Задачи:
- Актуализировать знания из раздела «Совершенствование речевой деятельности»
- Учить обоснованно формулировать тему занятия и намечать план ее изучения
- Учить видеть перспективы, содержание и условия деятельности учителя в плане совершенствования речевой деятельности учащихся 1 класса
- Развивать умение опираться на результаты практической деятельности
- Учить отбирать материалы для диагностики уровня речевого развития первоклассников
- Совершенствовать навыки участия в учебном диалоге: публично выступать; проявлять познавательную активность; высказывать мнение и аргументированно отстаивать его.
- Отрабатывать рефлексивные умения
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
15 декабря, в день практики 131 группы, первоклассник перед уроком Нади Юшковой доверительно поделился со мной своим жизненным опытом: «Если на уроке не работать, он – вечность». Почему я именно так решила начать занятие?
II. Актуализация опорных знаний по разделу «Совершенствование речевой деятельности младших школьников»
– Рассмотрите рисунок на доске. (Приложение
6). Какие мысли появились? Какому
разделу методики может принадлежать этот
рисунок? Какие знания он помогает восстановить?
Русский язык – это клад, которым можно овладеть,
если изучить его средства и законы их
использования. К этому кладу ребенок идет
несколькими дорогами: его ведут семья, детский
сад, улица и школа.
– Что можно сказать о значимости этих знаний и
умений для личности ученика? (Овладев русским
языком, ребенок способен осуществлять четыре
вида речевой деятельности: слушание, говорение,
чтение и письмо. Совершенствованию этих умений
нет предела. Речь – это канал
интеллекта: «заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).)
– Итак, владеть речью – это значит знать
средства языка и уметь использовать их в
соответствии с законами языка. На какой
вопрос методики мы сейчас отвечали: чему, как или
почему? (Чему учить?)
– Ну и чему же? (Учить владеть речью, учить
речевой деятельности).
– Вспомните определение данного понятия по
карточке с пропусками слов. (Приложение
4).
Речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, который осуществляется по потребности с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
– Доверяете ли вы учебным пособиям ([7], [8]),
которые я держу в руках? Почему?
– Из этих пособий я приведу вам две цитаты (на
доске).
- Ребенок приходит в школу со значительно развитым навыком речи.
- Важнейшей задачей обучения первоклассников является забота учителя о развитии речи учащихся.
III. Проблемная ситуация №1
– Какие мысли появились? Может быть, вас что-то удивило в этих цитатах?
- Есть ощущение некоторой противоречивости в содержании: навык речи значительно развит и развитие речи – важнейшая задача
– Я обозначу на доске вашу мысль: противоречие.
- Первая цитата направляет мысль учителя на осознание необходимости изучения уровня развития речевого опыта первоклассников. Вопрос в том, как это делать?
– И эту мысль зафиксируем на доске: изучение (диагностика). КАК?
- Задача развития речи – это очень объемное понятие. Чтобы ее успешно решать, нужно хорошо представлять себе компоненты этой деятельности, в частности, например, ЗУН, которыми должен овладеть ученик, приемы работы, условия организации этой деятельности, которые учитывали бы особенности детей с трудностями в обучении.
– Обозначим и эту мысль:
Объем работы | Содержание работы |
––> | ЗУН |
––> | приемы | ||
––> | условия |
IV. Формулировка темы занятия
– Прозвучали 3 мнения о содержании этих цитат.
На какие же вопросы будем отвечать сегодня? Какую
проблему рассматривать? (Как изучать и
совершенствовать речевую деятельность учащихся
в период обучения грамоте?)
– Сформулируйте тему занятия. (Диагностика и
совершенствование речевой деятельности
младших школьников в период обучения
грамоте).
– Сверьте прозвучавшую тему с перечнем ваших
мыслей. Что вы можете об этом сказать? (Они
могут быть планом изучения этой темы).
V. Обсуждение проблемы
– Итак, у вас было ощущение некоторой
противоречивости в содержании данных цитат. В
чем состоит это противоречие? Давайте озвучим
его еще раз. (У ребенка ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ речевой
ОПЫТ; РАЗВИТИЕ РЕЧИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА).
– Поразмышляем над этими ощущениями. Что
необходимо доказать, чтобы устранить
противоречие или, наоборот, высветить его,
сделать фактом? (1 – На момент поступления в
школу ребенок владеет речью и его речь не
нуждается в развитии. 2 – На момент поступления в
школу ребенок имеет речевой опыт, но этот опыт
нуждается в совершенствовании).
