Задачи урока:
- Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».
- Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.
- Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.
- Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их.
- Развивать эмоциональную сферу детей.
- Расширять словарный запас на основе знакомства со словами, обозначающими чувства.
- Познакомить со страницами жизни автора.
- Формировать навыки работы в парах и в группах.
I. Подготовка первичного восприятия текста
1. Работа с загадкой
На стене или на тумбе
Я плакатиком висела.
Приглашала, зазывала –
Видеть вас в гостях хотела.На зверей полюбоваться
И жонглерам удивиться –
Замечательным спектаклем
Всей душою насладиться.
– Что это такое? (Афиша)
2. Организация индивидуальной работы
Содержание карточки:
- Прочитай слово: АФИША
- Подбери к нему однокоренные слова.
- Запиши их.
- Выдели корень.
3. Работа в парах
– Пока _____ работает, вы будете выполнять самостоятельную работу. Исследуйте текст загадки и по нему ответьте на несколько вопросов.
Что такое афиша?
|
Куда приглашает афиша?
|
Где расклеиваются афиши?
|
Кто будет развлекать зрителей?
|
На какого человека похожа афиша своими
действиями?
|
Каким обещает быть спектакль?
|
4. Проверка самостоятельной работы в парах
– Какие ответы получились?
– Кто такой глашатай? (В старину: человек,
который громко, во весь голос, всенародно
объявляет что-то).
5. Проверка индивидуальной работы
– Кто согласен с тем, что все записанные
слова являются однокоренными?
– О чем можно сказать афишная? (Тумба)
– Афишированный? (Спектакль)
– Итак. Мы отгадали загадку, вы доказали, что
умеете работать с её текстом, подбирать
однокоренные слова и думать над их смыслом.
6. Работа с плакатом-афишей.
– Рассмотрите афишу (Она яркая, с рисунками).
Внимание! Внимание! Последний раз в сезон Пришли к вам на свидание Лев, тигр, удав и слон. Актеров в звериных шкурах Привез дрессировщик Дуров. |
– Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика? На моем столе лежат словарные карточки. Выйдите к доске 4 человека, выберите карточки для ответа и встаньте перед классом
смелый слабый раздражительный злопамятный |
терпеливый добрый вспыльчивый решительный |
спокойный внимательный сильный уверенный |
– Прочитайте про себя слова, которые выбрали ребята. Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь – внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы поговорили обо всем этом? Какие у вас есть предположения?
Версия 1: Возможно, мы будем читать рассказ о
животных, которые работают в цирке.
Версия 2: Возможно, это случай из жизни цирка.
Версия 3: Возможно, этот рассказ написал
человек, который работает с животными –
дрессировщик.
– Давайте проверим ваши предположения. Как это
можно сделать? (Прочитать произведение)
– Что для этого нужно знать? Запросите у меня
необходимую вам информацию.
- Где в учебнике это произведение?
- Кто его автор?
- Как оно называется?
– Я отвечу вам только на вопрос, где находится это произведение. Все остальное узнайте сами.
7. Работа с текстом ДО чтения
– Рассмотрите страницы, отведенные этому
произведению. Какие подсказки содержания вы
увидели? (Заглавие, фамилия автора, годы его
жизни, иллюстрация).
– Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО
чтения?
(– Это не стихотворение, не басня и не сказка.
По всей вероятности, это рассказ.
– Рассказ называется «Наша Жучка». Жучкой
обычно кличут собаку, значит, рассказ о собаке.
Иллюстрация тоже подсказывает, что это о собаке.
– Жучка «наша», значит, у нее есть хозяева.
Может быть, это тот мальчик, который на рисунке?
– Рассказ написал В.Л. Дуров. Мы до этого
узнали, что он дрессировщик. Может быть, рассказ о
дрессированной цирковой собаке?
– А может быть, это сам Дуров вспоминает о
своем детстве?)
– Дополнительно к тому, что вы выяснили, я предлагаю вам прочитать опорные слова, взятые из текста.
любили
гладкая
плеснул кипятком
повесить
добить
ласкается
не помнит зла
– На какие две группы можно разделить эти
слова? (Добрые и злые)
– Что могло произойти в рассказе, из которого
взяты вот такие слова?
– Как проверить ваши предположения? (Прочитать).
II. Первичное восприятие
– Поднимите руки те, кому интересно узнать, что же на самом деле произошло в рассказе «Наша Жучка». Послушайте рассказ. Я вам его прочитаю. Учебники закройте, слушайте, представляйте себе то, что происходит, и сравнивайте со своими предположениями.
III. Проверка первичного восприятия
– Какое из ваших предположений оправдалось? (Это рассказ-воспоминание дрессировщика Дурова о своем детстве).
