Внеклассное занятие по русскому языку. Викторина "Люби и знай русский язык"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование интереса к русскому языку;
  • развитие речи учащихся; развитие и обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: плакаты с высказываниями: “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. (А.Н.Толстой); “Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда. И та награда – в нём самом”.

1. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … Надут, как … Болтлив, как ….
Здоров, как… Изворотлив, как…. Нем, как …

2. “Что это?”

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

3. “Отгадай слово”

Корень в слове СНЕЖИНКА. Корень в слове МОЛОДОЙ.
Приставка в слове ПОДЪЕХАЛ. Суффикс в слове КОСЦЫ.
Суффикс в слове ЛЕСНИК. Окончание в слове ТРАВЫ.
Окончание в слове СТОЛ.

4 “По или подо?”

Разделить слова на 2 группы (с приставкой ПО- и с приставкой ПОД- (ПОДО-):

Подорожник, подоконник, подождать, подобрать, пододеяльник, подоить, подоходный, подотчётный, подогреть.

5. “Угадай!”

Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?

Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?

6. Разделите текст на предложения, правильно расставив точки.

В реке там рыба на бугре нарядная там кукла в клетке
мычит корова в конуре ручной щегол поёт салфетки
собака лает на заборе там на столе лежат коньки
поёт синичка в коридоре к зиме готовят там очки
играют дети на стене лежат для бабушки тетрадки
висит картина на окне всегда содержатся в порядке.
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки

7. “Где пословица зарыта?”

Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.

УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).

8. “Превращения слов”.

Превратите данные имена существительные в глаголы:

Окуни, село, пропасть, пряди, пила.

9. Сколько раз в предложении встречается звук [ ш ]?

Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

10. “Соберите текст”.

И хвост оторвался от головы и пополз вперёд.

Голова сказала: “Разойдемся!”

Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: “Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей”.

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: “А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься”.