При изучении раздела “Экономическая сфера общества” по обществознанию в 11 классе встречается параграф “Экономическая политика государства”. Данная тема включает в себя раскрытие денежно-кредитной (монетарной) и бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства (Человек и общество: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под. ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., 2003).
Эта экономическая информация имеет большое значение для правильного понимания учащимися экономической ситуации и экономической политики государства. Данная тема закладывает серьезные основы для изучения экономики в дальнейшем в ССУЗах и ВУЗах. Учащиеся должны усвоить такие понятия как бюджетно-налоговая политика, государственный бюджет, денежно-кредитная политика, экономическая политика. А это довольно обширный и сложный материал. Важно, чтобы учащийся не запутался в понятиях и терминах, чтобы у него сложилось четкое систематизированное представление о различных направлениях экономической политики государства. Более того, учащийся должен сформировать свой взгляд на данную политику, осознать причинно-следственные связи экономических процессов в государстве. А педагогу важно увидеть, что информация усвоена верно.
Для этого, с целью диагностики уровня усвоения знаний и осмысления информации учащимися, предлагаю провести после изучения данного параграфа (или в целом раздела) урок-закрепление знаний.
На данном занятии задания идут от простого к сложному и включают в себя: работу с терминологией, систематизацию учебной информации, раскрытие проблемных вопросов, рассуждения по проблеме, прогнозирование. Поэтапность заданий дает возможность учителю и учащимуся определить возможные пробелы в знаниях и умениях и скорректировать их по ходу самого занятия или же правильно спланировать дальнейшую работу.
Тема: Денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование экономики
Цели:
- закрепить знания по теме;
- формировать навыки прогнозирования;
- систематизировать знания;
- развивать экономическую культуру.
Форма: урок-закрепление знаний.
I. Организация группы на занятие. Вступительное слово преподавателя о месте и роли занятия в системе изучения обществознания, о системе работы на данном занятии:
“Здравствуйте. В разделе “Экономическая сфера общества” вы изучили тему “Денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование экономики”. Сегодня урок-закрепление полученных знаний. Занятие будет включать несколько этапов. За каждое выполненное задание вы получаете оценку. В конце урока выводится средний балл, это и будет вашей оценкой за урок. Задания будут идти от простого к сложному, от раскрытия понятий к размышлениям и решениям проблемных вопросов”.
II. Закрепление полученных знаний:
1. Работа с терминами. Учащиеся дают определение и раскрывают понятия, предложенные преподавателем (слова на карточках: банк, налоги, ипотечные банки, экспортно-импортные банки, пропорциональное налогообложение, активные операции банка, акция, сертификат, прогрессивное налогообложение, финансы, бюджет, профицит бюджета).
2. Систематизация знаний по теме. В тетрадях для проверочных работ учащиеся составляют логическую цепочку тезисов по определенной теме: 1 вариант – банки, 2 вариант – налоги (не менее 10 тезисов, 7 минут на выполнение). Критерии оценки: логика изложения информации и конкретика. После выполнения задания – процесс проверки: учащиеся оценивают работу своего товарища.
Пример выполнения задания: финансы —> государственный бюджет —> доходы —> налоги —> прямые (подоходный налог) —> косвенные (акциз) —> налогообложение (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное) —> налоги федеральные, региональные, местные —> функции налогов (фискальная, социальная, регулирующая) —> налоговый кодекс.
3. Раскрытие понятий. Работа по карточкам:
1). Раскройте личную точку зрения на уплату налогов.
2). Объясните, почему слова “безвозмездные платежи” в определении налогов не совсем точные.
3). Раскройте значение банков в экономике.
Устные ответы учащихся у доски. Оценивается полнота раскрытия.
4. Проверка знаний с помощью цветных карточек. Учащиеся мысленно анализируют высказывание преподавателя и выражают согласие или отрицают утверждение (например, красная карточка – “согласен”, черная – “не согласен”).
- Ссуда под залог ценных бумаг является фондовой операцией банка (правильно).
- Валовая прибыль банка складывается из разницы полученных и уплаченных кредитов (правильно).
- Депозит – это чистая прибыль банка (неправильно).
- Депозит может быть срочный и до востребования (правильно).
- Срочный депозит возвращается владельцу очень быстро (неправильно).
- Прибыль, получаемая пропорционально вложенному капиталу называется банковский кредит (неправильно).
- Примером прямых налогов является акциз (неправильно).
- Налогообложение может быть пропорциональным, прогрессивным и регрессивным (правильно).
- Ответственность за неуплату налогов наступает с 18 лет (неправильно).
- В статьи расходов госбюджета входят наука, образование, здравоохранение, культура (правильно).
- В статью доходов госбюджета входят только налоги (неправильно).
5. Рассуждение на тему. Учащимся предлагаются три вопроса на выбор:
- Раскройте одну из функций налогов, которая способствует эффективному развитию экономики (максимальная оценка – “хорошо”).
- Раскройте тип налогообложения, который наиболее соответствует социальной защите населения (“хорошо”).
- Спрогнозируйте сальдо госбюджета на следующий год в РФ и поясните причину такого прогноза (“отлично”).
Критерий – полнота раскрытия и обоснованность ответа.
III. Подведение итогов.
Преподаватель: Сегодня на уроке вы закрепили полученные по теме знания, систематизировали их. На каждом этапе вы можете видеть пробелы в своих знаниях и умениях, и в дальнейшем мы будем с вами корректировать ошибки.
Выведение оценок.