Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике.
Целями проведения математических олимпиад являются:
- расширение кругозора учащихся,
- развитие интереса учащихся к изучению математики,
- повышение математической культуры, интеллектуального уровня учащихся
- выявление учащихся, способных к математике, для организации индивидуальной работы с ними.
Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика.
Между тем, бывает, что в нашей маленькой сельской школе не остаются одаренные дети, уезжают в город, в гимназии, лицеи. Поэтому стараюсь занять в олимпиаде всех учащихся с 1 по 11 классы, чтобы развить математические способности, мышление, интеллект. Известно, что люди, систематически занимающиеся умственным трудом, имеют более высокий показатель интеллекта.
Остановлюсь на основных моментах проведения нашей традиционной Мустакимовской математической олимпиады.
Олимпиада по математике проводится в нашей школе с 1997 года. Дети решают задачи заочного конкурса, опубликованные в республиканской газете “Юность Севера” Мустакимовыми Ренатом Давлетовичем и Мариной Александровной, который проходит в 3 тура. И, кроме того, учащиеся готовят и проводят свою школьную Мустакимовскую олимпиаду. Организация олимпиады проходит таким образом. Осенью избирается Президент Мустакимовской олимпиады. Он курирует детсад, учащихся 1-8 классов. Раздает, собирает и отправляет задания 3-х заочных туров. Помогают президенту, назначенные им, ответственные учащееся старших классов. Обычно, по 2 человека на класс. А когда приходит газета с результатами и именами победителей, и дети видят свои фамилии, радости нет предела.
Школьная олимпиада проходит так. В начальных классах – дети решают с родителями. Так называемая “Семейная Мустакимовская олимпиада”. Если папы и мамы заняты, то приходят с братьями, сестрами, бабушками, дедушками. Воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада приходят с воспитателями. Учащиеся 5-8 классов – самостоятельно. Олимпиада проходит не один день. Ответственные за свой класс (учащиеся 9-11 классов) выбирают задачи, заранее решают, находят правильные ответы, готовятся к проверке работ. Подбирают кабинет для своих подопечных с мебелью по возрасту. Каждому участнику готовят визитку. В день олимпиады – встречают, рассаживают, проводят олимпиаду в своем классе. Внимательно проверяют работы, ставят баллы, заполняют протокол, распределяют места. Листки с именами победителей вкладывают в конверт и заклеивают. Эти конверты будут торжественно вскрыты на вечере. Выпускаются красочные стенгазеты, всего 10 газет. За порядок тоже есть ответственные.
При подготовке к олимпиаде кроме Президента назначается Вице-президент, отвечающий за проведение олимпиады в начальных классах и в детском саду. “Союз художников” готовит нагрудные эмблемы с изображением осеннего листа. Это еще в 1997 году дети придумали сами. Красочные “листья” вручаются каждому участнику. Печатная группа отвечает за грамоты по Мустакимовской олимпиаде и “Семейной Мустакимовской олимпиаде”, конверты по всем классам, различные по цвету, соответствующие месту.
Кроме этого, среди старшеклассников выбираются руководители музыкального оформления и сцены, ответственные за концертные номера, операторы и фотографы. И самое главное – это ведущие вечера, которые будут вести на трех языках: якутском, русском и английском. А конверты обычно вскрывают учителя-ветераны, которые находятся на заслуженном отдыхе.
На праздник “5 лет с Мустакимовской олимпиадой” к нам приехали Ринат Давлетович и Марина Александровна Мустакимовы. Конверты вскрывали наши бывшие учащиеся: студентка математического факультета, студент физико-технического факультета и первый Президент Мустакимовской олимпиады, студент 5 курса математического факультета.
Дети бывают рады, олимпиада проходит очень организованно, потому что все продумывается до мелочей. Говорят: “Праздник, как Новый год”. А одна девочка была расстроена, уезжая во Всероссийский лагерь “Океан”, тем, что ей не придется участвовать в олимпиаде. Слова “Мустакимовская олимпиада” у всех на устах, знают все в нашей деревне и стараются принять активное участие.
В заключение хочу привести слова Марины Александровны и Рината Давлетовича Мустакимовых, сказанные в переполненном в нашем сельском клубе: “Так много народа, и все решают. Конечно, не все из здесь сидящих станут математиками, но знания, приобретенные вами, пригодятся в вашей дальнейшей жизни. И такой настоящий праздник надолго запомнится всем участникам, а организаторов-старшеклассников многому научит. Очень приятно, что задействованы все слои населения. Кажется, что решает все село”.
А вот этот текст был напечатан в газете “Юность Севера” от 13 марта 2002 года. “Здравствуйте, дорогие участники нашей олимпиады! Подводим итоги второго тура. В начале несколько слов о происшествии, которое случилось с нами 7 февраля. Мы были на вечере, посвященном в подведению итогов и награждению грамотами участников математической олимпиады в п. Томтор Мегино-Кангаласского улуса. Нас пригласили директор школы, учителя математики, Президент школы, Президент Мустакимовской олимпиады. Да! Оказывается, у них в школе есть такие должности. И, вообще, задания нашей олимпиады решали, кроме 110 учащихся школы, еще и 35 мам, пап, бабушек и дедушек. В общей сложности ими было прорешено 575 задач. Церемония награждения проходила в клубе при стечении множество людей. Объявили лауреатов трое нарядных и обаятельных ведущих – на русском, якутском и, что уж поразило нас, на хорошем английском языке. Далее был небольшой концерт, который нам очень понравился. Мы с Мариной Александровной никак не предполагали, что задания по математике в газете “Юность Севера” могут дать такой импульс в интеллектуальном развитии множества детей. Конечно, все это заслуга Федоровой Людмилы Ивановны – человека, увлеченного своим делом, творческим, высоким профессионалом.
Глядя на дошколят и учащихся, нарядных, сосредоточенных, умных, подумалось: “Все у нас в Республике, в России, будет хорошо. Нет, не разучились наши педагоги работать!”.
При проведении традиционной математической олимпиады в нашей школе и в детском саду у всех детей, с дошколят до выпускников, расширяется кругозор, развивается интерес к изучению математики, повышается математическая культура, интеллектуальный уровень учащихся. Кроме того, хочется верить, что дети становятся личностью.