Контингент участников: В мероприятии участвуют учащиеся 1 класса, возраст 6,5 – 7,5 лет, класса компенсирующего обучения. Большинство детей имеют отклонения в соматическом и нервно-психическом состоянии здоровья. У них снижена работоспособность, неустойчивое внимание; снижен уровень интеллектуального развития и познавательной активности, ограниченный кругозор. Большая часть учащихся нуждаются в логопедической помощи, наблюдается недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
Форма: развивающий час, заочное путешествие.
Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве; эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи:
- Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.
- Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.
- Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать чёткую дикцию.
Оформление:
- На центральной стене – “карта путешествия”, на которой обозначены “полянки-остановки”, соединённые цепочками звериных и птичьих следов; искусственные ёлочки, иллюстрации – “Зимние пейзажи”, детские рисунки.
- Элементы костюмов: почтальона Печкина, Зимних
месяцев. Конверт с письмом
от Зимы; силуэты зверей и птиц; детали Снеговика (аппликация на магнитах). - Фонограмма произведений П.И.Чайковского “Времена года”.
Подготовительная работа:
- Развивающий час “Времена года” с чтением сказки С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.
- Подбор стихов, пословиц, поговорок, загадок, примет, связанных с зимними месяцами.
- Знакомство с музыкальными произведениями П.И.Чайковского цикла “Времена года” (фонограмма).
- С детьми – разучиваются стихи, песни, игры. Проводится конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-зима!”.
I. Вводная беседа.
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
(Под музыку дети входят в класс и садятся на свои места).
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались…(стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал?
(Входит почтальон Печкин с письмом для ребят).
Почтальон Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только я не знаю, отдавать ли его вам. На нём не написан обратный адрес. А написан какой-то стишок (читает).
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Почтальон Печкин: Видите, ничего не понятно!
Ведущий: А, по-моему, всё понятно. Послушайте подсказку (читает стихотворение С.Я. Маршака).
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым – бело!
Дети: (хором) Это же Зима!
Ведущий: Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…
Почтальон Печкин: А я что говорю? Так и есть – Зима.
Ведущий: Ну что, Печкин, отдашь ты нам письмо?
Почтальон Печкин: Отдам, но с одним условием: можно и я послушаю, что вам Зима написала? Много лет работаю почтальоном, а от Зимы писем видеть не доводилось.
Ведущий: Надо спросить у ребят.. Ребята, вы не против?
Дети (хором): Пусть послушает!
Ведущий: (открывает письмо и читает его вслух.).
“Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие в мой зимний лес. А помогут вам в пути мои сыновья, если отгадаете их имена”.
Почтальон Печкин: (заглядывает в письмо и читает).
- Старший сын год кончает, зиму начинает.
- Интересно, кто это?
Дети: (хором) Декабрь.
Ребёнок: (читает стихотворение И.Сурикова “Зима”).
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо.
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою.
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
Почтальон Печкин: (читает дальше)
- Средний сын – году начало, зиме середина.
Дети (хором): Январь.
Ребёнок: (читает стихотворение С.Маршака “Январь”).
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе.
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке...
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
Почтальон Печкин: (читает дальше).
- Вьюги да метели с его приходом налетели.
Дети (хором). Февраль.
Ребёнок: (читает стихотворение К.Бальмонта “Февраль”).
Поля затянуты недвижной пеленой,
Пушисто-белыми снегами,
Как будто навсегда простился мир с весной,
С её цветками и листками.
Окован звонкий ключ. Он у зимы в плену,
Одна метель поёт, рыдая.
Но солнце любит круг. Оно хранит весну.
Опять вернётся молодая.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Почтальон Печкин: Не зря в школе учатся!
II. Путешествие.
Первый этап.
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
(В класс входят учащиеся 4 класса – “зимние месяцы”.)
Декабрь: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!
Январь: Издавна на Руси ни один зимний праздник без нас не обходился.
Февраль: Мы – зимние месяцы.
Декабрь: Я первый зимний месяц- Декабрь, про меня говорят: студень, шапка зимы. Под моим тёплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им всем не спать, ведь декабрь – это самые короткие дни и самые длинные ночи.
Январь: А я – Январь, середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах тоже хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.
Февраль: Ну а я, – Февраль – народное название – лютый. Я злой, холодный и ветреный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! Больно на него смотреть. Уже начали подавать голоса птички! Весна наступает мне на пятки.
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
Январь: Зима прислала нас, чтобы мы провели вас по лесным полянкам, показали её владения.
Ведущий: Спасибо, братцы – месяцы! Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) Но для этого нам с вами нужно тепло одеться: дружно все надели валенки, шубки, шапки, завязали шарфы... Встали все на лыжи, одели рукавички…
А поможет нам в пути, как вы думаете, что? Наша весёлая песня.
