Для остановки нет причин,
Иду, скользя…
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
(Владимир Высоцкий)
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Пользуясь ими, педагоги учили детей в школах, давали профессию в училищах, присваивали квалификацию в техникумах и институтах.
Для выхода образования на новый более качественный уровень нужно уже сегодня резко увеличить эффективность труда преподавателей, а с нею и качество обучения. В этом основную роль должны сыграть информационные технологии. Перспектива творческой работы с использованием компьютерных средств привлечет в учебные заведения новое поколение учителей. Новые информационные технологии помогут перевести наработанный десятилетиями методический материал в электронную форму, сэкономить на печатных учебных пособиях и, в идеале, даже сократить сроки обучения.
К счастью, все изменилось и то, что казалось фантастикой, стало реальностью. В процесс обучения тесно вплелись новые информационные технологии, компьютеры, мультимедиа проекторы и т.д.
Но компьютеры и проекторы решают только часть задач, они не дают возможности получать интересующую нас информацию через прикосновение к объекту. В процессе обучения психологи рекомендуют задействовать все основные сенсорные системы человека, но именно кинестетическая (телесная) имеет особое значение. Именно она связана с моторной памятью, и возможностью довести навыки до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания. Появление таких устройств, как интерактивные доски и их малых братьев – сенсорных планшетов решает многие проблемы в процессе обучения.
В Машиностроительном лицее № 8 г. Ижевска интерактивная доска Communicator-77 появилась летом 2007 года. Эта модель доски позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Прочитав некоторое количество статей о применении интерактивных досок, я обнаружила, что все отмечают один факт – осваивать интерактивную доску представителям «старой закалки» достаточно сложно. В некоторых случаях происходит полное отрицание нововведений старшим поколением.
К счастью, в нашем лицее большое внимание внедрению новых информационных технологий в учебный процесс оказывает директор – Масальских Сергей Петрович, кандидат педагогических наук. Именно с его подачи был организован в лицее мультимедийный центр, работают три компьютерных класса, оснащенных современной техникой. За последние 5 лет работы мы многого достигли. Научили работать на компьютере 100% педагогического состава, тем самым искоренили у преподавателей и мастеров производственного обучения старшего поколения боязнь перед компьютером. Создали условия для постоянного консультирования, разработали систему тьюторских услуг, постоянно оказываем помощь в применении компьютерной техники преподавателям и мастерам п/о старшего поколения.
Таким образом, к вопросу освоения интерактивной доски наши преподаватели и мастера были готовы. Не было ни войны поколений, ни непонимания, ни высказываний, что «это нам не надо, нам и так хорошо». Мы приступили к новой творческой работе.
Первое, что необходимо было сделать мне, как руководителю мультимедийного центра – это провести курсы повышения квалификации. В процессе обучения изучались возможности и преимущества подобных устройств, преподаватели и мастера научились манипулировать маркером и использовать готовый интерактивный материал, получили навыки самостоятельной подготовки слайдов для уроков с интерактивной доской. Кроме того, по окончании курсов «мои ученики» пришли к выводу, что в методике преподавания меняется не многое, а работа педагога при использовании интерактивной доски становится намного легче.
Применение интерактивной доски на уроках общеобразовательных дисциплин таких, как информатика, математика, иностранный язык, физика или химия понятны, но лицей является учреждением начального профессионального образования и поэтому встал вопрос: «Как применить это устройство на уроках спецдисциплин и производственного обучения?».
Мастерами производственного обучения совместно с мультимедийным центром и методической службой лицея были подготовлены пробные уроки с применением интерактивной доски. Мы выбрали несколько спецдисциплин. Ими стали электротехника, токарное дело и сварочное производство. Мы продумали, как можно более разнообразно подготовить материалы для уроков. Вот несколько примеров.
Для урока спецтехнологии по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке» примером стал токарный резец. Первый вариант использования возможностей интерактивной доски – это обозначение студентами элементов резца разными цветами.
Во втором варианте на рисунке изображен резец, на котором цифрами обозначены элементы. Студентам требуется выстроить обозначения элементов согласно цифрам.
