Урок русского языка во 2-м классе, УМК "Школа России". Тема: "Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звонкие и глухие согласные обозначение их буквами.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цели урока:

  • закрепить правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце;
  • развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
  • воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.

Задачи урока:

  • Учить видеть слова с парными глухими и звонкими согласными.
  • Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: таблицы: дидактический раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры«Заседание редакционного совета газеты».
Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где имело значение мелкая монета,
потому что за нее платили монетой, потом возвращали продавцу.
Редакция – орган печати, который отвечает за издание печатных материалов. Это не один человек, а несколько: редакторы, корректоры, журналисты –  люди, занимающиеся сбором информации, которую помещают в форме статей, заметок в газеты, журналы.

Учитель: Вы работаете по отделам. Отдел новостей, отдел информации, отдел писем. Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству жетонов.

2. Минутка чистописания

Учитель: Ребята, перед вами буквы: л м н г р, найдите лишнюю букву. Почему буква лишняя? Рассмотрите образец написания буквы «г», пропишите в тетради соединения «гог», «гуг».

3. Словарно-орфографическая работа

Учитель: Нам необходимо подготовить материал для одной из страничек газеты. Вам нужно из текста Сладкова «Всему свое время» выписать словарные слова.

Всему своё время

Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
– Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
– Спрашиваешь ещё! – Свиристель отвечает. Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
– Сплю в снегу, на обед одна каша берёзовая! Брови красные – отморозил!
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
–  Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мёд липовый.
–   Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась...
Ахнуть   не   успели – лето   вокруг!   Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ! А народ лесной закручинился...
–   Растерялся я что-то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего...
–   Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач.– Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развесёлое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
–  Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.
–   Мало ли что! – Медведь говорит.– Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели,– стало быть, ни малины, ни мёда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!
Ух, как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула:
–   Провалитесь вы вместе с летом!
И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюёт... Но терпят. Настоящую весну ждут.

Дети: Сорока, народ, медведь, язык, мороз.
Учитель: Какое слово лишнее? Почему вы так считаете?  (Ответы детей.)
Учитель: Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Кто догадался? (Ответы детей.)
Учитель: Звонкие и глухие согласные обозначение их буквами. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания.

Активизирующая игра «Найди своё место»

На доске слова: дуб, зуб, жираф, сказка, берёзка…(слов должно быть не менее, чем учеников в классе). У ребят на партах лежат буквы-парные согласные. Дети должны найти место данной буквы в слове и прикрепить её.

– Назовите парные согласные (хором по таблице «Правописание парных согласных»).
– Как пишутся парные согласные в словах? Приведите примеры.

Учитель: Каждый отдел получает свое задание (дифференцированные задания подобраны с учётом уровня подготовленности групп учащихся)

Задание для отдела №1:

– Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму, подобрать свои примеры.

То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Зеленые мячи
Налетела детвора –
От мячей одна кора.  (Арбуз)

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

Задание для отдела № 2:

– Выборочный диктант. Прослушайте стихотворение, выпишите слова на изучаемую орфограмму. С одним из слов составьте предложение.

И я там был, и мед я пил:
у моря видел дуб зеленый,
под ним сидел и кот ученый
свои мне сказки говорил.

Задание для отдела №3:

Соедини стрелкой парные согласные:

б в г д ж з
с ш т к ф п

Выберите нужную букву и вставьте в слова:

зу…, рука…, сне…, де…, моро…,

Подумайте, какие буквы нужно вставить. Объясните, почему?

4. Проверка работы групп

Учитель: время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету.

– Используем, как веер.
– Скручиваем в трубочку и смотрим, как в подзорную трубу.

Игра «Снежный ком»

5. Упражнение в проверке слов с парной согласной в корне

Учитель: На доске написаны словосочетания. Прочитайте их . Подумайте, какие буквы нужно вставить.

красный
вкусный
теплый
больной
вороний
деревянный
государственный
уютный
ма…
пиро…
шар…
зу…
гла…
стол…
фла…
шалаш…

Учитель: Прочитайте еще раз словосочетания. Я сейчас закрою правую часть доски, а вам нужно будет восстановить словосочетания у себя в блокнотах самостоятельно.

Проверка.

Учитель: Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными. Каждый отдел получает текст.

1-й отдел. Готовый текст.

В нашем языке сотни тысяч слов. На первом месте стоит слово хлеб. Много пословиц сложил русский народ о хлебе.
Спишите текст. Найдите слова с парной согласной.

2-й отдел. Деформированный текст.

Падает снег. У дома вырос большой сугроб. Олег и Яков надели теплую обувь. Мальчики вышли за порог. Овраг укрыл снег. Ребята пошли через овраг на речку. Вот прорубь. В реке много рыб.

3-й отдел. Текст составляете сами по опорным словам (пушистый снег, снежные узоры, шубки и шапки, гибкие берёзки)

Проверка.

6. Самостоятельная работа

Учитель: Ребята, выберите сами задание, которое будете выполнять.

Отметки:

«3» – холо…, тру…, моро…, тетра…, ле…, ду…, дроз…, стол…, жира…, овра…

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

«4» – мед, в, медведь, нашел, лесу.

Составьте предложение. Выделите главные члены.

«5» – Багряной краской вспыхнул ду…. Сыплется под ногами желтый дождь с березы. На поблекшую тра…ку лег лиственный ковер. Выглядывают из – под него желтые сырое…ки. Красив лес!

Спишите текст. Подумайте, какие буквы нужно вставить.

7. Итог урока

Оценка деятельности учащихся.

– Итак, материал для нашей газеты, посвящённый правописанию парной согласной в корне слова, собран. Все материалы проверены, отредактированы, мы можем отправлять материалы в печать.

8. Домашнее задание: повторить словарные слова этого урока, упражнение в учебнике.