Методическая разработка урока на тему "Расходная часть семейного бюджета", 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Цели:

  • дать понятие о расходной части семейного бюджета;
  • познакомить с “классификацией расходов”, обучение рациональному ведению учета расходов;
  • воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчетливость.

Оборудование:

  • схема на доске “Расходы”,
  • ПК,
  • бланки оплаты коммунальных услуг в электронном виде,
  • карточки-задания,
  • учебник.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • беседа,
  • объяснение,
  • наглядный,
  • самостоятельная работа с использованием ПК.

Ход урока

I. Организационный момент – отметить отсутствующих, назвать тему и цель урока.

II. Повторение пройденного материала – карточки-задания с вопросами по теме “Бюджет семьи”.

1. Найдите правильный ответ. Бюджет семьи это:

а) деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.
б) журнал, где учтены все доходы и расходы, имущество, ценности, долги и расходы на те или иные потребности.
в) структура всех доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени.
г) умение правильно распределять доход семьи.

2. Закончите предложения.

а) Если бюджет показывает, что расходы равны доходам, то…..
б) Если расходы превышают доходы, то…..

3. Найдите в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке.

1 Доход А Затраты, издержки, потребление чего-либо для определенной цели.
2 Расход Б Равновесие, сопоставление отдельных сторон какого-либо явления, которые должны уравновешивать друг друга.
3 Баланс В Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рада деятельности.

4. Ответьте на вопросы.

Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?

Что такое расход?

Допишите предложение:

Когда расходы превышают доходы, тогда говорят что бюджет….

5. Ответьте на вопросы.

Что такое бюджет семьи?

Назовите статьи доходной части семейного бюджета.

Допишите предложение:

Расходы равны доходам, то бюджет……………….

6. Ответьте на вопросы.

Назовите статьи расходной части семейного бюджета.

Что такое бюджет семьи?

Что такое коммунальные услуги?

III. Вводный инструктаж.

Опорные понятия.

Расходы – уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.

Налог – обязательный взнос (платеж) в бюджет соответствующего уровня.

Налог подоходный – вид платежа, при котором облагается доход физического или юридического лица, полученный в результате его деятельности или от использования имущества.

Сумма подоходного налога рассчитывается следующим образом. Процентная ставка равна 12%. Сумма заработной платы составляет 10000 руб.

Сумма подоходного налога равна произведению заработной платы на процентную ставку, деленному на 100%.

10000*12/100=1200руб.

Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называется денежной ссудой.

Условия, при которых дается кредит:

  1. платежность (уплата процентов за пользование кредитом);
  2. срочность (возвращение денег в точно назначенный срок);
  3. возвратность (обязательный возврат всей суммы долга с учетом процентов).

Изучая семейную экономику, мы понимаем, что для того чтобы увеличить накопление средств, необходимо уменьшить расходы на удовлетворение своих потребностей:

Материальных (покупка продуктов питания, обуви, одежды, предметов быта, оплату жилья, бытовых услуг и т.д.);

Духовных (получение образования, зрелищные мероприятия);

Социальных (газеты, журналы, политическая литература);

Неразумных (сигареты, алкоголь, чрезмерное количество сладкого, не очень нужных, но престижных вещей);

Жилищных (строительство собственного дома, дачи, гаража, ремонт квартир и т.д.);

Издержки индивидуального производства (закупка необходимых товаров, оплата за электроэнергию, транспортные расходы и т.д.);

Ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, строительство подсобных помещений, покупка семян, саженцев и т.д.).

В каждой семье основные группы расходов складываются по разному. Но все расходы можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы можно учесть в начале года, месяца. К ним относятся: квартплата, оплата электроэнергии, телефона, коммунальных услуг, налоги, страховки, все виды взносов, подписка на периодическую печать, покупка проездных билетов и т.д. Переменные расходы включают в себя периодические и одновременные. Потребности семьи постоянно растут, вызывая рост ее расходов. Они возрастают из-за непредвиденных ситуаций, например: кто-то из членов семьи заболел, потерял работу.

Прежде всего, надо учиться планировать расходы, отделяя обязательные приобретения от желательных.

Говорят на питании экономить не следует, но и тратить безумно деньги на продукты тоже роскошь непозволительная. Как же определить золотую середину? Если вести учет статьям расходов, то можно будет обнаружить, где и на чем более выгодно экономить.

Классификация расходов.

Группа расходов Содержание групп расходов
Налоги Подоходный и др.
Обязательные платежи Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей в детских садах, обучение в музыкальной школе, выплата кредитов, ссуд и т.д.
Питание Приобретение продуктов и заготовка их впрок, оплата питания в столовой, кафе и т.д.
Хозяйственно-бытовые нужды Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, квартиры, теле-радио аппаратуры, химчистку, прачечную, предметы личной гигиены.
Предметы личного пользования Верхняя одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.
Предметы комнатного убранства Мебель, светильники, ковровые изделия, картины, часы, хрусталь и т.д.
Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства Газовая плита, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос, стиральная, швейная, вязальная машины.
Культурные и информационные потребности Телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, фото-кинопринадлежности, пластинки, кассеты, книги, газеты, журналы и т.д.
Транспорт Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой машины, оплата услуг станции техобслуживания.
Спорт, туризм, увлечения, отдых Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.
Прочее Детские игрушки, медикаменты и т.д.

IV. Практическая работа.

Заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг

1. Домофон.

Заполнить квитанцию оплаты услуг домофона за июнь, июль, август (тариф – 30 рублей).

2. Электроэнергия.

Заполнить квитанцию оплаты за электроэнергию за июнь (на день оплаты 55395кВт, предыдущее 55125кВт, тариф – 0,95рубля).

3. Кабельное телевидение.

Заполнить квитанцию оплаты услуг кабельного телевидения за июнь, июль, август, сентябрь (тариф – 50рублей).

V. Закрепление пройденного материала.

Тест каждой ученице.

Найдите в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке.

расходы Предоставление в долг товаров или денег.
налог Кредит, при котором в долг дают деньги.
кредит Уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.
ссуда Обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Совместно с родителями разработайте проект снижения затрат на коммунальные услуги.