Открытый урок труда в 1-м классе. Аппликация из бумаги "Несуществующие виды птиц"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Заложить основу формирования личности ребёнка с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.
  2. Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты: раскрыть некоторые экологические проблемы.
  3. Формировать представление об экологической целостности всех явлений и предметов природы, о взаимосвязях между ними.
  4. Формировать ценностное и бережное отношение к любому объекту природы.
  5. Формировать умение анализировать и наблюдать за объектами окружающего мира в единстве с творческой и практической деятельностью учеников.
  6. Закреплять навыки работы по шаблону, вырезания деталей и склеивания.
  7. Закреплять умение ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца, до выполнения работы по собственному замыслу.
  8. Развивать умение планировать и контролировать свои действия на всех этапах работы.
  9. Развивать внимание, мышление и речь детей.
  10. Развивать познавательные процессы и личностные качества ребёнка.

Оборудование:

Картина “Город с экологической проблемой”, аудиокассета с записью пения птиц, цветной картон, цветная бумага, ножницы, шаблоны, простые карандаши, клей ПВА, кисточки для клея, магниты.

Предварительная работа

  1. Предварительные беседы на уроках “Окружающий мир” о проблемах загрязнения воды и воздуха.
  2. Рисунки ребят “Мой город”, “Город, в котором мне хотелось бы жить”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение правил техники безопасности.

Сегодня на урок вы приготовили острые предметы. Вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

Ответы детей:

– Ножницы кладут на определённом расстоянии от края парты, кольцами к себе.

– Передают ножницы кольцами от себя, закрыв острые края ладонью.

– Ножницы нельзя близко подносить к лицу и особенно к глазам.

– Нельзя размахивать ими.

– Необходимо соблюдать аккуратность при вырезании.

Надо быть аккуратными и при пользовании клеем, убирая лишний клей с вашей работы и с рук.

Следите, чтобы он не попал в глаза и рот.

3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.

– Все мы с вами живём на планете, которая называется (хором) – Земля. И лишь только на нашей планете из всех планет Солнечной системы есть жизнь. Почему?

– Конечно, самыми важными условиями для жизни являются: свет и тепло от Солнца, вода и воздух.

Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле. Он использует воду, воздух, почву, животных и растения для своих целей. Человек должен знать, как пользуясь всеми богатствами, что даёт ему природа не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука – экология. Как вы понимаете слово экология? Обратимся к словарю:

Экология – наука, изучающая Землю и помогающая понять, как не навредить Земле, сохранить её для наших потомков.

Посмотрите, как выглядит один город, в котором люди обращались с природой не бережно, использовали богатства планеты и не думали о последствиях своих действий. Перед детьми картина города). Вам нравится такой город? Почему? Давайте, перечислим, как люди загрязняют почву и отравляют воздух, воду.

  • Загрязнение воздуха: дымят, выбрасывая ядовитые вещества в воздух, заводы и фабрики;
  • тысячи машин выбрасывают в воздух отработанные газы, в которых тоже много вредных веществ;
  • вырубаются леса, дающие кислород для всей жизни на Земле;
  • Загрязнение воды: заводы сливают свои отходы в реки;
  • автомобили моют прямо на берегу водоёмов, грязь вместе с бензином попадает в воду;
  • бросают мусор в воду и везде на поверхности земли, загрязняя почву. Делают свалки мусора.

- А кому от этого плохо? Как живётся в этом городе людям, растениям, животным? Тысячи обитателей воды, воздуха, почвы гибнут отравленные ядовитыми веществами, а люди приобретают серьёзные болезни.

-Ребята, вы хотите спасти этот город? В жизни сделать быстро это невозможно, но есть тот, кто может всё, одним лишь взмахом руки. Кто это? Итак, мы сегодня будем волшебниками. Встаньте около своих парт.

Физкультурная минутка. Последовательность упражнений зависит от ответов учеников.

-Что нам нужно сделать, чтобы очистить воздух в городе? На трубах заводов и фабрик поставим  установки, которые улавливают пыль, сажу и ядовитые газ. Убрать нарисованный чёрный дым из труб заводов.

Дети показывают трубы. Руки вверх, к плечам.

Автомобили, заменим электромобилями, они не причиняют вреда природе. Убрать, изображённые на картине выхлопы из труб автомобилей.

Дети рулят. Повороты руками.

Вместо пеньков высадим растения. Прикрепляются нарисованные деревья, кустарники, травы

Дети изображают деревья с кроной. Наклоны в стороны.

Нюхают цветы. Приседания.

-Что предпримем для очищения воды?

Установим очистительные сооружения, в которых загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Эти фильтры задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают.

Дети показывают пальцами рук сетку-фильтр. Наклоны вперёд с руками.

Вдоль реки пусть плавает корабль-чистильщик, он очищает речное дно и воду в реке. Дети изображают волну. Волнообразные движения руками. Прикрепляем корабль.

Поставим человека, который будет следить, чтобы никто не бросал мусор, и не мыл автомобили около реки. Убираем свалку и машину, прикрепляем нарисованного человека. Ходьба на месте.

– Итак, закройте глаза и произнесите волшебные слова: “Сохраним нашу планету! Будем обращаться с природой бережно!” Снять кальку с рисунка, включить аудиокассету.

– Посмотрите, как наш город преобразился, стал чище. Слышите звуки? Это пение птиц. В наш город летят первые жители. Посмотрите, это необычные птицы. Таких птиц мы нигде ещё не видели, но они живут в нашем воображении.

Сегодня на уроке вы немного пофантазируете и создадите своих птиц, которые ещё не существуют в природе, но именно они хотели бы жить в нашем обновлённом городе.

4. Практическая часть.

– Определим план работы для создания птиц.

План

  1. Обвести детали по шаблону на листе цветной бумаги и вырезать их.
  2. Наложить детали на основу из картона.
  3. Приклеить, убирая лишний клей тряпочкой.

По ходу ответов, на доске появляется план в виде рисунков, которые закрепляются магнитами.

– Контур-основу с приклеенными крылышками каждый украсит по-своему, используя заготовки.

Дети выполняют работу, следуя плану. Учитель в ходе работы помогает детям, корректирует их действия. По мере выполнения работы птицы “селятся” в городе. Те, кто закончил работу, придумывает историю про свою птичку.

5. Подведение итога урока.

– Почему все птицы получились разные?

– Какие выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока? Как вы теперь будете относиться к природе? Какие моменты урока запомнились?