Программное содержание:
- развивать у детей композиционные умения
- закреплять навык последовательного исполнения сюжета рисунка
- поддерживать интерес детей к задуманному сюжету
- воспитывать стремление достичь качественных результатов, учить видеть недостатки в работе и исправлять их.
- формировать представление о жанре: – танец – вальс
Предварительная работа:
- рассматривание репродукции И.Шишкина "Зима"
- тонирование бумаги
- занятие: рисование "Еловый лес"
- занятие: лепка "Лиса"
- занятие: аппликация "Снеговик"
- занятие: экология "Кто как зимует"
- занятия музыкальные на тему "Зима"
- театральная пятница "День рождения снеговика"
Материал:
- предварительно нарисованный детьми рисунок "Еловый лес"
- гуашь разная
- фломастеры
- кисти №№ 1-2
- художественное слово: стихи и загадки
- музыкальный ряд
- белая бумага для релаксации 1/4 альбомного листа
- тарелочки одноразовые
- "волшебная палочка"
- кукла "Зима"
- демонстрационный лист с изображением следов лисы и ёлочек
- конверт с запиской
- бумажный силуэт лисы
- "пластилиновые лисы"
- кассеты с а/записью
Ход занятия
Дети входят в изостудию, здороваются с гостями, садятся на стулья.
Слушание музыки зимнего леса (звуковой эффект)
- Дети, мы попали с вами в зимний лес, где растут одни ёлки!
Красота, какая! Кто же нарисовал этот еловый лес?
(дети отвечают)
- "Ели на опушке-до небес макушки.
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки, тонкие иголочки
У лесных ворот водят хоровод!"
Холодно в лесу, всюду лежит снег, здесь хозяйничает зима.
- Холодная красавица детям очень нравится.
Учит их лепить снежки, дарит санки и коньки,
Дружит с вьюгой и пургой, а уходит лишь весной.
Звучит музыка (звуковой эффект вьюги и пурги), воспитатель берёт в руки куклу Зиму:
- Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, ступаю тихо, неслышно.
Где пройду, там мороз трещит, снег падает. Все дороги я замела- запорошила!
Пока я шла к вам, по дороге меня обогнала рыжая лисица. Она очень торопилась, сказала мне, что спешит попасть в красивый еловый лес, говорит, там иного выросло красивых ёлочек к новогоднему празднику.
Вы не видели лису, она не пробегала здесь?
(дети отвечают).
- А! Вот я вижу её следы! Пойду по этим следам!
И может быть, они приведут меня в красивый еловый лес!
(зима идёт по следам и видит ёлку, на ней конвертик)
Зима читает:
- "Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса,
А зовут меня... (дети отвечают).
А ещё тут написано, что она, лисичка, очень рада, что дети недавно слепили её из пластилина, а потом учились рисовать краской.
Она спрашивает, не могли бы дети нарисовать ей друзей-лисичек на своих рисунках?
(дети отвечают утвердительно)
Воспитатель достаёт плоскостную лису из-за доски, прикрепляет её на демонстрационный лист возле ёлочки и говорит детям:
"Вот обрадовалась лисичка и вышла из-за кустов"!
Зима говорит:
"Вот я догнала лисичку и поняла, что она спешила к вам, дети.
Теперь я спешу по своим делам, а вам на всякий случай оставлю свою волшебную палочку, вдруг вам понадобиться моя помощь. До свидания!"
(Зима уходит).
Воспитатель: "Ребята, попробуем нарисовать нашей лисе каждый по одному другу".
(воспитатель предлагает рассмотреть пластилиновую лису, трансформирует её, спрашивает детей, какое настроение, какой характер можно увидеть в той или иной позе, какую лису они хотели бы нарисовать. Дети отвечают, могут показать движение лисы пластикой тела. Воспитатель одобряет и по мере возможности трансформирует пластилиновую лису).
Далее воспитатель напоминает детям технику пользования гуашевой краской.
Дети приступают к рисованию, воспитатель ведёт индивидуальную работу тихим голосом, чтобы не мешать остальным детям.
Звучит музыка А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”
Воспитатель: "Вот и нарисовали дети друзей для лисички! Ребята! Вымойте кисточки, и кладите их на место. Отойдите назад, полюбуйтесь на свою картину. Нравится? А глаза лисе и нос мы прямо сейчас нарисуем? (дети отвечают, что надо дождаться, пока высохнет, а не то размажется).
-"Ой! А кто это пришёл к ёлочке, весь из снега слепленный, стоит и грустит.
