный педагогический опыт? (Первоклассник владеет речью).
– Какой возникает вопрос? (Зачем же ее развивать речь?)
– Как ответить на этот вопрос? (Речевая деятельность детей далеко не совершенна).
– Аргументы? Можно ли в их поиске идти по тем же пунктам, которые отражают речевой опыт ученика 1 класса? Попробуйте. Для этого вновь обратитесь к своему педагогическому опыту. Просмотрите знакомые вам «Психодиагностические таблицы» [6, 90]

Дополнительные вопросы:

  • Чем объяснить разброс данных: 3 и 7 тысяч слов?
  • Какие типы предложений преобладают в речи первоклассника?
  • Какие грамматические ошибки вы наблюдали в речи первоклассников?
  • Что можно сказать об адекватности восприятия вопросов?
  • Какие недостатки детского пересказа и рассказывания можете назвать?

– Речевую деятельность ребенка на данном этапе развития методика называет ситуативной (плакат). Как это понять? (Она возникает по мере необходимости в игровой деятельности или в быту).
– Лев Семёнович Выготский тоже считает, что речь первоклассника нуждается в развитии. Заполните пропуски в его высказывании (Приложение 4):
Задолго до школы он (ребенок) практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет. Эти операции неосознанны. Ребенок научается в школе осознавать, ЧТО он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. [2, 268–269]
– Обратите внимание: НАУЧАЕТСЯ ОСОЗНАВАТЬ. Чем в школе становится для ребенка речь как вид деятельности? (Объектом изучения и совершенствования).
– Что еще меняется в речи детей с приходом в школу?

  • Резко возрастает волевой фактор речи. Что это значит? (Ребенок говорит не потому, что у него есть потребность в общении, не потому, что его побуждает к этому игровая или житейская ситуация, а потому, что этого требует учебный процесс, новая социальная роль).
  • Появляется письменная речь. Выберите формулу для начальной школы: У ––> П; П ––> У.
  • Все больше места занимает монологическая речь. Что в 1 классе можно считать монологом? Каков его объём? Приведите примеры. (Пересказ, рассказывание, комментарий к смыслу пословицы, звукобуквенный анализ. Всё это в объёме абзаца).

– К какому же выводу мы пришли в разговоре  о противоречии? (Присутствие противоречия в содержании данных цитат – не более чем первое впечатление. Навык есть, но он не совершенен, а потому требует развития).

– Вспомните содержание вашего 2 наблюдения. (Уровень речевого опыта первоклассников нуждается в изучении, в диагностике).
– Попробуйте убедить присутствующих в этой необходимости. (Не владея данными об уровне речевого развития каждого конкретного ученика, учитель не сможет обоснованно сформулировать задачи работы и наметить пути решения этих задач. Без диагностических данных работа учителя будет носить совершенно случайный характер. Нельзя сказать, что эта работа не принесет никаких результатов, но они плохо предсказуемы и весьма не надежны.)

VII. Проблемная ситуация №2

– Познакомьтесь с данными диагностики и выводом по ее итогам. (Приложение 4)

Коля М.

  • Знает правильные названия многих букв
  • Печатает отдельные буквы и короткие слова
  • Читает медленно по слогам
  • Считает до 100

Вывод: низкий уровень готовности к школьному обучению.

– Что вас удивило? (Несоответствие данных диагностики и вывода диагноста).
– На какой вопрос поищем ответ? (Почему у читающего и пишущего ученика уровень готовности к школьному обучению определен как низкий?)

VIII. Обсуждение проблемы

– Какие будут мнения?

  • Может быть, это не те показатели, по которым определяется готовность к школьному обучению? (На доску: не те показатели)
  • Может быть, здесь представлена только часть данных, а остальные (те, что привели к такому выводу) скрыты? (На доску: часть данных)
  • Может быть, шел набор в гимназический класс с углубленным изучением отдельных предметов и эти показатели учителя не устроили? (На доску: гимназический класс).