Для урока спецтехнологии по профессии «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования» моделью послужила электрическая схема генератора пилообразного напряжения. Отдельные элементы и обозначения этой схемы были выделены в отдельные фрагменты. Схема перед студентами предстала в нерабочем виде. Студентам предлагается поставить элементы и обозначения так, чтобы схема работала. Подвох заключается в том, что некоторые элементы представлены в 2–3 вариантах, т.е. перевернуты или имеют разнообразные варианты исполнения.
Для урока спецтехнологии по профессии «Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования» был использован график вольтамперных характеристик дуги или источника питания. Студенты используя интерактивную доску должны нарисовать дуги изменения графиков в зависимости от различных режимов сварки. Дуги можно показывать различными цветами.
Были проведены пробные уроки, а потом и мастер класс. Наши преподаватели пришли к общему мнению, что применение интерактивной доски – новый взгляд на процесс обучения. Однажды подготовив такой материал, его можно использовать бесконечное количество раз. Не надо каждый урок рисовать на доске мелом, от которого пачкается одежда и сохнут руки. Не надо тратить время на эту прорисовку. Студенты по ходу урока могут непосредственно в любой части экрана делать свои пометки, рисовать, писать и раскрашивать рисунки. Все изменения сохраняются и в конце урока можно посмотреть этапы работы студента, найти ошибки и внести поправки. Таким образом, студент не только видит работу преподавателя, но и может участвовать в ней, помогать педагогу.
На данный момент в лицее большая часть преподавателей и мастеров производственного обучения успешно проводят уроки с применением интерактивной доски.
Вопрос подготовки материалов не возникал вообще. В нашем лицее ведется обучение по профессии «Оператор ЭВМ». Каждое полугодие для этих студентов заканчивается аттестацией на рабочий разряд. Подготовленные материалы преподавателей они обрабатывают посредством различных программ, делают учебные пособия, презентации, которые в дальнейшем практически применяются нашими педагогами, от чего студенты приходят в восторг. Кроме того, процесс подготовки учебных материалов значительно повышает их профессиональные качества по окончании обучения.
Сколько же требуется для учебного заведения
интерактивных досок? Во многих статьях
говорится, что такие доски должны быть именно
стационарными и работать в конкретном кабинете.
Но как же быть, ели нет возможности приобрести их
в необходимом количестве. Выиграть гранд или
несколько – это отдельный вопрос. В нашем лицее
интерактивная доска одна, она передвижная и
оснащена роликами. На перемещение доски и
необходимого оборудования уходит примерно 5
минут, на установку и калибровку столько же. В
этом процессе активно помогают студенты, и
перенести, и настроить оборудование. Таким
образом, во время перемены между парами (10 минут)
можно оснастить любой кабинет.
И так, что же нового произошло в лицее с
появлением интерактивной доски?
Во-первых, использование интерактивной доски
позволило нашим педагогам простые презентации
заменить интерактивными, с использованием
сложных переходов. Кроме того, встроенный
программный продукт White Board позволяет создавать
многослайдовый файл, изменения в котором
производятся в реальном времени, а в конце урока
можно просмотреть весь порядок правок. Это
позволяет единственный раз сделать зарисовки к
уроку и использовать в дальнейшем их до
бесконечности. А у студентов появляется
возможность участвовать в этом процессе.
Следовательно, происходит более глубокое
освоение интерактивного взаимодействия с
компьютером, т.к. включается моторика.
Во-вторых, основной задачей интерактивных досок
является повышение эффективности подачи
материала. Подготовленный преподавателем
материал можно рассматривать как учебный фон. А
студент, или группа студентов может создавать на
этом фоне объекты и управлять ими
непосредственно в процессе обучения. Поверьте,
эффект замечательный. Не остается ни одного
незаинтересованного студента в аудитории, ни
одного, кто не хотел бы пойти к доске.
В-третьих, программное обеспечение интерактивной доски позволяет значительно упростить организацию групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.
Вот такая революция произошла в Машиностроительном лицее № 8 г. Ижевска с появлением интерактивной доски. Проблемы надо не создавать, а решать их, что мы и сделали.