Цели:
Коррекционно-образовательные:
расширять и активизировать словарь по теме
“Грибы”;
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде и числе);
- развивать зрительное внимание и восприятие, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: наборное полотно, предметные картинки, сюжетная картинка “ осень”, слоговые таблицы, корзиночки, кассы букв, тетради, цветные карандаши, магнитофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, Гномик предлагает нам пойти в лес за грибами. Давайте возьмем корзинки и пойдем погулять.(звучит музыка)
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибы нашел.
- Собираем грибы и читаем слоги.
НА | НО | НУ | НЫ | НИ | НЯ |
ОН | АН | УН | ЫН | ИН | ЯН. |
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказ по картине, отгадывать загадки, составлять и печатать слова, читать по слоговым таблицам, рисовать узор в тетради. А тема нашего занятия: “В лес за грибами”.
3. Составление рассказа по картине “Осень”.
а) Беседа по картине.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?(на картине изображена осень).
Воспитатель: Почему вы так думаете? (потому что листья на деревьях стали желтыми, опали на землю. Дети одеты по осеннему).
Воспитатель: Куда пришли дети? (Дети пришли в лес.)
- Почему вы думаете, что дети пришли в лес? (Потому что на картине мы видим белку и ежа. А они живут в лесу. Потому что на картине мы видим грибы, много деревьев.)
Логопед: Как нужно относиться к животным, которых мы встретим на прогулке в лесу? (К животным нужно относиться бережно, их нельзя ловить, брать с собой домой).
Логопед: Что делает мальчик, изображенный в центре? (Мальчик рассматривает ежа).
Логопед: Что делает мальчик, который стоит слева? (Мальчик наблюдает за белкой).
Воспитатель: Что делают девочки? (Девочки подняли с земли ветки дуба и клена).
Воспитатель: Понравилось ли детям гулять в лесу?(Детям понравилось гулять в осеннем лесу).
б) Составление рассказа воспитателем.
Наступила золотая осень. В лесу появилось много грибов. Дети пришли на прогулку в лес. Они взяли с собой корзинку и ведро. Дети одеты в легкие курточки и шапочки, потому что осенью становится прохладно. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик, который стоит у дерева, наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки дуба и клена, наверное, ночью в лесу был сильный ветер и обломал ветки деревьев. Мальчики набрали полную корзину грибов и поставили около пенька, а девочки собрали полное ведро веток рябины и поставили на пенек. Детям очень понравилось гулять в осеннем лесу.
в) Составление плана рассказа педагогом.
Логопед: С чего мы начнем наш рассказ? Мы расскажем какое время года изображено на картине.
-Куда пришли дети на прогулку.
-Кого они встретили в лесу.
-Потом мы расскажем чем дети занимались на прогулке.
-И последнее понравилась ли детям прогулка?
-Вот по такому плану мы будем составлять рассказ по частям.
г) Составление рассказа детьми по частям с предварительным напоминанием педагогом плана каждой части рассказа.
д) Составление целого рассказа детьми.
4. Физкультминутка.
Воспитатель и логопед: - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли.
Наклонялись, собирали.
По дороге растеряли.
Мама дальше всех пошла,
Больше всех грибов нашла.
Раз - грибок, два - грибок, три - грибок.
Вот и полон кузовок!
- Что такое кузовок? (Это такая корзина)
5. “Отгадай загадку”.
Воспитатель:- Ребята, а Гномик принес волшебную коробочку с загадками.
- Вы любите отгадывать загадки? (Да)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые …. (Лисички)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту-
Зовусь я….. (Подосиновик)
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Не спорю - не белый,
Я братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
Глубоко был спрятан он.
Раз- два- три- и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду. (Боровик)
6. Упражнение “ Раздели на слоги”.
1-й ребенок 2-й ребенок 3-й ребенок |
под-бе-рё-зо-вик му-хо-мор ли-сич-ки |
7. Игра “Составь и прочитай слово”.
Логопед: А сейчас ребята поиграем в игру “Составь и прочитай слово”
- Вы помните как в нее играть? Кто напомнит?
- Нужно составить слово по первым звукам слов.
- Ребята у нас 4 карточки: листок, утка, носки, арбуз.
- Если картинка изображена на синем кружочке, что это означает? (слово- название предмета начинается с согласного звука)
-Если картинка изображена на красном кружочке, что это означает? (слово- название предмета начинается с гласного звука)
- Что изображено на первой картинке? (лист)
- Какой первый звук в этом слове? (согласный Л)
- На второй картинке? (утка)
- Какой первый звук в слове утка? (гласный У)
- На третьей картинке? (носки)
- Какой первый звук в слове носки? (согласный Н)
- На четвертой картинке? (арбуз)
- Какой первый звук в слове арбуз? (гласный А)
- А сейчас составим слово по первым звукам этих слов.
- Какое слово получилось? ЛУНА
Работа с кассами букв.
Составление слова из букв разрезной азбуки.
- Назовите все гласные звуки в этом слове. (Гласные У и А)
- Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога)
Печатание слова ЛУНА в тетрадях и составление схемы слова.
ЛУНА
8. Пальчиковая гимнастика “За грибами”.
Воспитатель:
Солнце рано утром встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть - солнышко)
За грибами мы пошли.
(Пальцы “идут” по столу)
Три лукошка принесли.
(Показать три пальца)
9. Чтение по слоговым таблицам.
Логопед: Ребята, а сейчас мы почитаем по слоговым таблицам.
10. Работа в тетрадях.
Воспитатель и логопед:- “Дорисуй узор”.
11. Игра “Мы в лес пойдем”.
Употребление распространенных предложений и предлогов В, ЗА, ИЗ.
Воспитатель:
Мы с друзьями в лес пойдем,
Много мы грибов найдем,
Их в корзинки соберем
И домой мы принесем.
- Зачем ты пойдешь в лес? За какими грибами?
(Я пойду в лес за опятами, лисичками, за белыми грибами)
- Где растут лисички, опята, подосиновики?
(Лисички, опята растут в лесу)
- Вот мы и пришли из леса. Откуда ты принес лисички?
(Я принес лисички из леса)
12. Подведение итога занятия.
Логопед: Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Кто напомнит тему нашего занятия? (Тема занятия: “В лес за грибами”).
-Чем мы занимались на занятии, чему научились?(Мы составляли рассказ по картине, отгадывали загадки, учились составлять слова, печатали слово ЛУНА, рисовали узор в тетради).