(Дети идут по кругу, выполняя движения, и поют песню “Зима” муз. Е.Тиличеевой)
1.Ой зима, ты, зима
Не являйся к нам сама:
Больше снега нанеси,
Все дорожки замети,
Белым ковриком стелись,
Чтобы санки вниз неслись.2.Ой зима, ты, зима,
Не являйся к нам сама:
В рощу ты сперва помчись,
Вместе с ёлочкой вернись,
Но, конечно, не с простой-
Новогодней, золотой.
Ведущий: Вот мы и добрались до леса. Усаживайтесь поудобней…
III. Путешествие.
Второй этап.
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
Ведущий:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.
(Открывается занавес – на центральной стене появляется “карта путешествия”, на которой обозначены полянки – остановки, соединённые цепочками звериных и птичьих следов.)
Ведущий: Мы с вами очутились на первой Полянке – остановке “Птичья”.
Декабрь: Ребята, жителей этой полянки вы узнаете, если правильно отгадаете загадки
( Дети отгадывают загадки- отгадки помещают на полянке).
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это… (Снегири)- Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (Сорока)
- Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)- Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде. (Клёст)
- Кто присел на толстый сук
И стучит: “Тук-тук, тук-тук!”? (Дятел)
Ведущий: Прежде чем продолжить наше путешествие по лесу, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру. (Проводится игра “Снежный ком”; вставшие в круг дети передают друг другу “снежный ком” и говорят слова.)
- Снежный ком мы все катаем,
До “пяти” мы все считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
А тебе стишок читать…
(Во время игры дети читают стихи о зиме; игра сопровождается музыкальным оформлением “Русские наигрыши”.)
Ведущий: Следующая Полянка – остановка “Лесные жители”.
Февраль: Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, кто нас встретит на этой полянке.
( Дети отгадывают загадки- отгадки помещают на полянке).
- Кто на дереве дуплистом
Замахал хвостом пушистым,
Ловкий, маленький и рыжий
По стволу спустился ниже? (Белка)- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (Лиса)
- Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь)- Отступать врагам пришлось –
Их рогами встретил… (Лось)
- Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! (Ёж)
- Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка –
Спрятался от волка… (Зайка)
- Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный… (Волк)
Ведущий: Вот мы уже добрались и до Полянки – остановки “Любознательные”.
Январь: На этой полянке Зима хочет проверить, какие вы внимательные. Попытайтесь отгадать её загадки и ответить на её вопросы:
- Когда всё укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)- Бел, как вата,
Мягок, как шерсть,
Лёгок, как перо. (Снег)- Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)- Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
На ладони сразу тают. (Снежинки)
-Все ли зайцы белые зимой?
- Что в природе зимой и летом одним цветом?
- Почему зимой звери и птицы из леса перебираются ближе к жилью человека?
- Скажите, а что принесла с собой Зима?
Январь: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Зима будет очень довольна вами.
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
Ведущий: - Ребята, так что же принесла с собой Зима? (ответы детей: снег, метель, снежинки и т.д.) А ещё кого? Отгадайте загадку:
- Жил я посреди двора,
Где гуляет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Ведущий: Послушайте, какое чудесное стихотворение есть о Снеговике. (Инсценировка стихотворения “Снеговик”).
1. - Зачем вам, ребята, два уголька?
- Два уголька? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это же глазки Снеговика.
Чёрные глазки Снеговика.2. -Зачем ты морковку из кухни унёс?
- Какая морковка? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это озябший оранжевый нос,
Снеговика замечательный нос.
Ну, это известно, мы думаем, всем.3. - Зачем ты ведро приволок с чердака?
- Какое ведро? И совсем непохоже.
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
Это ведь шляпа Снеговика,
Красивая шляпа Снеговика.4. -Зачем вам, скажите, две длинных доски?
- Две длинных доски? И совсем непохоже.
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
На лыжах катаются Снеговики.
Отличные лыжники Снеговики.5. -Куда же отправится ваш Снеговик?
- На это ответим мы вам напрямик.
Дорогою зимней, дорогою долгой
Поедет он в лес за пушистою ёлкой.
Вы спросите, ёлка ребятам зачем?
Ведущий: Вы хорошо себе представили Снеговика? А теперь давайте все вместе изготовим Снеговика и поместим его на Полянке – остановке “Любознательные”. (Аппликация “Снеговик” – коллективная работа – сопровождается музыкальным оформлением “Русские наигрыши”.)
Ведущий: Спасибо вам, зимние месяцы, за интересное путешествие. Поблагодарите от нас Зиму за приглашение.
Зимние месяцы: Досвидание, ребята! До новых встреч!
Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.
Итог занятия.
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте, ребята, выйдем на улицу и полюбуемся на зиму, поиграем в снежки и слепим снеговика…
Литература:
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- Осипова М.П., Бесова М.А., Мельничук И.А., Панасевич З.М. и др. Воспитание. Подготовительный класс: Учеб.-метод. пособие для учителей и воспитателей. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.
- Леонтьева В.Б., Фалей Н.В. Праздники для детей младшего школьного возраста. – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2002.
- Соколов Г.В., Куров В.Н. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. – Ярославль: “Академия развития”, 2000.