– Чем это можно доказать? Что может стать местом поиска аргументов или контраргументов? (Практика: «Первые дни ребенка в школе», «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия»).
VI. Самостоятельная работа в парах (3 мин)
– Обсудите свои наблюдения. Какие факты могут свидетельствовать о значительном речевом опыте учащихся?
Из речевого опыта ученика 1 класса (Записи открываются после устных ответов)
- Словарный запас от 3 до 7 тысяч слов.
- В речи используются не только простые предложения, но и СПП, ССП.
- Соблюдается грамматический строй речи.
- Многие умеют читать и печатать буквы и даже слова.
- Могут обратиться к собеседнику, чтобы спросить, попросить, поделиться, то есть выразить свои мысли и чувства.
- Слышат и адекватно воспринимают вопросы учителя.
- Пользуются элементарным пересказом и рассказыванием, то есть способны на простейший монолог.
– Что же подтверждает ваш собственный
педагогический опыт? (Первоклассник владеет
речью).
– Какой возникает вопрос? (Зачем же ее
развивать речь?)
– Как ответить на этот вопрос? (Речевая
деятельность детей далеко не совершенна).
– Аргументы? Можно ли в их поиске идти по тем же
пунктам, которые отражают речевой опыт ученика 1
класса? Попробуйте. Для этого вновь обратитесь к
своему педагогическому опыту. Просмотрите
знакомые вам «Психодиагностические таблицы» [6,
90]
Дополнительные вопросы:
- Чем объяснить разброс данных: 3 и 7 тысяч слов?
- Какие типы предложений преобладают в речи первоклассника?
- Какие грамматические ошибки вы наблюдали в речи первоклассников?
- Что можно сказать об адекватности восприятия вопросов?
- Какие недостатки детского пересказа и рассказывания можете назвать?
– Речевую деятельность ребенка на данном этапе
развития методика называет ситуативной
(плакат). Как это понять? (Она возникает по мере
необходимости в игровой деятельности или в быту).
– Лев Семёнович Выготский тоже считает, что речь
первоклассника нуждается в развитии. Заполните
пропуски в его высказывании (Приложение
4):
Задолго до школы он (ребенок) практически
владеет всей грамматикой родного языка, но он
не знает, что владеет. Эти операции неосознанны.
Ребенок научается в школе осознавать, ЧТО он
делает, и, следовательно, произвольно оперировать
своими собственными умениями. [2, 268–269]
– Обратите внимание: НАУЧАЕТСЯ ОСОЗНАВАТЬ. Чем в
школе становится для ребенка речь как вид
деятельности? (Объектом изучения и
совершенствования).
– Что еще меняется в речи детей с приходом в
школу?
- Резко возрастает волевой фактор речи. Что это значит? (Ребенок говорит не потому, что у него есть потребность в общении, не потому, что его побуждает к этому игровая или житейская ситуация, а потому, что этого требует учебный процесс, новая социальная роль).
- Появляется письменная речь. Выберите формулу для начальной школы: У ––> П; П ––> У.
- Все больше места занимает монологическая речь. Что в 1 классе можно считать монологом? Каков его объём? Приведите примеры. (Пересказ, рассказывание, комментарий к смыслу пословицы, звукобуквенный анализ. Всё это в объёме абзаца).
– К какому же выводу мы пришли в разговоре о противоречии? (Присутствие противоречия в содержании данных цитат – не более чем первое впечатление. Навык есть, но он не совершенен, а потому требует развития).
– Вспомните содержание вашего 2 наблюдения. (Уровень
речевого опыта первоклассников нуждается в
изучении, в диагностике).
– Попробуйте убедить присутствующих в этой
необходимости. (Не владея данными об уровне
речевого развития каждого конкретного ученика,
учитель не сможет обоснованно сформулировать
задачи работы и наметить пути решения этих задач.
Без диагностических данных работа учителя будет
носить совершенно случайный характер. Нельзя
сказать, что эта работа не принесет никаких
результатов, но они плохо предсказуемы и весьма
не надежны.)
VII. Проблемная ситуация №2
– Познакомьтесь с данными диагностики и выводом по ее итогам. (Приложение 4)
Коля М.
- Знает правильные названия многих букв
- Печатает отдельные буквы и короткие слова
- Читает медленно по слогам
- Считает до 100
Вывод: низкий уровень готовности к школьному обучению.
