Тема (логопеда): Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звуковой структуры.
Тема (лексическая): Зима
Тема (грамматическая): Второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством Ь, разделительный Ь.
Цели:
1) развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов.
2) формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы.
3) научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью ь.
4) развивать слуховую память и слуховое восприятие.
5) расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме “Зима”.
6) прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.
7) развивать морфологический анализ и синтез.
План и ход занятия
Организационный момент:
Каждый день – вседа, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
Начинаем мы занятие,
Очень важное мероприятие.
Беседа о зиме:
Поговорим о приметах зимы:
- Какая зима зимой?
- Что бывает зимой?
(холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель)
- Назовите слова, в которых пишется ь?
- После каких букв пишется ь в этих словах?
Отгадайте загадки:
Кручу, верчу, знать ничего не хочу (вьюга).
Летом бродит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь).Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады (мороз).У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт, гвоздь упадёт (сосулька).
Работа с однокоренными словами.
(Учащиеся работают у доски)
- Зимой ребята очень любят играть в снежки.
Сейчас и мы поиграем в игру-соревнование “Кто дальше бросит снежок”.
Выиграет тот, кто назовёт больше родственных слов (сколько слов назвал ученик, на столько метров бросил снежок).
Речевой материал:
Зима (зимовье, зимний, зимушка)
Лыжи (лыжник, лыжница, лыжня, лыжный)
Лёд (льдина, ледяной, оледенел, ледовый)
Коньки (конькобежный, конькобежец)
- В каких из этих слов вы напишите разделительный ь?
Работа с текстом:
- Известный русский поэт А.Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо опознать и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.
Снег, да снежные узоры,
В поле в(5-2), разговоры,
В п(4-4) часов уж т(4-2).
Д(4-4) -, к(6-4), снежки, салазки
Вечер – бабушкины сказки,
Вот она зима.
- Объясняем шифровку слов:
Первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая - на каком месте пишется буква ь.
(дети выходят к доске и вписывают слова в текст стихотворения)
/ вьюга, пять, тьма, день, коньки/
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Физкультминутка.
Поработали мы дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно:
- Ветер северный подул – все листочки с липы сдул.
- Полетели, закружились и на землю опустились.
- Снег потом припорошил, одеялом их накрыл.
Разгадывание кроссворда “Порисуем на снегу”.
- Впишите следующие слова в клетки кроссворда:
1) Слово, противоположное по значению слову ночь.
2) Слово, близкое по значению дикое животное.
3) Слово, близкое по значению слову вьюга.
4) Слово, близкое по значению слову полынья.
- Сейчас мы будем подбирать к словам кроссворда прилагательные и глаголы:
ДЕНЬ – Какой может быть зимой? (Короткий, солнечный)
ЗВЕРЬ – Подберите слова, которые отвечают на вопрос “Что делают звери зимой?”
(Медведь спит, волк рыщет, заяц бегает, белка греется в дупле)
МЕТЕЛЬ – Подберите слова, которые отвечают на вопрос “Что делает метель?”
(воет, кружит, метёт)
ПРОРУБЬ – Какая вода в проруби? (Ледяная, обжигающая).
Выделение слов с разделительным ь из текста.
Выберите и подчеркните в тексте те слова, в которых пишется разделительный ь.
Диктант.
Снег засыпал хлопьями сучья деревьев, землю, крыши домов. Мороз сковал льдом речку. Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. Под кусты ведут заячьи и лисьи следы.
Зимой детям раздолье. Можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.
- Закройте тетради и назовите слова с разделительным ь по памяти.
Итог занятия.