Актуальность изучения китайского языка в школах Сибири и на Дальнем Востоке обусловлена целым рядом причин:
- Ростом интереса к Китаю, его экономике, истории, культуре в связи со стремительным развитием КНР;
- Успешно развивающимися в последнее время отношениями между Россией и Китаем;
- Развитием туризма в КНР, всё большей «открытостью» китайского общества;
- Активной миграцией китайцев;
В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющих основами китайского языка.
Кроме того,
- Изучение языка и элементов страноведения служит пониманию психологии народа-соседа, знакомит с культурой, обычаями китайской нации;
- На занятиях китайским языком воспитывается толерантное отношение к людям другой расы, искореняется национализм в мировоззрении детей;
- Примером для подражания должны стать присущие китайской нации целеустремленность, усердие, трудолюбие, дисциплинированность;
- Изучение иероглифической письменности развивает зрительную память, произвольное внимание, творческие способности;
- Освоение иероглифов китайского языка, относящихся к изобразительной письменности, прямо влияет на развитие правого полушария головного мозга; изучение европейских языков, относящихся к алфавитной письменности, развивает левое полушарие головного мозга. Таким образом, параллельное изучение двух типов языков в школе способствует развитию и активизации психических функций головного мозга.
Обучение китайскому языку преследует комплексную реализацию практической, образовательной и развивающей целей.
Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это может быть достигнуто за счёт создания условий для речевой практики продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов.
Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.
Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции.
Таким образом, обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным китайским языком.
В процессе овладения китайским языком учащиеся должны:
1. Понимать речь учителя и прослушанный языковой материал.
2. Читать, понимать и письменно переводить на родной язык тексты.
3. Написать изложение, используя изученный языковой материал.
4. Переводить тексты на китайский язык.
Приведу пример разработки первого вводного урока в 5 классе.
Урок 1
Тема: Тоны китайского языка.
Цели:
- Практическая цель – формирование слухо-произносительных навыков, формирование фонетических навыков.
- Воспитательная цель – формирование интереса к изучению китайского языка; развитие логики, мышления, памяти, внимания; развитие самостоятельности учащихся в овладении ЗУН-ов на базе вводно-фонетического курса.
- Образовательная цель – научить произносить тоны китайского языка; научить читать и произносить скороговорку на китайском языке.
Оформление доски:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Xueshengmen,nimen hao,wo jiao Наталья Вячеславовна. Qing zuo ba! (Здравствуйте, учащиеся. Меня зовут Наталья Вячеславовна. Пожалуйста, садитесь!) Сегодня на уроке вы научитесь:
- Произносить тоны китайского языка
- Читать и произносить скороговорку на китайском языке
II. Фонетическая зарядка
Учитель: «Китайский язык – это государственный язык Китая и один из древнейших языков мира. История его существования насчитывает более 5 тысяч лет.
Китайский язык имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, письменные знаки китайского языка – это не буквы, а специальные графические знаки, называемые иероглифами. Во-вторых, китайский язык тональный. Это значит, что каждый иероглиф произносится определенным тоном. Всего в современном китайском языке 4 тона. Тон – это мелодический рисунок голоса, характеризующийся определенным изменением высоты звука.
Например:
(учитель поясняет следующие рисунки на доске, просит, чтобы учащиеся перерисовали себе их в тетрадь)
Первый тон ровный и высокий
1
Тоны выполняют смыслоразличительную функцию. Слоги, имеющие одинаковый звуковой состав, но произнесенные разными тонами, имеют разные значения.
Например:
Для обозначения первого тона над гласной ставится знак, похожий на тире (ma «мама»).
Для обозначения второго тона над гласной ставится знак, похожий на ударение, с наклоном вправо (ma «рябой, конопля»).
Для обозначения третьего тона над гласной ставится знак в виде галочки (ma «лошадь»).
Для обозначения четвёртого тона над гласной ставится знак, похожий на ударение, с наклоном влево (ma «ругать»).