– Что вас удивило? (Несоответствие данных
диагностики и вывода диагноста).
– На какой вопрос поищем ответ? (Почему у
читающего и пишущего ученика уровень готовности
к школьному обучению определен как низкий?)
VIII. Обсуждение проблемы
– Какие будут мнения?
- Может быть, это не те показатели, по которым определяется готовность к школьному обучению? (На доску: не те показатели)
- Может быть, здесь представлена только часть данных, а остальные (те, что привели к такому выводу) скрыты? (На доску: часть данных)
- Может быть, шел набор в гимназический класс с углубленным изучением отдельных предметов и эти показатели учителя не устроили? (На доску: гимназический класс).
– Это хорошо, что мнений несколько. Начнем с
последнего. Чем можно мотивировать данную мысль? (Особыми
требованиями к приему).
– Какие, на ваш взгляд, показатели могли бы
устроить учителя? (Чтение целыми словами,
свободный пересказ, хорошее понимание
прочитанного).
– Вынуждена вас огорчить: набор шел в самый
обычный класс общеобразовательной школы. Эта
ваша версия оказалась ошибочной.
– Второе ваше мнение сводилось к мысли, что это
лишь часть диагностических данных. Чем вы это
можете обосновать? Что могло быть скрыто? Какой
из этого вывод?
– И, наконец, предположение о том, что это вообще
не те показатели, по которым определяется
готовность к обучению. Слушаем ваши аргументы. (Учитель
проверяет то, чему он САМ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬ).
– Что же такое готовность к школе? Обратимся к
таблице 1. (Приложение 4)
Озаглавьте таблицу и ее графы.
– Готовность к школе определяется тремя
взаимосвязанными компонентами [4, 53]:
- Физическая готовность
- Интеллектуальная готовность
- Личностная готовность
Таблица 1
________________?_________________
1 |
2 |
3 |
здоровье; физическое развитие |
состояние сенсорного развития
(фонематический слух, зрительное восприятие); уровень развития образных представлений; состояние ряда психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение; умственное развитие; речевое развитие |
ориентировка в окружающем мире; запас знаний; отношение к школе; самостоятельность; активность; инициатива; потребность в общении; умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми |
– Какие из этих 3 компонентов оказывают влияние
на качество овладения речью? (Все 3).
– Какие из этих направлений диагностики выходят
за рамки вашей учительской компетенции? Почему? (1
– дело врача; 3 – дело психолога).
– Сделаем общий вывод по 2 пункту нашего диалога. (Диагностика
не может сводиться только к проверке тех ЗУН,
которые являются содержанием обучения в 1 классе.
Она должна быть комплексной. Ее проводят
специалисты. Неграмотно организованная
диагностика ведет к неверным выводам. Учителю
особенно важно знать уровень развития речи у
детей с задержкой психического развития).
– Задумаемся, что (конкретно) может и имеет право
продиагностировать учитель, выявляя уровень
речевого развития первоклассников? [1, 76]. Какие
есть мнения?
- Состояние звукопроизношения
- Фонематический слух
- Навык звукового анализа и синтеза
- Объем активного словарного запаса
- Грамматический строй речи
- Текстовые умения
- Мелкую моторику
– Как эти параметры соотносятся с видами речевой деятельности? (1 – говорение и письмо, …)
IX. Проверка индивидуальных домашних заданий
– Предложите группе виды заданий
диагностического характера для каждого
направления по плану (Приложение
4)
– Диагностические данные следует фиксировать.
Зачем? (Это позволяет контролировать
эффективность последующей педагогической
деятельности и своевременно корректировать её).
– Вариант учёта таких данных может быть в форме
индивидуального «Листа достижений» (Приложение
2). Рассмотрите его вид и содержание. Что
вы об этом скажете?
– Какое продуктивное задание вы могли бы
выполнить на основе такого методического
пособия? (Составить свой вариант «Листа
достижений» по проблеме развития речи
первоклассников).
– С чего при этом следует начинать работу? (С
выделения критериев, показателей речевого
развития первоклассников). Это задание на дом
по желанию.
X. Работа в парах
– Итак, диагностические мероприятия проведены,
результаты обработаны, изучены, выводы сделаны и
осмыслены. Каковы ваши последующие действия?
– Для работы в парах вы получили конверты. Какова
суть работы? (Составить алгоритм действий
учителя).
- Провести диагностику (на этой карточке указан №1, остальные карточки без №, хотя №1 должен быть на карточке «Изучить критерии»).
