Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить детей с группами слов

Задачи:

  • обобщить представления учеников, полученные в период обучения грамоте, о назначении слов;
  • классифицировать их по функции;
  • уточнить основные группы слов-названий по значению;
  • упражнять в функциональном и смысловом разграничении слов и постановке вопросов;
  • обеспечить запоминание орфографического облика слов.

Ход урока

1. Введение в новую тему

Работа с учебником. Наблюдение.

Задание. Прочитайте подпись под картинкой и посчитайте, сколько в ней слов.

Рисунок 1

У ребят красивая книга. Они смотрят её. Это сказка “Три поросенка”

Задание.

Необходимо найди каждому слову место в таблице. Рассмотрите таблицу.

Рисунок 2

Поищем, есть ли в подписи под картинкой слова, которые называют людей и животных. (Скорее всего дети назовут слова и назовут их в той форме, в которой они употреблены.)

  • Давайте изменим эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос, который подсказывает таблица. Какой это вопрос? (Кто?)
  • Запишем их в приготовленные строчки (Слова ребята, поросенок, как потом и все другие, записываются по правилам списывания)
  • Будем искать слова для второй колонки. На какой вопрос они должны отвечать? (Что?) Находим такие слова (Книга, сказка) Прежде чем их записать, прочитаем, что они называют.
  • А что сказано о книге – она какая? Найдите и прочитайте нужное слово. В какую часть таблицы предлагаете его вписать? Почему именно сюда?
  • Что называют слова, которые отвечают на вопрос какая?
  • Что делают ребята? Каким словом ответите на вопрос? Куда его запишем?
  • Почему? Что оно называет?
  • Прочитайте, что еще называют слова (Количество) Как их можно найти? (По вопросу сколько?) Встретилось ли в подписи под картинкой такое слово-название? Впишите его в таблицу.
  • Посчитайте, сколько всего слов мы записали в таблицу? (7) Можете ли сказать, что их объединяет (Все слова - названия) Почему это слова – названия?
  • Какие слова не вошли в таблицу? (у, они, её, это) Почему?

Найди им место в других таблицах.

Рисунок 3

Обратите внимание на такие слова которые не называют, а только указывают на кого-то или что-то. Это слова-указатели. Можно же указывать жестом, например рукой, пальцем, хотя не принято “тыкать” пальцем при общении друг с другом. А вот на письме мы используем специальные слова, в нашем случае это слова…

(они, её, это) Запишем их в таблицу.

Какое слово осталось? (у.)

Рисунок 4

Прочтите надпись в таблице, как это слово назвали и ответьте, почему? (Слово-помощник, помогает осуществить связь слов в предложении)

Вывод.

Теперь мы знаем три группы слов, которыми пользуемся в речи. Давайте впишем нужные названия в таблицу в учебнике и прочитаем о них мнение ученых.

Рисунок 5

 img6.JPG (26118 bytes)

Рисунок 6

2. Физкультминутка

3. Закрепление полученных знаний и тренировка в определении слов.

Задание.

Условными буквами (н – слова – названия; у - слова – указатели; п – помощники) надпиши слова из упражнения.

Учитель читает строчки из стихотворения А.С. Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет на право – песнь заводит
На лево сказку говорит

Знакомы ли вам эти строки? Откуда они?

Рисунок 6

Все ли слова этих строк тебе понятны? Если нет, задай вопрос о значении неизвестных слов. Где можно, кроме как спросить у взрослых, узнать значения слов?

(Посмотреть в словаре)

Рисунок 7

  • Как определить, есть ли в сказочной словесной картине слова – названия, слова – указатели, слова-помощники?

(В случае затруднения рекомендуется развернутый способ действия: произнести слово, решить называет оно что-то или нет, указывает на что-то, помогает какому-то другому слову? При самостоятельном выполнении работы вполне допустимо поставить знак вопроса над словом, которое вызывает затруднение. Такое осознанное действие незнания у детей необходимо поощрить)

4. Проверку выполнения упражнения можно перенести на следующий урок, начав урок именно с этого задания, но этот урок обязательно закончить вопросом в названии этой темы: Какие бывают слова?