– Это хорошо, что мнений несколько. Начнем с последнего. Чем можно мотивировать данную мысль? (Особыми требованиями к приему).
– Какие, на ваш взгляд, показатели могли бы устроить учителя? (Чтение целыми словами, свободный пересказ, хорошее понимание прочитанного).
– Вынуждена вас огорчить: набор шел в самый обычный класс общеобразовательной школы. Эта ваша версия оказалась ошибочной.
– Второе ваше мнение сводилось к мысли, что это лишь часть  диагностических данных. Чем вы это можете обосновать? Что могло быть скрыто? Какой из этого вывод?
– И, наконец, предположение о том, что это вообще не те показатели, по которым определяется готовность к обучению. Слушаем ваши аргументы. (Учитель проверяет то, чему он САМ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬ).
– Что же такое готовность к школе? Обратимся к таблице 1. (Приложение 4) Озаглавьте таблицу и ее графы.
– Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами [4, 53]:

  • Физическая готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Личностная готовность

Таблица 1

________________?_________________

1

2

3

здоровье;
физическое
развитие
состояние сенсорного развития (фонематический слух, зрительное восприятие);
уровень развития образных представлений;
состояние ряда психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение;
умственное развитие;
речевое развитие
ориентировка в окружающем мире;
запас знаний;
отношение к школе;
самостоятельность;
активность;
инициатива;
потребность в общении;
умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми

– Какие из этих 3 компонентов оказывают влияние на качество овладения речью? (Все 3).
– Какие из этих направлений диагностики выходят за рамки вашей учительской компетенции? Почему? (1 – дело врача; 3 – дело психолога).
– Сделаем общий вывод по 2 пункту нашего диалога. (Диагностика не может сводиться только к проверке тех ЗУН, которые являются содержанием обучения в 1 классе. Она должна быть комплексной. Ее проводят специалисты. Неграмотно организованная диагностика ведет к неверным выводам. Учителю особенно важно знать уровень развития речи у детей с задержкой психического развития).
– Задумаемся, что (конкретно) может и имеет право продиагностировать учитель, выявляя уровень речевого развития первоклассников? [1, 76]. Какие есть мнения?

  • Состояние звукопроизношения
  • Фонематический слух
  • Навык звукового анализа и синтеза
  • Объем активного словарного запаса
  • Грамматический строй речи
  • Текстовые умения
  • Мелкую моторику     

– Как эти параметры соотносятся с видами речевой деятельности? (1 – говорение и письмо, …)

IX. Проверка индивидуальных домашних заданий

– Предложите группе виды заданий диагностического характера для каждого направления по плану (Приложение 4)
– Диагностические данные следует фиксировать. Зачем? (Это позволяет контролировать эффективность последующей педагогической деятельности и своевременно корректировать её).
– Вариант учёта таких данных может быть в форме индивидуального «Листа достижений» (Приложение 2). Рассмотрите его вид и содержание. Что вы об этом скажете?
– Какое продуктивное задание вы могли бы выполнить на основе такого методического пособия? (Составить свой вариант «Листа достижений» по проблеме развития речи первоклассников).
– С чего при этом следует начинать работу? (С выделения критериев, показателей речевого развития первоклассников). Это задание на дом по желанию.

X. Работа в парах

– Итак, диагностические мероприятия проведены, результаты обработаны, изучены, выводы сделаны и осмыслены. Каковы ваши последующие действия?
– Для работы в парах вы получили конверты. Какова суть работы? (Составить алгоритм действий учителя).

  1. Провести диагностику  (на этой карточке указан №1, остальные карточки без №, хотя №1 должен быть на карточке «Изучить критерии»).
  2. Изучить критерии речевой готовности к школьному обучению.
  3. Сопоставить с ними результаты диагностики.
  4. Сформулировать задачи обучения.
  5. Составить план их решения.
  6. Отобрать приемы коррекционно-развивающей работы.
  7. Подобрать соответствующий языковой материал.
  8. Изготовить необходимые пособия.
  9. Осуществлять периодический контроль над качеством речевой деятельности ученика.