III. Центральная часть
А сейчас, прослушай и прочитай за мной следующие слоги, обращая внимание на тоны (работа хором, работа по цепочке, фронтальная работа).
1) четыре тона:
ma ma ma ma2) первый тон и третий тон:
ma – ma3) первый тон и второй тон:
ma – ma4) третий тон и четвертый тон:
ma – ma5) второй тон и четвертый тон:
ma – ma
2. Сейчас, попрошу вас записать следующее правило, которое вы должны запомнить: «Знак тона ставится только над гласной. Такая гласная произносится длительно и называется тонической. На неё падает ударение в слоге».
3. Посмотрите на левую часть доски. Здесь написана скороговорка, которую вам необходимо будет выучить.
Mama ma ma
Давайте запишем новые слова:
mama мама
ma ругать
ma лошадь
Что у нас получилось? Как переводится скороговорка?
Правильно, Мама ругает лошадь.
Сейчас читаем хором скороговорку за мной.
Даю вам 30 сек. Выучить её.
4. А теперь, давайте проверим, как вы усвоили данный материал. Напишите в строке четыре слога ma. Вам необходимо, слушая, как я читаю, определить тоны в следующих словах и записать знаки тонов.
Ma ma ma ma
Давайте проверим, что у вас получилось.
IV. Заключительная часть
На сегодня мы остановимся здесь. На следующем уроке вы продолжите работу над своей фонетикой, продолжите знакомство с китайским языком и культурой Китая. Запишите ваше домашнее задание.
Zuoye:
1. Выучить скороговорку
2. Выучить новые слова.
3. Выучить правило.
Спасибо, за работу.
Приведу пример внеклассного мероприятия, посвященного Китаю.
Внеклассное мероприятие «Золотой дракон»
Цели:
- Поддержание интереса к изучению китайского языка;
- Формирование языковой культуры учащихся.
- Развитие логического, абстрактного мышления, памяти, внимания, сообразительности.
- Расширение кругозора учащихся.
- Стимулирование интереса к предмету.
- Разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время.
План.
1. Организационный момент.
2. Конкурсы.
3. Подведение результатов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас сегодня на нашем празднике «Золотой дракон». Он не случайно носит такое название, т.к. тематика всех конкурсов нашего праздника посвящена культуре нашего соседа – Китая. Надеюсь, что вам понравится то, что мы для вас приготовили. За каждый конкурс команда-победитель получит конфету. А в конце нашего мероприятия мы подсчитаем, какая команда набрала бонусное число очков.
II. Конкурсы
1. Эстафета с китайскими палочками.
Каждому участнику эстафеты раздаются китайские палочки. Им необходимо добежать до стола, на котором стоит чашка с арахисом, взять палочками орех и съесть его, после чего учащийся возвращается к команде, бежит следующий человек. Так учащиеся сменяются друг за другом, пока одна из команд не съест полностью все свои орехи и не выиграет (основную сложность в этом конкурсе составляет неумение есть палочками, хотя именно это и забавляет учащихся).
2. «Китайский костюм».
Командам предлагается на одной из своих участниц создать китайский костюм при помощи подручных средств: рулона туалетной бумаги и палочек, которые используются при создании причёски.
3.Конкурс с галстуками.
Каждая уважающая себя китаянка, собирающая мужа на работу должна завязывать ему галстук, а теперь попробуйте и вы!
4. «Гимнастика цигун»
В Китае популярна такая лечебная гимнастика как цигун. Эта гимнастика используется для цельности души и тела. А сейчас каждый член команды должен представить нам на обозрение его собственные движения для этой гимнастики (это задание помогает участникам преодолеть смущение и раскрыться на сцене, проявить творчество).
5. Конкурс каллиграфии
Командам предлагалось нарисовать иероглиф jia, который переводится «семья».
