Цели:
формирование интереса к русскому языку;
Оборудование: плакаты с высказываниями: “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. (А.Н.Толстой); “Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда. И та награда – в нём самом”.
1. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … Надут, как … Болтлив, как …. Здоров, как… Изворотлив, как…. Нем, как …
2. “Что это?”
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
3. “Отгадай слово”
Корень в слове СНЕЖИНКА. Корень в слове МОЛОДОЙ. Приставка в слове ПОДЪЕХАЛ. Суффикс в слове КОСЦЫ. Суффикс в слове ЛЕСНИК. Окончание в слове ТРАВЫ. Окончание в слове СТОЛ.
4 “По или подо?”
Разделить слова на 2 группы (с приставкой ПО- и с приставкой ПОД- (ПОДО-):
Подорожник, подоконник, подождать, подобрать, пододеяльник, подоить, подоходный, подотчётный, подогреть.
5. “Угадай!”
Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?
6. Разделите текст на предложения, правильно расставив точки.
В реке там рыба на бугре нарядная там кукла в клетке мычит корова в конуре ручной щегол поёт салфетки собака лает на заборе там на столе лежат коньки поёт синичка в коридоре к зиме готовят там очки играют дети на стене лежат для бабушки тетрадки висит картина на окне всегда содержатся в порядке. узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки
7. “Где пословица зарыта?”
Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).
8. “Превращения слов”.
Превратите данные имена существительные в глаголы:
Окуни, село, пропасть, пряди, пила.
9. Сколько раз в предложении встречается звук [ ш ]?
Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
10. “Соберите текст”.
И хвост оторвался от головы и пополз вперёд.
Голова сказала: “Разойдемся!”
Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: “Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей”.
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: “А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься”.