Решение проблемы гуманизации образования в целом возможно через модернизацию сложившегося естественно-научного потенциала системы образования России. Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие гуманитарных наук, как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным стало воздействие сейчас – в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов, как в науке, так и в духовной культуре целом.
Физика как наука имеет не только специальный, но и общечеловеческий, т.е. гуманитарный, аспект. Выявляя и используя ее “гуманитарный потенциал” в школе, можно весьма предметно (а значит, и наиболее убедительно) учить молодежь диалектике, формировать у нее диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывать у нее новый (планетарный) стиль мышления, опирающийся на современное естественно научное миропонимание. Одновременно намного эффективнее решались бы задачи эстетического, экологического, атеистического воспитания школьников. Учитывая все это, можем не посчитать большим преувеличением слова известного американского физика И.Раби: “Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени” [1].
Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей; физика может способствовать в конечном счете выработке правильного отношения к окружающему миру и, в частности, активной жизненной позиции. Ведь выпускнику школы – независимо от того, кем он впоследствии станет, - важно знать, что мир познаваем, что случайность не обязательно вредна, что можно и нужно уметь ориентироваться в жизни, насыщенной случайностями, а при необходимости и уметь перестраиваться, что в изменяющемся мире есть тем не менее “опорные точки”, инварианты (что бы не менялось, а энергия сохраняется; что бы не происходило, а правда в конце концов торжествует), что по мере углубления знаний картина мира неизбежно усложняется, становится диалектичнее, так что вчерашние “перегородки” более не годятся. Таким образом, физика оказывает огромное влияние на формирование жизненной позиции молодежи.
Сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности.
Изучение на уроках физики основ фундаментальных физических теорий, применение методов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, обобщение прикладных вопросов курса физики – все это важные предпосылки для формирования мировоззрения учащихся.
Академик - физик А.Б.Мигдал в своей книге “Как рождаются физические теории” писал: “на протяжении всей истории физика ищет единые причины для самых различных явлений, пытается объединить свои области. Еще древние догадывались, что великое многообразие веществ в природе объясняется различными комбинациями гораздо меньшего размера первичных частиц-атомов. Ньютон доказывает, что падение тел на Земле и движение небесных тел определяются одной причиной – притяжением; в наше время ученые пытаются объединить все известные физические взаимодействия”. В этом высказывании видится особый философский и педагогическийсмысл. В связи с этим особый интерес представляет реферат М.К.Аммосова “Сходство и различие между тепловыми и электрическими явлениями”.
Приведем краткую биографию М.К.Аммосова [2].
Аммосов Максим Кирович (11(23).10.1897-28.7.1938), советский государственный и партийный деятель, активный участник борьбы за установление Советской власти в Якутии. Член Коммунистической партии с 1917 года. Родился в Намском улусе Хатырыкского наслега Якутского округа в семье крестьянина-бедняка. В революционном движении с 1916. С 1918 секретарь Якутского совета, затем на подпольной работе в Сибири. В 1920, после разгрома белогвардейцев, был уполномочен по организации органов Советской власти в Якутии. В 1921 председатель ревкома, с 1922 секретарь областного Якутского бюро РКП (б). С 1923 председатель Якутского представительства в Москве. В 1925-28 председатель Совнаркома и ЦИК Якутской АССР. В 1928-30 – в аппарате ЦК ВКП (б). С 1932 секретарь Западно-Казахстанского, с 1934 первый секретарь Карагадинского, с 1936 Северо-Казахстанского, затем Киргизского обкомов ВКП (б). С марта 1937 первый секретарь ЦК КП (б) Киргизии. Делегат 11, 13, 16 и 17-го съездов партии. Избирался членом ЦИК СССР.
В данной работе М.К.Аммосов проводит очень живой, интересный, обобщающий разговор о связи электрических и тепловых явлений:
1. “Как в теплоте степень теплового состояния называется температурой, так в электричестве степень электрического состояния потенциалом”.
