Развитие речи младших школьников

Разделы: Начальная школа


Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Эту проблему следует считать самой актуальной потому, что развитие речи учащихся, привитие им активных навыков и умений практического пользования русским языком как средством общения выдвинуто в качестве основной, первостепенной задачи преподавания русского языка в национальной школе. с другой стороны, именно слабое развитие речи учащихся является самым серьезным недостатком в подготовке учащихся якутских школ по русскому языку. Именно поэтому я выбрала эту проблему в качестве своей методической темы.

Развитие речи по программе Бунеевых является одним из ведущих направлений работы по русскому языку в курсе начальной школы. основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов. Это задания типа: подбери однокоренные слова, найди синонимы, антонимы к слову и др.

  • Работа в “словариках”. Запись незнакомых слов. Объяснение их значений.
  • Учимся работать со словарями. Орфографический словарик. (найти существительное м.р., выписать прилагательные). Толковый словарь русского языка.
  • Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки древнейшие жанры народного творчества. Традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов.
  • “Тетрадка пословиц и фразеологизмов”.
  • Использование устойчивых речевых оборотов в речи.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На первом месте у нас стоит:

  • Работа со словосочетаниями (Т,П, Самсонова отмечала: “Саха о5отугар тыл ситиминэн быhаарыахха наада”).
  • Существительное употреблять только с прилагательным. Роль словосочетаний в построении связной речи велика.
  • Cоставление предложений, связного текста.
  • Ниткопись. Работа по картине.
  • Согласование окончаний прилагательного и существительного в разных падежах. Опорные шпаргалки. (Окончания существительных и прилагательных)

3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа типов текста.

- в учебнике много заданий со знаком “микрофона”, здесь мы учимся говорить научным текстом. Например, дается план рассказа об однородных членах предложения (с.38)

  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. С какой интонацией они произносятся?
  3. Какие члены предложения могут быть однородными?
  4. В каком случае однородные члены предложения разделяются запятым?

По этому плану составляется рассказ об однородных членах предложения. И так по каждой теме.

- в учебниках включены неспециальные орфографические и пунктуационные упражнения, которые развивают умения связной письменной речи – свободные диктанты, обучающие изложения, сочинения.

Тетрадь для творческих работ. Перед изложением, сочинением ведется большая подготовительная работа. Мини-сочинения из 2-3 связных предложений.

Важно составить план, определить главную мысль, вступление, основная часть, заключение. Отредактировать, анализировать ошибки в черновиках, учитель дает советы в речевом оформлении.

4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

- Тут очень важную роль играет разучивание стихов. Отрывки стихотворений заучиваются наизусть, повторяются, запоминаются.

Яркие образы создают именно стихи:

“Чувство языка”, рифмование слов, красота и звучание стиха.

- Обращается внимание на предложения с прямой речью, на вопросительные и восклицательные предложения, предложения однородными членами. (на знаки препинания, паузы, логические ударения, интонацию, четкость и правильность произношения). Такие умения отрабатываются на уроке.

- В системе работы по развитию речи занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого общения. На примере типичных ситуаций учащимся можно показать, как надо пользоваться различными средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среди складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению. С помощью художественной литературы происходит становление личности, ее нравственности, эмоций, речи. Руководствуясь такими понятиями, я, по мере возможности, стараюсь привлечь ребят к чтению книг.

Уголок чтения. Журнал учета прочитанных книг. уроки внеклассного чтения. Внеклассные мероприятия. Научно-исследовательская деятельность школьников.

Таким образом, научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, учиться излагать свои мысли на русском языке, соблюдать речевую культуру – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи, его организации и корректировке.