(дети отвечают, что это снеговик)
- Дети, как вы думаете, отчего он невесёлый?
(дети отвечают, что у него нет глаз, носа, шапки, рук, шарфа и т.д.)
- А вы, дети, в силах помочь снеговику? Как?
(дети отвечают, что всё это можно нарисовать, дополнить рисунок новыми деталями).
- Не переживай, снеговик! Наши дети смелые и умелые! Сейчас они возьмут кисти в руки, правильно аккуратно наберут краску, какой им хочется обрадовать снеговика и он сразу откроет глаза и повеселеет!
(несмелым и робким детям воспитатель предлагает глаза, рот и нос нарисовать фломастером).
Воспитатель ведёт индивидуальную работу, поддерживает общий ритм занятия индивидуальной работой.
Воспитатель: "Выручили наши дети снеговиков! Видите, улыбаются, смотрят на нас! А теперь нас лиса ждёт, краска уже высохла, можно смело приступать к рисованию глаз и носа! (дети рисуют, воспитатель ведёт индивидуальную работу)".
Молодцы, дети, оживили лес, теперь там живут лисы и снеговики! (воспитатель предлагает положить кисти и отойти назад, полюбоваться рисунком).
Музыкальный руководитель приглашает детей пройти в зал и послушать красивую музыку.
Музыкальный руководитель.
Сегодня, дети, мы с вами попали в волшебную страну музыки. В ней живут музыкальные произведения. Они очень разные: каждое имеет свой характер. Их очень много, и как не заблудиться в этой стране, как найти в ней нужное музыкальное произведение? Я открою вам секрет.
Каждое музыкальное произведение имеет свою “визитную карточку”. В ней, кроме названия произведения и его автора – композитора, часто указан и его жанр. Жанр в переводе означает род, то есть музыкальные произведения одного жанра как бы родственники. Например, вальс или полька – из семейства танцевальных жанров, или танцев. Уже само название жанра музыки может рассказать о многом. Стоит его назвать, и мы уже так или иначе представляем, что за музыка будет звучать, и можем даже попробовать угадать её характер. Хотите проверить? Я назову музыкальный жанр, а вы мне скажете, какой бывает музыка этого жанра.
- Вальс.
(дети отвечают).
- Правильно. Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.
Сегодня мы с вами услышим “Вальс снежных хлопьев”, композитора П. И. Чайковского.
Слушание музыки
Прослушав музыку, музыкальный руководитель предлагает детям изобразить в движении “танец снежных хлопьев”.
По окончанию движения по приглашению воспитателя дети подходят к приготовленным столам: рвут листочки бумаги на мелкие кусочки.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
"Белый снег пушистый...". (релаксация)
По сигналу волшебной палочки дети бросают вверх бумажные кусочки: "идёт снегопад". Дети "радуются снегу", имитируют движения уборки снега, лепят снежную бабу и т. д.
Звучит музыка. “Вальс снежных хлопьев”.
Дети возвращаются в изостудию
Воспитатель: "Дети! Волшебная палочка что-то хочет нам сказать. Ох, не зря нам зима её оставила. Она говорит, что снежинки тоже хотят попасть в наш зимний лес. Кто может нарисовать снегопад в своём рисунке?
(воспитатель просит желающего рассказать и показать остальным, как это можно сделать).
Воспитатель хвалит его за рассказ и показ и говорит, кто хочет, тоже может нарисовать на своём рисунке снегопад.
Звучит музыка. “Вальс снежных хлопьев”.
Воспитатель ведёт индивидуальную работу.
Воспитатель: "Всё тише-тише идёт снег в лесу, вот, наконец, совсем перестал..., упали последние снежинки на землю. В лесу наступила тишина".
Вымойте кисточки и кладите их на место. Садитесь на стулья. Полюбуйтесь на красивый зимний пейзаж, который вы нарисовали.
(воспитатель подходит к кукле Пете, который живёт постоянно в изостудии и наблюдает за работой детей в изостудии, восклицает):
- Ой! Кто-то меня в бок тихонько подтолкнул! А! Это Петя! Ему не видно рисунков, а так хочется посмотреть, что у детей получилось.
Воспитатель берёт куклу Петю на руки и от его имени проводит анализ детских рисунков. В каждом рисунке отмечает наиболее удачные решения: сюжет, композицию, самую пушистую, самую хитрую, т.д. Неудачи детей воспитатель не озвучивает, говорит только хорошее.