IV. Работа с текстом во время чтения
1. Работа с опорными словами (в парах)
– Как вы думаете, к кому относятся опорные слова,
с которыми мы работали? Не открывая учебники,
обозначьте это буквами:
н Ж | Ж | н «д» | р |
Условные обозначения:
н Ж – наша жучка
Ж – Жучка надзирателя
Н «д» – надзиратель, «дядька»
Р – ребята
КТО? |
Опорные слова |
КОГО? |
р Ж н «д» р р мальчик Дуров Ж Ж |
любили гладкая плеснул кипятком проучить повесить добить ласкается не помнит зла |
н Ж Ж н Ж н «д» Ж Ж Ж Ж |
2. Проверка работы в парах
– Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Учитель вносит обозначения в таблицу)
– Удивились? Сколько заданий я дала? (Одно)
– А сколько ответов прозвучало? (Много, разные).
– Почему? (Плохо знаем текст).
– Как исправить возможные неточности? (Перечитать
текст).
3. Самостоятельное чтение
– Перечитайте рассказ и внесите необходимые
исправления.
– Итак, посмотрите, как все перемешалось в нашей
схеме: ребята любили собаку и ребята же решили
повесить; Жучка надзирателя ходила гладкая,
значит, он за ней хорошо ухаживал, а другую Жучку
кипятком облил; Жучку надзирателя вешали, а она
ласкается. В жизни тоже так: не сразу поймешь, кто
прав, а кто виноват; что хорошо, а что плохо; какие
события и как могут повлиять на судьбу человека.
– Прочитайте 1 предложение последнего абзаца.
Сейчас позвучит очень трудный вопрос. Как вы
думаете…
Учитель вывешивает карточку с вопросом на доску.
КТО научил мальчика Дурова любить животных? |
(Родители, надзиратель, Жучка надзирателя,
друзья, артисты цирка, куда он в детстве ходил на
спектакли)
– Что снова произошло с вашими ответами? (Их
много, они разные).
– Как можно проверить их правильность? (Поискать
ответ в тексте, читать текст и размышлять над ним.
4. Акцентное вычитывание текста
– Будем читать текст по абзацам и думать над содержанием.
1 абзац
– Чему не учила ребят военная гимназия? (Любить,
жалеть, заботиться).
– Как ребята-гимназисты восполнили эту пустоту? (Завели
собаку, любили, играли, кормили).
– Создаем все вместе «Словарь урока».
(Учитель вывешивает словарную карточку):
казенный обед |
– Подберите антоним. (Домашний обед)
– Для чего Дуров использует это слово? Ведь без
него вполне можно было бы обойтись. (Мальчики
были детьми, они скучали по дому, по добрым
отношениям).
2 абзац
– Как вы думаете, надзиратель знал о собаке
мальчиков? (Да, нет).
– Предположите, почему надзиратель завел свою
Жучку? (Может, скучал по дому, может, завидовал,
может, собака приблудилась, оказалась ласковой,
поэтому и не выгнал).
– За что он мог плеснуть кипятком собаку
мальчиков?
– Надзиратель любил животных? (Да, он заботился
о своей Жучке. Нет, он обижал чужую. Это не
настоящая любовь к животным. Если любишь
животных, нельзя их делить на своих и чужих).
– Найдите предложение, которое описывает
состояние мальчиков? («Мы страшно разозлились
на «дядьку»).
– Что такое укромный уголок?
укромный уголок |
– Почему для решения вопроса, как отомстить, надо было прятаться? (Мальчики понимали: месть – это зло. Зло это плохо, это стыдно, это нужно скрывать).
3 абзац
– Почему в этом отрывке так много
восклицательных знаков? (Мальчики сердятся,
они взволнованы, кричат, перебивают друг друга).
– Обратите внимание, как злобились ребята.
отомстить ЕМУ ЕГО проучить убить ЕГО Жучку повесить ЕЁ |
– Почему так получилось? (Ребята понимали,
что у них нет возможности отомстить взрослому
человеку, а потому всю свою злобу перенесли на
Жучку).
– В чем заблуждались ребята? (Месть не сделает
плохого человека лучше. Надзиратель без
сожаления заведет себе другую Жучку).
4 абзац
– Найдите в этом абзаце самые страшные слова. (После ответа – таблица).
недолго единогласно палач |
– Почему эти слова можно считать самыми
страшными? (Решение о лишении жизни было
принято быстро. Ни один из мальчиков не выступил
против. А слово палач точно определяет смысл их
поступка).
– Почему никто не хотел быть палачом? (Страшно.
Кричать всем вместе легко. Выполнить злое дело
очень трудно).
5 абзац
– Найдите в тексте объяснение слова жребий.
жребий |
6 абзац
– Какие чувства испытал мальчик Дуров во время
жребия? (С легким сердцем, неприятно,
позавидовал).
– Чем вы можете их объяснить?
7 абзац
Зачем автор Дуров в этом месте включает в рассказ
предложение: «Ишь, гладкая! А у нашей весь
бок облезлый»? (Друзья видели, что их
товарищу неприятно. Они хотели укрепить его
решимость. Они и сами понимали, что трудно
сделать зло собаке, которая тебе доверяет).
8 абзац
– Для чего автору нужна фраза: «В сарае было темно»? (Злые дела не любят быть на виду. Есть надежда, что темнота помешает убийству).
9, 10 абзац
– Докажите, что здесь и собаке, и мальчику
одинаково плохо.
