Открытый урок по детской риторике "Культура речи"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Культура речи»

Цели урока:

  • научиться говорить друг другу приятные слова;
  • познакомиться с правилами речевого этикета;
  • узнать о роли приветствия в нашем общении;
  • познакомиться с правильным использованием мимики, жестов.

Оформление кабинета: плакат статуи Пейто – богини красноречия; высказываниями о языке:

«Многие русские слова, сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»  К. Г. Паустовский.
«Человек нашёл слово для всего, что обнаружено во Вселенной»  С. Я. Маршак.
«Хорошую речь хорошо слушать»
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно бойкий и живой»  Л. Н. Толстой.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Класс разбит на 3 команды, выбраны командиры, на столах конверты с заданиями.

II. Слово учителя

– Сегодня у нас необычный день в школе и необычный урок – праздничный, а на праздник принято приглашать гостей. Мы рады приветствовать Вас уважаемые гости.
Сегодня мы подводим итоги нашей работы на уроках риторики. Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили главное, чему мы учились на этих уроках.
Дети, прочитайте тему нашего урока. Как вы её понимаете? (На доске записана тема урока).

Ответы детей.
Обобщение ответов детей.

– Культурная речь – это не только грамотная и правильная речь. Она включает  и культуру речевого поведения, как мы с вами общаемся друг с другом, умеем ли мы говорить добрые и вежливые слова, правильно ли мы произносим слова. При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди общаются друг с другом, решаем различные вопросы. Нет ничего лучше языка!
Символом нашего праздничного урока является богиня красноречия  Древней Греции Пейто. В одной руке она держит лавровый венок, которым награждает выдающихся риторов, а в другой свиток – где, вероятно, записаны их замечательные речи.

III. Вопросы учителя

– Где возникла наука риторика? (В Древней Греции)

– Чему учит эта наука? (Она учит правильно, умело, толково, разумно говорить. Учит умению владеть словом, общению между людьми, культуре поведения, культуре речи.)

– В Древней Греции наряду с уроками чтения, обучению письму и физическим упражнениям уделяли большое внимание обучению риторики. Древние греки верили в силу слова.
Словом можно обидеть человека, а можно вдохновить на великие подвиги, оно может нас огорчать и разочаровать, а может радовать и веселить, оно может разрушить мир и поссорить близких людей.

IV. Работа над словами

Учитель:  «Много разных слов в языке, и каждое по-своему интересно, Чем больше человек знает слов, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Хромое слово – кривая речь. – гласит русская пословица. Вот вам первое риторическое задание».

Задание: поставить в словах правильное ударение.

– Будьте внимательны! Пусть ваша речь будет грамотной и красивой.

  • 1 к. начать    начал     начали
  • 2 к. звонит    позвонит   звонят 
  • 3 к. баловать   баловал    баловала

(При проверке слова вывешиваются на доске и правильно ставится ударение)

– Молодцы!

V. Работа над фразеологизмами

– Какие виды речевой деятельности вы знаете? (Адресант и адресат – данные слова на доске.)

– Кого можно назвать адресантом, а кого адресатом? (Адресант – тот, кто отправляет информацию. Адресат - тот, кто её получает.)

Учитель:  Есть задачи математические, грамматические, а мы будем решать задачи риторические. В риторических задачах содержится много вопросов как? отчего? Что? Почему? Когда? и т. д.  Сейчас вы увидите небольшую сценку. Подумайте кто здесь адресант, а кто адресат. Подумайте, о чём говорили дети.

– Ты знаешь, он такой, он такой…
– Ну, прямо светлая голова! – восклицает Соня.
– Светлая голова – задумался Никита
– Что у него голова светится, как солнце?
– Да нет же, «светлая голова» – так говорят об умном, начитанном, многознающим человеке, – сказала Соня.

– Кто в данной сценке является адресантом? (Соня. Она отправила информацию Никите).

– Кто является адресатом? (Никита. Он получил новую для себя информацию.)

– Какую же информацию получил Никита? (Соня имела ввиду фразеологические обороты).

– Что такое фразеологические обороты? (Фразеологические обороты – это образные выражения, благодаря которым наша речь становится выразительной, богаче, содержательней.)

Каждая команда получает по три рисунка, на которых художник с юмором изобразил фразеологические обороты.

– Почему художник с улыбкой так их изобразил? (Потому что фразеологические обороты имеют переносное значение, а не прямое.)

Задание: по этим шутливым рисункам назовите фразеологические обороты.

Проверка. 

Учитель: Фразеологические обороты – это образные выражения, благодаря которым наша речь становится ярче, выразительнее, богаче, содержательнее.

VI. Работа над средствами выразительности устной речи

– Какие средства  выразительности устной речи вы знаете? (Тон, темп, громкость – данные слова на доске.)

– Каким может быть тон? (Тон может быть добрый, злой, удивленный, грустный, радостный, спокойный, возбужденный, раздраженный, уверенный и т. д.)

– Каким может быть темп речи? (От медленного до самого быстрого; средний, чуть замедленный, быстрый, очень быстрый, ускоренный.)