6. Конкурс с ассоциациями
Командам были предложены иероглифы. Участники должны были ассоциировать эти иероглифы с каким-либо предметом и изобразить его (этот конкурс способствует развитию воображения и фантазии учащихся).
7. Интеллектуальный конкурс «Что? Где? Когда?»
Ответьте на вопросы:
1) Почему, когда китайцы приезжают в западные страны, они уменьшают свой возраст на один год? (Они считают свой возраст с момента зачатия)
2) Какие великие изобретения Китая вы знаете? (Компас, бумага, порох, книгопечатанье)
3) С чем сравнивают китайцы щёки девушки? (С персиком)
4) Что у китайцев обозначает жест: поднятая рука, согнутая в локте и сжатая в кулак кисть руки? (Приветствие)
5) Когда китаец чихает один раз, ему желают 100 лет жизни. А что ему желают, если он чихает 2 раза? (200 лет жизни)
6) Как называется национальное платье китайцев? (Ципао)
8. Сказка
Действующие лица:
- Ли Бо – художник;
- Ду Фу – торговец;
- Сыкун Ту – монах;
- Дракон;
- народ;
- кисть.
Из каждой команды выбирались участники. Эти дети должны были вытянуть из стопки бумажку, на которой было написано, кого они должны изображать в сказке, которую читал автор (учитель). В основу сказки была положена китайская легенда, которая была дополнена шутками, для того, чтобы детям было интереснее инсценировать и смотреть на инсценировку.
«Во времена династии Хань жил-был художник по имени Ли Бо. Как-то раз на городской стене он нарисовал золотого дракона. Но этот дракон был необычным: у него не были нарисованы глаза. К этой стене понемногу стали собираться люди. Одним из них был торговец шёлком Ду Фу. Он стал возмущаться: почему это Ли Бо изобразил дракона без глаз, он говорил, что Ли Бо плохой художник, а его творение бездарно. Ли Бо пытался оправдаться, говоря, что если он нарисует глаза дракону, тот может ожить и улететь. Горожане не поверили и только и делали, что насмехались над бедным художником. Не вынеся насмешек, Ли Бо взял в руку свою любимую кисть, обмакнул её в чернила и нарисовал дракону глаза. Тут раздался страшный грохот колокола буддийского храма; стена начала рассыпаться. Дракон ожил, взметнулся на небо, да хотел уже было улететь, да призадумался. В его голове возник хитроумный план поджога города. Но тут отважный монах Шаолиня Сыкун Ту выскочил на поле боя. Увидев его, дракон открыл свою пасть и выпустил пламя огня. Уклоняясь от огня, монах пересёк улицу на красный свет, сделал тройное сальто в прыжке, сделал три па, ударился оземь и вырубился. И ничто и никто не помешал дракону спалить весь город дотла, все жители полегли. После этого прилетел дракон на высокую гору, сел на вершину и долго смотрел на пепелище, оставшееся от города. Посидел, посмотрел и сказал себе тихо: Да!… вот такой я забавный зверёк.
С тех пор в Китае существует поговорка «Hua long, dian jing», что в переводе означает «рисуя дракона, прорисуй его глаза». В переносном смысле она означает «нанести завершающий штрих», «отметить что-то существенное»».
III. Подведение итогов
Подсчитывается количество баллов в каждой команде. Участники награждаются конфетами, пакетиками зелёного китайского чая, и палочками для еды.
Приведу пример контролирующей игры по окончанию изучения тем за 5 класс.
Контролирующая игра «7 чудес света»
Учащимся предлагается настольная игра «7 чудес света». Двигаясь от звезды по лабиринту, учащиеся отвечают на вопросы по изученной тематике. Пройдя весь лабиринт, дети знакомятся с семью чудесами света (см. <Рисунок 1>).
Литература:
1. Гирняк Е.М., Иоффе Т.В., Кравец Ю.Л., Репнякова Н.Н., Решетнева У.Н. Китайский язык: 5 класс: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 176 с.