Нравственно-эстетическое воспитание в современных условиях стоит в центре внимания школы и одним из приемов формирования его является использование на уроке поэтических образов.
Поэзия позволяет решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи на уроках географии. Примером тому - произведения одного из виднейших поэтов “серебряного века” Константина Бальмонта.
Его возвышенное отношение к природе, любовь к России, мастерство художника дают возможность ставить следующие цели и задачи: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, к Родине; обогащать речь учащихся; построить увлекательный урок, создать яркий запоминающийся образ территории или явления природы, повысить интерес к изучаемому материалу.
Начальный курс физической географии. 6-й класс.
Тема: Ветер. Причины образования ветра.
Ветер.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Что ты в ветках все шумишь?
Вольный ветер, ветер, ветер,
Пред тобой дрожит камыш.
Ты вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.
Чуть уснул – и, пробужденный,
Ты готов опять вспорхнуть.
Все места тебе знакомы,
Ты воздушно шелестишь,
Рябью входишь в водоемы,
Шаткой травкою блестишь.
Носишь тучи, манишь громы –
И опять уходишь в тишь.
Вопросы к учащимся.
- Что называется ветром?
- Почему ветер бывает таким разным?
- Как ветер участвует в Мировом круговороте воды в природе?
Тема: Гидросфера. Вода в природе.
Вода.
От капли росы, что трепещет, играя
Огнем драгоценных камней,
До бледных просторов, где вдаль убегая,
Венчается пеною влага морская
На глади бездонных морей,
Ты – всюду, всегда неизменно живая,
И то изумрудная, то голубая,
То полная красных и желтых лучей,
Оранжевых, белых, зеленых и синих
И тех, что рождаются только в пустынях,
В волненье и пенье безмерных зыбей,
Оттенков, что видны лишь избранным взорам,
Дрожаний, сверканий, мельканий, которым
Нельзя подыскать отражающих слов,
Хоть в слове бездонность оттенков блистает,
Хоть в слове красивом всегда расцветает
Весна многоцветных цветов.
Тема: Озера. Происхождение озерных котловин.
Памятник.
Здесь кратеры шутили
Над синею волной,
Здесь памятник их силе
Когда-то столь шальной.
Потухшие вулканы,
И в них озера спят,
По ним ползут лианы
И пляшет водопад.
Вопросы к учащимся.
- Что называют озерной котловиной?
- О каких озерах написано в этих строках?
Практическая работа “Наблюдения за погодой”.
Украшением сообщения об осенней погоде является стихотворение “Осень”.
Поспевает брусника, стали дни холоднее.
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают, прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Тема: Равнины суши.
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивши луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое убранство
Монотонной печалью земли.
Вопросы для учащихся.
1.Что называется равниной?
2. Какой тип равнины описан в этих строках.
География материков и океанов. 7-й класс.
Тема: Мировой океан – главная часть гидросферы.
Воззванье к Океану.
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!
Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее, больше наших знаний,
Я с тобой, с бессмертным, говорю!
Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мертв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты – как жизнь: и правда и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном… Вечность! Океан!
Вопросы к учащимся.
- Почему Океан называют “ колыбелью жизни” на планете?
- Какова Роль Океана в жизни человека и природы?
- Какое свойство воды обеспечивает ее вездесущность?
Тема: Австралия. Уникальность органического мира. Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.
Перед чтением обращаю внимание учащихся на то, чтобы они разделили стихотворение на части и озаглавили их.
Черный лебедь.
Австралийский черный лебедь на волне,
Словно в сказке на картинке, виден мне.Настоящий, проплывает предо мной,
Весь змеиный, весь узорный, вырезной.И воистину влечет мечту в игру
Настоящими прыжками кенгуру.И в хранимом зачарованном прудке
Светят лотосы во влажном цветнике.Голубеет эвкалипта стройный ствол,
Куст невиданной акации расцвел.Как колибри, медосос припал к цветку,
Птица-флейта засвирелила тоску.И хохочут зимородки по ветвям,
Словно в сказке, что сказали в детстве нам.
Только все это лишь малый уголок,-
Громче пенья птиц на фабрике гудок.Нет Австралии тех детских наших дней,
Вся сгорела между дымов и огней.Рельсы врезались во взмахи желтых гор,
Скован, сцеплен, весь расчисленный, простор.Там, где черные слагали стройный пляс,-
Одинокий белоликий волопас.Там, где быстрая играла кенгуру,-
Овцы, овцы, поутру и ввечеру.И от города до города всегда
Воют, копоть рассевая, поезда.И от улицы до улицы свисток,-
Вся и музыка у белого – гудок.Сами выбрали такой себе удел,
Что их белый лик так грязно посерел.
Обездолил весь край своей гурьбой.
Черный лебедь, песнь прощальную пропой.
Вопросы к учащимся.
- В чем заключается уникальность природы Австралии?
- Каким образом хозяйственная деятельность человека повлияла на состояние природы?
География России. Природа. 8 класс.
Тема: Введение.
Узнай все страны в мире,
Измерь пути морские,
Но нет вольней и шире,
Но нет нежней - России.
Вопросы к учащимся.
- Какие чувства у вас будят слова: вольней, шире, нежней?
Родное.
Аллеи рек. Зеркальность озер.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный темный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
Вопросы к учащимся.
- Какие особенности природы России отражены в этих строчках?
Любовью к родной земле пронизаны строки:
Прекрасней Египта наш Север.
Колодец. Ведерко звенит.
Качается сладостный клевер.
Горит в высоте хризолит.
Тема: Природное районирование. Сибирь.
Там есть кабан. Медведь. Стада лосей.
За кабаргой струится мускус, тая.
И льется к солнцу песня молодая.
И есть поля. Чем хочешь, тем засей.
Там на утес, где чары все не наши,
Не из низин, взошел я в мир такой,
Что не был смят ничьей еще ногой.
Во влагу, что в природной древней чаше
Мерцала, не смотрел никто другой.
Я заглянул. Тот миг всех мигов краше.
Вопросы к учащимся.
- О каких компонентах природы говорит поэт? Насколько они изменены человеком?
Краеведение.9 класс.
Тема: Сельское население. Проблемы заброшенных деревень.
Родная картина.
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак, -
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Вопросы к учащимся.
- Необходимо ли возвращать к жизни заброшенные деревни?
- В чем причины снижения доли сельского населения?