Антропологические технологии. "Я – гражданин"

Разделы: Внеклассная работа


“Не спрашивай, что твоя Родина может
сделать для тебя,- спроси, что ты
можешь сделать для своей Родины”.

Джон Кеннеди

Обоснование актуальности образовательной программы:

Гражданское образование в настоящий момент выделено, как основной приоритет системы Российского образования. Можно сказать, что современное общество просит систему образования подготовить гражданина страны, знающего свои права и обязанности, заботящегося о своей стране, умеющего согласовывать свои жизненные планы с планами и перспективами развития страны. Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных, материальных потребностей личности, актуализируют проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни, готовности и способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут.

Проблема гражданского образования в Красноярском крае так же достаточно значима. В новых экономических и правовых условиях имеет место слабая заинтересованность руководителей предприятий и организаций в повышении уровня правового и экономического образования членов коллективов, школьники порой не знают, как поступить, если ущемляются их интересы.

Данная программа позволит сформировать нравственно-правовой подход к осознанию своих прав и свобод, поспособствует формированию гражданской компетентности, правовой культуры и развитию гражданской инициативы.

Цель программы: Разработка свода правил человека XXI века

Задачи:

  • Исследовать системы нравственных ценностей, характеристик понятий “гражданин”, “гражданственность”, сформированных в истории российского государства.
  • Исследовать влияние гражданских инициатив на политические, экономические, социальные преобразования российского общества и государства.
  • Интегрирование своих личных возможностей, целей с качествами современного гражданина.

Базовое действие, в которое включаются участники программы – проектирование свода гражданских правил человека XXI века.

Образовательное действие будет организовано в форме организационно - деятельностной игры, по ходу которой участники отследят метаморфозы и преобразования культурной, духовной, политической, экономической жизни российского общества петровской эпохи и современности, происходящие благодаря определённой гражданской позиции отдельных личностей.

Образовательный материал – культурно-антропологическое наследие страны и региона. (Нравственность, мораль, этика, эстетика, права, обязанности, ответственность, межкультурные, семейные, социальные взаимоотношения и др.)

Технологическое устройство программы:

Реализация программы предполагает модульную организацию образовательного процесса:

1-й модуль “ Гражданский архипелаг” - исследование системы нравственных, моральных ценностей, петровской и современной эпохи. Ознакомление с понятиями “гражданин”, “гражданственность”- 8 дней.

2-й модуль “Инициативы родному городу” - разработка и реализация гражданских инициатив, направленных на улучшение качества жизни в городе - 5 дней.

3-й модуль “Свод гражданских правил человека XXI века” -5 дней.

Образовательный маршрут программы проходит в форме организационно - деятельностной игры - путешествия по островам. Острова вместе взятые представляют собой архипелаг. В процессе путешествия происходит смена различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности (микрогруппы, дубль-группы, коктейль-группы). Формы работы: экспертные лекции, доклады, презентации, дискуссии, круглые столы, тренинги, ролевые игры, собрания, демонстрации, раздача листовок, акции рефлексия.

Взаимодействия в новых группах, где у участников еще не возникли межличностные отношения, позволяет участникам наиболее полнее раскрыть свой творческий потенциал, отвлечься от своих стереотипов. В группах при помощи тренингов, создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного достоинства каждого ее члена. Путешествие по островам регламентируется, разработанными участниками и игротехниками законами межгруппового взаимодействия.

В рамках путешествия, являющегося многофункциональным коллективным действием, одновременно осуществляется многоцелевая деятельность: идет поиск решения проблем (по каким правилам взаимодействовать? Как составить свод гражданских правил? К чему привлечь внимание общественности архипелага др.). Осуществляется интенсивное обучение участников игры, проводится коррекция их психического состояния, ведется консультирование, осуществляется творческая и исследовательская деятельность, развитие творческих способностей участников, коррекция их установок и т.д.

Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности.

Для достижения игровых целей в ОДИ разработчики программы чередуют организационные формы деятельности: коллективные, групповые и др.

Общеколлективная деятельность. Это пленарные заседания, большие рекреационные паузы, акции, демонстрации.

Групповая деятельность (работа в микрогруппах (МГ). Это основная форма работы в ОДИ. Микрогруппы имеют постоянный состав (оптимально 7-12 человек). МГ комплектуются в зависимости от целей игры, на основе самоопределения, по формальным признакам или случайным образом.

Временные группы смешанного состава ("коктель"-группы - КГ). Комплектуются на определенных этапах игры по принципу делегирования в каждую КГ представителя от каждой группы. Это делается для обогащения поля общения, интенсификации информационного обмена "всех со всеми", стимулирует творческие процессы.

Дубль-группы (ДГ). Это соединение МГ парами для взаимного оппонирования с целью улучшения качества разработок или совместного завершения их на основе слияния наиболее удачных и проработанных вариантов.

Раздаточные материалы: план-схема путешествия по архипелагу, задания для разрешения определённых ситуаций, глоссарий.

Гражданская компетентность в программе раскрывается через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определённым набором способностей, составляющих эту компетентность:

Исследовательская - способности, связанные с анализом и оценкой определённой социальной ситуации.

Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять конкретное решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

Компетентность социального действия- способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.

Общекультурная компетентность - осведомлённость в вопросах общечеловеческой, национальной культуры, духовно-нравственные основы жизни человека.

Информационная компетентность - умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию.

Программа активно и целенаправленно воздействует на сознание ученика, на его умения критически мыслить, оценивать, сравнивать, сотрудничать, уважать права человека, понимать возможности правовой системы государства, проявлять компромиссность, толерантность, побуждает самопозиционировать, преобразовывать себя, свои действия в обществе и нести ответственность за них.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование гражданской компетентности.
  • Формирование правовой культуры.
  • Осознание взаимосвязи своих прав с правами других людей и властью.
  • Развитие гражданской инициативы и ответственности.
  • Исследование влияния гражданских инициатив на политические, экономические, социальные преобразования российского общества и государства.
  • Формирование умений инициировать взаимодействие с органами власти, СМИ, группами других людей.
  • Составление программы инициатив, направленных на развитие перспективных направлений города.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ 2003 г.
  2. Светский человек, изучивший свод законов общественных и светских приличий 1991 г.
  3. Светский этикет Пушкинской поры Е. Лаврентьева 1999 г.
  4. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. М.И. Еременко 2006 г.
  5. Государственная символика России (история и современность) 2003 г.
  6. Я и другие Я или правила поведения для всех. М. Безруких 1991 г.
  7. Юности честное зерцало 2005 г.

Программы по нравственному воспитанию школьников

  1. Пособие по курсу занятий по программе “Права детей-детям!” 2005 г.
  2. Граждановедение 1997 г.
  3. Домострой под ред. Колесова В.В., Рождественской В.В. 1994 г.
  4. “Сделай себя сам” - книга для подростков1995 г.
  5. Журнал “Начальное образование”.
  6. История развития мировой культуры А.Н. Чернокозов.
  7. Беседы со старшеклассниками о праве (из книги С. Сироткина).
  8. Концепция гражданско-правового воспитания .
  9. Гражданское становление современного старшеклассника (методические рекомендации).