– Какая может быть громкость? (От шепота до крика. Громкость речи определяет ситуацию общения. В библиотеке надо говорить тихо, на стадионе можно и покричать, на уроке – нормальная громкость. Тоном можно не только обидеть человека, но, наоборот приободрить, похвалить, развеселить.)

Учитель: Мы с вами повторили важные средства выразительности  устной речи. А теперь следующее риторическое задание. Посмотрите небольшой фрагмент из известной русской народной сказки. Определите средства выразительности устной речи.

Фрагмент дан из художественного фильма «Морозко» – эпизоды могут быть разные: это и встреча Настеньки  с Иванушкой, это встреча Настеньки с Дедом Морозом, это встреча Марфушеньки  с Дедом Морозом и другие фрагменты по усмотрению учителя.
На данном уроке был показан небольшой отрывок обращение Настеньки к красному солнышко, чтобы оно помогло ей закончить работу по вязанию чулок.

Вопросы:

1)  С какими словами обращается Настенька к солнцу, к петушку?
2)  Почему солнышко и петушок помогли девушке?

– Какой тон речи был у Настеньки? (Мягкий, добрый, просящий)

– А темп и громкость речи?  (Темп был средний, а громкость – тихая)

Дети: Настенька соблюдала форму обхождения, соблюдала правила речевого этикета, поэтому солнышко и петушок помогли ей.

Учитель: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху» так гласит русская народная пословица. Доброжелательная улыбка, интонация, добрые, вежливые слова играют большую роль при общении. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сказать ему доброе слово – значит подарить капельку солнца, радости.

VII. Музыкальная пауза

Звучит песня «Буратино» из фильма «Приключения Буратино». Во время исполнения песни проходит физкультминутка.

VIII. Конкурс «Поздравление»

– Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням  сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов.
Помогите папе Карло разобраться.
На доске учитель вывешивает  картинки с изображением сказочных героев: Мальвина, Лиса Алиса, Тортила, Красная Шапочка.  Один из героев – лишний.

Достопочтенная …!  Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад Вы  по-прежнему обаятельны. Так держать!

Ваш преданный друг Карло.

Изобретательная …! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю оставаться Вам такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник Ваших талантов Карло.

Милая ...! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё сохранить дружбу со старыми друзьями.

Целую тебя. Папа Карло.

– Молодцы! Вы догадались, кому адресованы эти поздравительные письма. Такие приятные, душевные письма придут по душе нашим героиням. Но вы, наверно, заметили как вежливо, уважительно относится папа Карло к своим друзьям. А какие добрые, вежливые, благодарные слова вы знаете? (Дети называют слова: спасибо, пожалуйста, извините, благодарю Вас, доброе утро, добрый день, добрый вечер, вы очень любезны, я тронута вашим вниманием,  я вам очень признателен, это очень мило с вашей стороны и т. д.)

– Смотрите, какое богатство! Не забывайте никогда эти слова, чаще употребляйте их в своей речи.

IX. Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

– Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-то хвалят? А сами вы умеете говорить людям добрые и приятные слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Но в этой сказочной стране существует закон: говорить всем сказочным героям правдивые слова, но стараться не обидеть их. А комплименты будем говорить следующим героям – Кощею, Бабе Яге, Золушке. Наверное, не все они вам нравятся, но как вежливые и воспитанные люди, вы должны сказать такие слова, чтобы они были приятные и в то же время правдивые. То есть сказать комплимент.  (Cлово «комплимент»  на доске)  Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв.

– Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. (Баба Яга)

– Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая скромная и трудолюбивая. (Золушка)

– Ты долго живёшь на свете, и наверняка много видел. (Кощей)

– Молодцы! Старайтесь всегда говорить людям комплименты. Это вас самих делает чистыми и светлыми.

X. Весёлая страничка

Учитель: А можно ли разговаривать без слов?

Дети: Да можно. И помогают нам в этом мимика, жесты, движения.

Соревнование мимов. Каждая команда на листочках получает задание: при помощи жестов, мимики, движения показать разные чувства человека:

  • раздумье, благодарность, злость
  • приветствие, удивление, сытость
  • печаль, радость, удивление.

– Продолжаем нашу «Весёлую страничку»

Учитель читает или рассказывает о жестах в разных странах, подготовленные дети показывают.

Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Это делают чаще всего лица мужского пол. (Мальчики показывают, как здороваются мужчины).
Хотя,  например,  китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе (Дети показывают.) В наши дни оратор этим жестом приветствует слушателей.
Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. (Показ) Сегодня примерно также приветствуют друг друга военные.
Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. (Показ)
Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

XI. Итог урока

– Наш урок подошёл к концу. И я хочу закончить его замечательными словами С. Я. Маршака «Человек нашёл слово для всего, что обнаружено во Вселенной».  Спасибо всем за работу, а гостям за внимание.

Список литературы:

1. Т.А. Ладыженская  «Детская риторика» – 2 класс. Издательство «С-инфо; Издательство «Баласс».
2. «Начальная школа» – журнал  1989 г. №10–11.
3. Эд. Вартаньян  «Рождение слова». Издательство «Детская литература» Москва – 1970 г.
4. Н.М.Бетенькова «Конкурс грамотеев». Москва «Просвещение», АО «Учебная литература» 1985 г.
5. В. Н. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок». Москва «Русский язык» 1993 г.