Внеклассная работа по физике

Разделы: Физика


Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, физическая развлекательная игра, конференция, физико-литературный конкурс, викторина, устный журнал. В мероприятии могут принимать участие ученики параллельных классов, оно может проводиться как общешкольное или носить более камерный характер. Может быть серьёзным или азартным, озорным, весёлым.

Главное достичь ожидаемого эффекта.

Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, как к школьному предмету.

Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного меро-приятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения.

Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора.

Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Х.К.Андерсен “Снежная королева”

Чаепитие и физика

В классе накрыты к чаю столы. Кабинет оформлен рисунками, связанными с темой внеклассного мероприятия, воздушными шарами. На демонстрационном столе подготовлено оборудование для демонстрации опытов.

Ведущие выбираются из числа наиболее подготовленных учеников, умеющих весело и непринуждённо общаться с аудиторией. Учитель должен подготовить их по вопросам,  задаваемым в ходе мероприятия, так как именно они оценивают правильность ответов ребят.

Учитель очень деликатно помогает ведущим в случае необходимости. Ученикам объявляются условия получения баллов за ответы на вопросы. Учитывается  сложность вопроса, правильность ответа и его глубина. За правильные ответы можно давать фишки или конфеты, что облегчает подсчёт баллов. После подсчёта баллов вручаются призы.

Здравствуйте дорогие гости!

Мы пригласили вас сегодня на необычное чаепитие. Чай пьют во многих странах мира. Существуют свои национальные особенности чаепития и даже чайные церемонии.

Например китайская и японская. В России чай появился в 1638 году, когда монгольский Алтын-хан прислал царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда чая в качестве подарка.

На дворе не слышно вьюги
Над землёй туманный пар.
Уж давно вода остыла
Смолк шумливый самовар.

Белая скатерть в петухах, расписные чашки с блюдцами, медный красавец на столе. Это русское чаепитие.

Наше сегодняшнее чаепитие тоже имеет свои особенности. Это чаепитие физическое!

Какое отношение имеет физика к чаепитию, спросите вы? Ну что же, давайте попробуем разобраться вместе. А те из вас, кто покажет при этом лучшие знания по физике, получат призы.

Итак, приступаем к приготовлению чая. Наливаем воду в чайник.

Вопрос 1. Какое физическое свойство воды позволяет нам это сделать?

Вопрос 2. Как можно объяснить способность жидкости течь ?

Вопрос 3. Мы взяли для приготовления чая вот такой красивый, прозрачный чайник. Но как  вы думаете, какой чайник, чёрный или белый, возьмёт хозяйка, если она хочет,  чтобы вода сохранилась горячей как можно дольше и почему ?

Мы выслушали ваши ответы, а теперь давайте проведём эксперимент и проверим чьё мнение правильное ?

Эксперимент 1. Два одинаковых стакана обёрнуты полосками бумаги. Один чёрной, а другой белой. Измеряем температуру горячей воды. В чёрном стакане вода остывает быстрее. Следовательно чёрное нагретое тело излучает тепло быстрее, чем белое.

Ты забыл закрыть чайник крышкой !
Ну и что ? Разве это так важно?
А давайте спросим у ребят !

Вопрос 4. Ребята, почему чайники всегда делают с крышками ?

Поставим чайник на плитку и зададим наш следующий вопрос.

Вопрос 5. Желая нагреть воду, мы помещаем сосуд с водой над пламенем, а не сбоку или под ним. Почему ?

Предлагаю провести эксперимент и проверить действительно ли вода имеет низкую теплопроводность.

Эксперимент 2. В лапке штатива, под углом к горизонту, укреплена пробирка. На дне пробирки находится лёд, сверху налита вода. Верхняя часть пробирки нагревается пламенем спиртовки. Вода вверху кипит, а лёд не тает. Что это ты такое непонятное делаешь? Хочу попробовать вскипятить воду в этой картонной коробке. Как вы думаете ребята, получится у меня или нет? Давайте проверим.

Эксперимент 3. В коробку из плотной бумаги наливают воду и подвешивают её над спиртовкой. Вода нагреется и закипит. Коробка останется целой.

Вопрос 6. Почему коробка не загорелась?

О, чайник уже шумит! Значит скоро чай будем пить!

Вопрос 7. Почему перед закипанием, вода в чайнике начинает шуметь?

Вопрос 8. При какой температуре вода закипит?

Давайте проверим. Это действительно так.

Эксперимент 4. Измерив температуру кипения воды, через некоторое время измерение повторяют.

Вопрос 9. Вода кипит, подвод тепла продолжается, а температура остаётся постоянной.

Как это можно объяснить?

Вопрос 10. Всегда ли вода кипит при одной и той же температуре? Отчего это зависит?

Предлагаю провести эксперимент в ходе которого мы с вами попробуем вызвать кипение воды при температуре ниже 100 С.

Эксперимент 5. проводится учителем. Горлышко круглодонной колбы зажимается в лапке штатива. Колба на треть заполняется водой. Вода доводится до кипения. Время кипения должно быть достаточным, чтобы пары вытеснили воздух из колбы. Нагреватель убирается, горлышко колбы плотно закрывается резиновой пробкой и колбу вместе с лапкой переворачивают. При обливании колбы холодной водой, вода в ней закипает.

Учитель проводит обсуждение эксперимента. Пора чай заваривать, да гостей угощать! Осторожно! Не обожгись! А кстати, ответьте на наш следующий вопрос!

Вопрос 11. Какой ожог сильнее, стоградусным паром или стоградусной водой и почему? Итак, чай заварен. Можно разливать по стаканам. Но опытная хозяйка знает, что прежде, чем налить чай в стакан, чтобы он не лопнул от горячей воды нужно… И наш последний вопрос.

Вопрос 12. Что нужно сделать и почему?

Подсчитываются баллы, вручаются призы и мероприятие завершается чаепитием.

Литература

Л.А. Горев Занимательные опыты по физике. – Москва “ Просвещение”, 1985 г.