2. “Тепло движется тогда, когда существует разность температур и при этом оно перемещается с тела более высокой температурой к телу с более низкой температурой”. “Электричество переходит от проводника с высшим потенциалом к проводнику с низшим потенциалом”.
3. “как при дальнейшем нагревании (в пределах до точки кипения)” температура тела повышается, а при охлаждении – понижается, так при увеличении заряда проводника потенциал повышается, а при уменьшении заряда – понижается.
М.К.Аммосов также заметил различие между этими двумя явлениями. Вот что находим у него: “Как показывают опыты, количества электричества, необходимые, чтоб одинаково повысить потенциалы двух проводников будут далеко неодинаковы или, как говорят, электроемкости этих проводников будут различны” (электроемкость проводников, как известно, зависит от формы и размеров проводника). “В теплоте, - пишет он, - теплоемкость имеет определенное значение: количество теплоты, необходимое для повышения температурной единицы массы (1гр.) какого-нибудь вещества на один градус называется теплоемкостью этого вещества. Тепловая емкость зависит от типа вещества тела, но не от формы. Ввиду этого теплоемкость разных тел неодинакова”.
Как видно из анализа реферата, М.К.Аммосов удивительно четко и ясно показал сходство и различие между тепловыми и электрическими явлениями.
Такой обстоятельный анализ вызывает затруднения даже у некоторых сегодняшних школьников.
Использование на уроках физики письменных работ М.К.Аммосова, видного государственного деятеля Якутии, по физике, написанных во время обучения в учительской семинарии (1915) считаем очень важным. М.К.Аммосов для якутского народа является национальным героем. 27 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР за подписью Б.Н.Ельцина присвоил Якутскому госуниверситету имя М.К.Аммосова. И вполне понятно, что даже простое обращение к имени Максима Кировича у каждого коренного жителя вызывает не только гордость, но и интерес. В связи с этим некоторые фрагменты письменных работ М.К.Аммосова были включены в обзоры вводного и обобщающего характера, в краткие сообщения на уроках. Данный реферат можно использовать следующим образом: после прохождения тем “Электричество” и “Теплота”, учащимся 10-го класса даем оригинал текста и просим комментировать. По тому, как учащиеся справились с таким заданием, можно установить не только качество усвоения конкретного материала по физике, но и степень формирования у них целостного мировоззрения и овладения современной методологией науки. Видимо, такой анализ под силу только хорошо успевающим учащимся. Ведь гуманный поход – это реальная оценка возможностей данных учеников. Интерес к человеку перерастает в интерес к его делам. Все воспринимается через личность. Поэтому славное имя Аммосова несомненно станет толчком к обращению его трудам, проблемам, открытиям, связанным с его именем.
Определенный интерес представляет также другая работа М.К.Аммосова “Железо в природе и в жизни”, которая также может быть использована на уроках физики и химии. Здесь уместно отметить, что по личной инициативе М.К.Аммосова была создана и успешно работала научная экспедиция Академии наук для изучения производительных сил республики, заложившая фундамент для открытия в Якутске филиала Академии наук.
Таким образом, главная практическая задача преподавания физики – пробуждение у школьников личной заинтересованности в получении физических знаний, причем независимо от того, чем они собираются заниматься в будущем, после окончания школы.
Развивать в детях чувство прекрасного, побуждать к философии, осмысливать окружающую жизнь можно не только на уроках искусства. Не лишится урок физики, если зазвучит музыка, не потеряется способность у ребят записывать различные формулы, если ввести элементы философии и исторические фрагменты знаний на уроках физики. Это обогатит ребят. Это будет в духе времени.
Безусловно, нельзя, чтобы на всех уроках физики присутствовала музыка, поэзия, живопись. Но нельзя, когда исследуется наш окружающий мир, и обойтись без этого! Время сегодня такое, что и философия на уроках необходима. Следует показать многообразие мира, его красоту, гармонию, взаимосвязь, а не просто констатировать существование и действие какого-то конкретного закона.
Список литературы
- Голин Г.М. Физика о преподавании физики. – М.: Знание, 1979. – с.22.
- БСЭ. – М.: Советская энциклопедия. – 1969. – с.532.