- Изучить критерии речевой готовности к школьному обучению.
- Сопоставить с ними результаты диагностики.
- Сформулировать задачи обучения.
- Составить план их решения.
- Отобрать приемы коррекционно-развивающей работы.
- Подобрать соответствующий языковой материал.
- Изготовить необходимые пособия.
- Осуществлять периодический контроль над качеством речевой деятельности ученика.
XI. Индивидуальное домашнее задание: на основе практики «Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия» подготовить выступление, придерживаясь данного алгоритма.
XII. Рефлексия
– Прежде чем перейти к следующему этапу разговора, разграничим известное и неизвестное. Что знаем? О чём не вели разговор?
- У ребенка есть речевой опыт, но его нужно развивать.
- До начала этой работы уровень речевого развития ребенка нужно грамотно диагностировать.
- Для диагностики в науке есть направления деятельности, есть приемы её осуществления.
- Диагностические данные следует фиксировать и периодически к ним обращаться.
- Диагностические данные – основа последующей работы учителя, которая имеет свой алгоритм.
XIII. Обсуждение проблемы содержания речевой работы
– Обратимся к следующему наблюдению, которое
вы высказали, размышляя над цитатами:
«Содержание работы по совершенствованию речевой
деятельности». Сюда вы включили: ЗУН, приемы,
условия. А если так: направления, ЗУН, приемы,
условия? Какие есть мнения? (Нужно – не нужно).
Доводы? Какие это будут направления?
– Обратимся к учебнику [9, с. 229, 4–5 абзац]. (Приложение 3). Вывод? (Названные
автором направления не есть собственно
совершенствование речевой деятельности).
– Мы ответили на вопрос: нужно или не нужно
знать направления работы? (Нет, т.к. это не те
направления работы, хотя и очень важные. Без них
невозможна речевая деятельность, но они не
отражают собственно речевой работы).
– Какой вопрос возникает? (Какие направления
работы по развитию речи существуют?).
– Обратимся к рекомендациям Марины Сергеевны
Соловейчик: «Всё обучение речи можно представить
в виде двух взаимосвязанных
направлений [9,с.233–234]:
Таблица 2
Направления работы по развитию речи
Совершенствование собственно РД |
? |
Формирование отдельных речевых умений, которые обеспечивают |
|||||
обучение созданию |
обучение восприятию высказываний |
создание высказываний |
восприятие высказываний |
||||
у |
п |
у |
п |
у |
п |
у |
п |
говорение |
письмо |
слушание |
чтение |
говорение |
письмо |
слушание |
чтение |
– Знак вопроса в таблице предлагает вам
выбрать тип взаимосвязи этих двух направлений:
––> <–– <––>. Мотивируйте свой выбор. (Именно
формирование отдельных речевых умений обеспечит
собственно речевую деятельность, а их отработка
будет способствовать её совершенствованию).
– Что это за отдельные умения? Сколько групп
таких умений придётся выделить (9, С. 234 – 235)?
– В каких классах следует формировать умения,
которые обеспечат собственно речевую
деятельность? (Во всех).
XIV. Осмысление содержания темы следующего занятия и сути домашнего задания
– Верно. Они носят всеобщий характер. Но мы
работаем с первоклассниками. Какой тогда
возникает справедливый вопрос? (Каковы
особенности речевой работы в 1 классе).
– Занятие по этой теме будет носить
теоретический или практический характер? (Практический).
– Как можно подготовиться к занятию по такой
теме? (Подобрать или разработать самим
упражнения в соответствии с умениями,
обеспечивающими создание и восприятие
высказываний).
– Что следует учитывать при отборе упражнений? (Особенности
возраста и развития, а значит: языковой материал,
степень самостоятельности, приемы обучения,
содержание понятийного аппарата).
– Книги у доски (Приложение 1)
– ваши помощники для подготовки к презентации
упражнений.
XV. Итог занятия
– Какая проблема была сегодня в центре нашего
внимания?
– В какой форме мы её обсудили? (В форме
проблемного учебного диалога).
– Докажите, что вы получили продуктивные
домашние задания.
– Кто был внимателен на занятии: чего в плане
работы, намеченном нами, мы не коснулись вовсе? (Условий
обучения детей с задержкой развития).
– Какая наука их определяет? (Педагогика).
– Обратитесь к страничке «Лечебная педагогика» (Приложение 5)
– Что изменилось в вас самих в результате этого
занятия?