– Как вы объясните вот это:
страх | } добить |
жалость | |
любовь |
11, 12 абзац
– Почему мальчик плохо спал в ту ночь?
(Снились кошмары, потому что грызла совесть, было
стыдно за то, что сделал).
– Озаглавьте эти 2 абзаца (Страшная ночь. Утро
после казни. Жуткий сон).
13 абзац
– Что автор назвал чудом?
– Как в тексте объясняется слово плац?
плац |
– Что еще неожиданное произошло? (Собака помахивала хвостом, ласково повизгивала и терлась у ног).
14 абзац
– Здесь мальчик плачет во 2 раз. Сравните
предпоследнее предложение на с.94 и предпоследнее
предложение на с. 95. Что вы об этом можете сказать?
Если дети не отвечают: – Это одинаковые слезы? (Слезы
бывают разные: слезы горя и слезы радости,
облегчения).
V. Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа
– Кто же из героев рассказа приобрел самый
большой и самый печальный жизненный опыт? (Мальчик
Дуров).
– Читаем последний абзац
– Итак, возвращаемся к главному вопросу урока:
КТО научил мальчика Дурова любить животных? (По
итогам ответов учитель выставляет на доску
карточки):
н Ж | Ж | н «д» | р |
– У нас снова появилось несколько ответов на
один вопрос.
– Попробуйте обосновать свой ответ. (Надзиратель.
Он заставил испытать огромное чувство жалости к
собаке и чувство ненависти к человеку, который её
изуродовал.
Друзья-гимназисты. Мальчику выпал жребий
пройти через задуманное зло и испытать самые
разные чувства.
Наша Жучка. Среди ежедневной военной строгости
и муштры она была островком радости. Мальчики,
общаясь с ней, учились любить живое.
Жучка надзирателя. Она доверяла, не ждала зла,
прошла через беду, простила, не помнила зла и
подарила новую ласку).
– К какому же выводу мы с вами пришли? (Все, кто
были участниками этих событий, помогали Дурову
дожить до высокого светлого чувства любви к
животным).
– Давайте проследим это (в классе или дома).
2. Работа в парах: «Доживи до любви»
– Поднимаясь к вершине, запишите все чувства,
через которые прошел мальчик
(Жалость, решимость мстить, неприятно быть
палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость,
слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости,
любовь).
– Как же повлияли все эти события на судьбу В.Л.
Дурова? (Он стал дрессировщиком).
– Какой главный закон общения вывел для себя
Дуров? (Дрессировать не палкой, а лаской).
– Прочитайте высказывание древнего церковного
деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень
давно, в 330–379 г.г.: Никто не исцелил зла злом.
(Таблица). Как вы понимаете эти слова? (Если
отвечать злом на зло, рождается еще более
страшное зло).
– Вы хотите узнать о жизни В.Л. Дурова больше, чем
написано в этом рассказе?
3. Рассказ об авторе
С самых ранних лет, когда Дуров был еще
мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве
он уже возился с голубями, собаками и другими
животными. Он тогда уже мечтал о цирке, потому что
в цирке показывали дрессированных животных.
Когда Володя Дуров немного подрос, он убежал из
дому и поступил в балаган к известному в те годы
циркачу Ринальдо. Так юноша Дуров стал работать в
цирке. Он там завёл козла Василия Васильевича,
гуся Сократа, собаку Бишку и учил их проделывать
разные номера.
Обычно дрессировщики применяли болевой способ
работы с животными: они палками и побоями
старались добиться от животного послушания, а
Дуров отказался от такого способа. Он первый в
истории цирка стал применять новый способ
дрессировки – ласку, хорошее обращение,
лакомство, поощрение.
Он любил зверей, и звери привязывались к нему и
слушались его. Дуров выходил на арену в ярком,
пестром костюме клоуна. Он первый из клоунов
заговорил с арены.
Но Дуров был не только дрессировщиком. Он был ещё
и ученым. Он изучал зверей, их поведение, нравы и
повадки. Дуров занимался наукой, которая
называется зоопсихология.
VI. Итог урока
– Подведем итог нашего большого и серьезного разговора. На мои вопросы вы ответите все вместе. Помните, что у хорового ответа есть закон: чтобы он был красивым, нужно прислушиваться друг к другу. Ваш ответ будет звучать либо «да», либо «нет». Итак, слушайте внимательно.
- У нас был урок русского языка? (Нет)
- Мы читали рассказ В.Л. Дурова? (Да)
- В.Л. Дуров был зоопсихологом? (Да)
- Рассказ Дурова называется «Собака Бишка»? (Нет)
- Вы согласны, что «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» (Ариосто, итальянский поэт, писатель – 1474–1533)? (Да)
- Кто в рассказе самый мудрый?
– Удивились? Чему? (На последний вопрос
хоровой ответ не получился).
– Почему? (Трудно сразу ответить).
– С этого вопроса мы начнем следующий урок
чтения. Какое домашнее задание нужно выполнить,
чтобы разговор получился? (Перечитать рассказ
ещё раз, подумать над этим вопросом).
– Подумать можно устно, а можно письменно.
Получится сочинение-миниатюра.