Цель урока: познакомить детей с группами слов
Задачи:
- обобщить представления учеников, полученные в период обучения грамоте, о назначении слов;
- классифицировать их по функции;
- уточнить основные группы слов-названий по значению;
- упражнять в функциональном и смысловом разграничении слов и постановке вопросов;
- обеспечить запоминание орфографического облика слов.
Ход урока
1. Введение в новую тему
Работа с учебником. Наблюдение.
Задание. Прочитайте подпись под картинкой и посчитайте, сколько в ней слов.
Рисунок 1
У ребят красивая книга. Они смотрят её. Это сказка “Три поросенка”
Задание.
Необходимо найди каждому слову место в таблице. Рассмотрите таблицу.
Рисунок 2
Поищем, есть ли в подписи под картинкой слова, которые называют людей и животных. (Скорее всего дети назовут слова и назовут их в той форме, в которой они употреблены.)
- Давайте изменим эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос, который подсказывает таблица. Какой это вопрос? (Кто?)
- Запишем их в приготовленные строчки (Слова ребята, поросенок, как потом и все другие, записываются по правилам списывания)
- Будем искать слова для второй колонки. На какой вопрос они должны отвечать? (Что?) Находим такие слова (Книга, сказка) Прежде чем их записать, прочитаем, что они называют.
- А что сказано о книге – она какая? Найдите и прочитайте нужное слово. В какую часть таблицы предлагаете его вписать? Почему именно сюда?
- Что называют слова, которые отвечают на вопрос какая?
- Что делают ребята? Каким словом ответите на вопрос? Куда его запишем?
- Почему? Что оно называет?
- Прочитайте, что еще называют слова (Количество) Как их можно найти? (По вопросу сколько?) Встретилось ли в подписи под картинкой такое слово-название? Впишите его в таблицу.
- Посчитайте, сколько всего слов мы записали в таблицу? (7) Можете ли сказать, что их объединяет (Все слова - названия) Почему это слова – названия?
- Какие слова не вошли в таблицу? (у, они, её, это) Почему?
Найди им место в других таблицах.
Рисунок 3
Обратите внимание на такие слова которые не называют, а только указывают на кого-то или что-то. Это слова-указатели. Можно же указывать жестом, например рукой, пальцем, хотя не принято “тыкать” пальцем при общении друг с другом. А вот на письме мы используем специальные слова, в нашем случае это слова…
(они, её, это) Запишем их в таблицу.
Какое слово осталось? (у.)
Рисунок 4
Прочтите надпись в таблице, как это слово назвали и ответьте, почему? (Слово-помощник, помогает осуществить связь слов в предложении)
Вывод.
Теперь мы знаем три группы слов, которыми пользуемся в речи. Давайте впишем нужные названия в таблицу в учебнике и прочитаем о них мнение ученых.
Рисунок 5
Рисунок 6
2. Физкультминутка
3. Закрепление полученных знаний и тренировка в определении слов.
Задание.
Условными буквами (н – слова – названия; у - слова – указатели; п – помощники) надпиши слова из упражнения.
Учитель читает строчки из стихотворения А.С. Пушкина.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом
Идет на право – песнь заводит
На лево сказку говорит
Знакомы ли вам эти строки? Откуда они?
Рисунок 6
Все ли слова этих строк тебе понятны? Если нет, задай вопрос о значении неизвестных слов. Где можно, кроме как спросить у взрослых, узнать значения слов?
(Посмотреть в словаре)
Рисунок 7
- Как определить, есть ли в сказочной словесной картине слова – названия, слова – указатели, слова-помощники?
(В случае затруднения рекомендуется развернутый способ действия: произнести слово, решить называет оно что-то или нет, указывает на что-то, помогает какому-то другому слову? При самостоятельном выполнении работы вполне допустимо поставить знак вопроса над словом, которое вызывает затруднение. Такое осознанное действие незнания у детей необходимо поощрить)
4. Проверку выполнения упражнения можно перенести на следующий урок, начав урок именно с этого задания, но этот урок обязательно закончить вопросом в названии этой темы: Какие бывают слова?