XI. Индивидуальное домашнее задание: на основе практики «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия» подготовить выступление, придерживаясь данного алгоритма.

XII. Рефлексия

– Прежде чем перейти к следующему этапу разговора, разграничим известное и неизвестное. Что знаем? О чём не вели разговор?

  • У ребенка есть речевой опыт, но его нужно развивать.
  • До начала этой работы уровень речевого развития ребенка нужно грамотно диагностировать.
  • Для диагностики в науке есть направления деятельности, есть приемы её осуществления.
  • Диагностические данные следует фиксировать и периодически к ним обращаться.
  • Диагностические данные – основа последующей работы учителя, которая имеет свой алгоритм.

XIII. Обсуждение проблемы содержания речевой работы

– Обратимся к следующему наблюдению, которое вы высказали, размышляя над цитатами: «Содержание работы по совершенствованию речевой деятельности». Сюда вы включили: ЗУН, приемы, условия. А если так: направления, ЗУН, приемы, условия? Какие есть мнения? (Нужно – не нужно). Доводы? Какие это будут направления?
– Обратимся к учебнику [9, с. 229, 4–5 абзац]. (Приложение 3). Вывод? (Названные автором направления не есть собственно совершенствование речевой деятельности).
– Мы ответили на вопрос: нужно или не нужно знать направления работы? (Нет, т.к. это не те направления работы, хотя и очень важные. Без них невозможна речевая деятельность, но они не отражают собственно речевой работы).
– Какой вопрос возникает? (Какие направления работы по развитию речи  существуют?).
– Обратимся к рекомендациям Марины Сергеевны Соловейчик: «Всё обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных направлений [9,с.233–234]:

Таблица 2

Направления работы по развитию речи

Совершенствование собственно РД

?

Формирование отдельных речевых умений, которые обеспечивают

обучение созданию
высказываний

обучение восприятию высказываний

создание высказываний

восприятие высказываний

у

п

у

п

у

п

у

п

говорение

письмо

слушание

чтение

говорение

письмо

слушание

чтение

– Знак вопроса в таблице предлагает вам выбрать тип взаимосвязи этих двух направлений: ––> <––  <––>. Мотивируйте свой выбор. (Именно формирование отдельных речевых умений обеспечит собственно речевую деятельность, а их отработка будет способствовать её совершенствованию).
– Что это за отдельные умения? Сколько групп таких умений придётся выделить (9, С. 234 – 235)?
– В каких классах следует формировать умения, которые обеспечат собственно речевую деятельность? (Во всех).

XIV. Осмысление содержания темы следующего занятия и сути домашнего задания

– Верно. Они носят всеобщий характер. Но мы работаем с первоклассниками. Какой тогда возникает справедливый вопрос? (Каковы особенности речевой работы в 1 классе).
– Занятие по этой теме будет носить теоретический или практический характер? (Практический).
– Как можно подготовиться к занятию по такой теме? (Подобрать или разработать самим упражнения в соответствии с умениями, обеспечивающими создание и восприятие высказываний).
– Что следует учитывать при отборе упражнений? (Особенности возраста и развития, а значит: языковой материал, степень самостоятельности, приемы обучения, содержание понятийного аппарата).
– Книги у доски (Приложение 1) – ваши помощники для подготовки к презентации упражнений.

XV. Итог занятия

– Какая проблема была сегодня в центре нашего внимания?
– В какой форме мы её обсудили? (В форме проблемного учебного диалога).
– Докажите, что вы получили  продуктивные домашние задания.
– Кто был внимателен на занятии: чего в плане работы, намеченном нами, мы не коснулись вовсе? (Условий обучения детей с задержкой развития).
– Какая наука их определяет? (Педагогика).
– Обратитесь к страничке «Лечебная педагогика» (Приложение 5)
– Что изменилось в вас самих в результате этого занятия?