Задачи урока:
- Формировать художественно-творческую активность.
- Формировать интерес к истокам культуры родного края.
- Создать атмосферу увлекательного эстетического познания истории донского казачьего костюма.
- Развивать навыки изображения человека.
- Развивать навыки создания образа при помощи костюма.
Оборудование
Для учителя: ПК:
- электронное наглядное пособие “Экскурсия в виртуальный музей истории развития женского казачьего костюма на Дону”,
- таблицы “Пропорции фигуры человека”,
- фотографии народных казачьих костюмов,
- фотографии современных костюмов, выполненных по народным мотивам.
Для детей: бумага, карандаш, гуашь.
Музыкальный ряд:
Казачья народная музыка.
Решаем проблему, используя методы и технологии:
- Метод интеграции искусств.
- Метод сравнений (ассоциации).
- Информационные технологии на уроках ИЗО.
План урока
1.Организационный момент. Вводное слово учителя.
2. Экскурсия в виртуальный музей истории развития женского казачьего костюма на Дону.
3. Выполнение практического задания.
4. Итог урока.
Ход урока
1. Вводное слово учителя. Народный костюм – летопись жизни наших предков.
“Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от пережитых поколений, от предшественников” - так определил “наследие”. С.И. Ожегов.
Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия Родины, края, города, станицы раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеет наш донской край. Яркой страницей входит она в историю Родины.
Дон это, прежде всего казачество. Донские казаки сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру. В казачьих обрядах, народных песнях, сказках костюме отразились особенности жизни казаков.
2. Экскурсия в виртуальный музей истории развития женского казачьего костюма на Дону.
№ слайд | Содержание слайда | Текст учителя |
1 | Экскурсия в виртуальный музей истории развития женского казачьего костюма на Дону. | Начинаем путешествие. Сегодня мы познакомимся с разными этапами развития казачьего костюма. |
2 | Казачьи женские костюмы разных эпох | Народный костюм – летопись жизни наших предков. |
3 | Казачьи женские костюмы | Своеобразный облик женского донского костюма складывался веками. В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов. |
4 | Костюм татарки | Характер и особенности женской одежды
на Дону объясняются происхождением казачек. Казаки первоначально женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен. |
5 | Казачка-вдова и девушка, на ее груди – казачье крашение “жерьелок”. XVII – XVIII века | Женский костюм - целый мир узоров, кружев, тканей. Чем дальше в глубь веков, тем отчетливее видно назначение разных видов одежды: она не только оберегала человека от жары, холода, от непогоды, но и служила оберегом от злых сил, была паспортом и визитной карточкой. По костюму можно было определить кто перед нами замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже, сколько у нее детей. |
6 | Костюмы верхнедонской и нижнедонской
казачек в повседневных костюмах, XVII век
|
Не только каждое войско, каждая станица
и даже каждый казачий род имели особый наряд.
Характер и особенности женской одежды на Дону
объясняются происхождением казачек. Женский
казачий костюм прошлого резко отличается от
других женских костюмов России. Считают, что в своей основе костюм был тюркский. Во второй половине XVII века и первой половине XVIII века чувствовалось большое влияние востока, так как казаки первоначально женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен в походах. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону - широкие, на Среднем и Верхнем Дону - узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, сорочку мужского кроя и кафтан - казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, корабликами”. Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. |
7 | Подумай и ответь | Где - на Нижнем Дону или на Верхнем казаки жили богаче и почему? |
8 | Костюм конца XVIII начала XIX в. | В конце XVIII начале XIX века на Нижнем Дону
основную часть костюма составляло но не пестрое
платье, близкое по покрою к татарскому и
кавказскому — так называемый кубелек. По одним
источникам название платья произошло от
тюркского “мотылек”, по другим - от
татарского кулмэк — рубаха. Кубелек - распашная
одежда, У богатых он шился из парчи. Лиф платья
застегивался серебряными или позолоченными
пуговицами. Параллельно им шел второй ряд
пуговиц, который служил лишь для украшения. Пояс
одевался выше талии, состоял из соединенных
между собой серебряных или позолоченных звеньев.
Также казачки носили пояса из цветного бархата,
расшитого жемчугом. Полы кубелька заходили одна
за другую и не застегивались. Для кубелька было
характерно обилие кружев. Кружева, как и вышивка, вещь магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову - обереги от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева “заплетают на судьбу”, по кружевам гадают. Древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их магическую силу, то носят с удовольствием. Под кубельком была длинная до пят, рубаха из тонкого полотна или шелка. Подол и рукава рубахи выглядывали из-под кубелька. Горловину рубахи, ожерелок выстрачивали узорами, а прямой вырез спереди завязывали лентой или застегивали запонкой, В комплексе с кубельком носили русские головные уборы: подвойник или рогатую кичку. |
9 | Костюм донской казачки. XX век. | Европейские моды пришли на Дон только после Отечественной войны 1812 года, восприняты были только верхушкой казачества некоторых крупных станиц. Старинный костюм постепенно уходил из быта. Во второй половине XIX века кубелеки еще носили, но шили их уже не из парчи, а из различных шелковых тканей. К началу XX века кубелеки вышли из употребления и хранились в казачьих сундуках как реликвия. Преобладающим стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты, который называли “парочка”. Длинные широкие юбки шили летом из холста зимой из сукна. На праздничные юбки использовалась покупная ткань. Украшались они атласными лентами, тесьмой, бисером, кружевами. Кофта шилась из того же материала, что и юбка. Покрой ее был довольно сложный. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку. Небольшой воротник также застегивался сбоку. Длинный рукав, широкий до локтя, суживался к кисти. Кофту украшали кружева, которые назывались батистовками. Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с длинными рукавами и стоечкой, застегивались спереди мелкими пуговичками. |
10 | Головные уборы казачек, XIX – XX вв. |
Популярные головные уборы казачек в XIX
– XX веке - кружевные платки, “колпаки”,
“файшонки”, “наколки и токи” С начала XX века получил большое распространение на Дону колпак - тканый мешок, заканчивающийся небольшим махром, иногда украшенный бисером и вышивкой. Предполагается, что он был заимствован у татар. Действительно, по форме и видоизмененному названию он очень напоминает татарский калфак. Но если татарский калфак является девичьим головным убором, то казачий колпак женским. Расплетение косы, укладка волос по-женски и надевание колпака входили в казачий свадебный наряд. В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка. Если она надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. |
11 | Казачьи посиделки |
|
Традиции донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала XX века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику. Каждое поколение по-своему решает творческие проблемы, и часто мы видим, как в современных интересных моделях по-новому проявляются художественные принципы народного искусства.
(Показ фотографий моделей современной одежды в народном стиле)
Какие элементы народных костюмов вы видите на данных моделях?
В нашем музее есть место и для ваших работ.
Самые лучшие работы сегодня будут помещены в этом зале.
3. Выполнение практического задания
Создать образ современной казачки, используя в одежде традиции донского женского костюма.
Алгоритм выполнения задания:
- Строим фигуру человека, пользуясь таблицей “Пропорции фигуры человека” “Одеваем” фигуру в костюм. Создаем образ современной казачки.
- Прорабатываем детали изображения (и фигуры, и костюма)
4. Подведение итогов урока.
Выставка детских работ, анализ и отбор лучших эскизов для помещения их в последнем “зале” виртуального музея.
Список литературы:
- Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург.1999г.
- Донской народный костюм. Ростов-на-Дону,1986г.
- Картины былого Тихого Дона. Т 1,2. Москва. 1992г.
- Материалы Ростовского краеведческого музея.
- Соколова Н.М. Основы рисунка. Обинск. Изд. “Титул”, 1996г.