Интегрированный урок по географии и математике в 6-м классе по теме "Масштаб"

Разделы: География


Цель урока: дать понятие «Масштаб».

Задачи урока:

  • раскрыть виды масштаба;
  • уметь перевести численный масштаб в именованный и обратно;
  • уметь определять расстояние по масштабу.

Оборудование: набор топографических карт г. Снов разного масштаба, линейка, циркуль.

ХОД УРОКА

I. Географ проводит проверку домашнего задания в виде географического диктанта

– Чертеж, изображающий земную поверхность сверху в уменьшенном виде…
– Аэрофотоснимки – это…
– Нарисуйте условные знаки: колодец, родник, река с мостом, смешанный лес, кустарники, вырубленный лес, луг, фруктовый сад.

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя географии: Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел, Аллея была длинная-предлинная, и по обеим ее сторонам росли старые липы. Они давали густую тень в солнечные и жаркие дни. Здесь было очень тихо. Не слышно было рокота машин, только пешеходы изредка проходили по аллее. На одной самой высокой и старой липе собрались птицы. Они расселись по веткам и стали распевать свои веселые песенки. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.
Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова знал все условные знаки, но не мог понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги.
О чем не знал Вова?
Он не знал о существовании масштаба.

2. Раскроем понятие масштаб.

Масштаб – это дробь, где в числителе единица, а в знаменателе то число, которое показывает во сколько раз уменьшено расстояние на плане местности, чем на местности.
Например: 1:1000 (одна тысячная), значит все расстояния на местности уменьшены в тысячу раз.

3. Работа с топографическими картами разного масштаба

Вывод: Чем больше число в знаменателе дроби, тем больше уменьшение и тем больше охват территории.

Масштаб бывает:

1. Численный, выражается в числах.

1 : 1000

2. Именованный, выражается словами, то есть см переводим в м

в 1см 10м            10м – это величина масштаба

3. Линейный

Зная величину масштаба, мы можем определить расстояния.

4. Работа по учебнику по рис. 8 на стр.15

Определим длину школы: 6 * 10 = 60 м
Ширина школы: 1,3 * 10 = 13 м
Длина школьного фруктового сада: 4 * 10 = 40 м
Ширина школьного фруктового сада: 2,3 * 10 = 23 м

5. Слово учителю математики:

Задание 1. Переведите численные масштабы в именованные:

Решение:

1 : 10000                                                                    в 1 см 100 м 
1 : 25000                                                                    в 1 см 250 м
1 : 1000000                                                                в 1 см 10 км

Задание 2. Переведите именованные масштабы в численные:

Решение:

в 1 см 10 м                                                                    1 : 1000
в 1 см 1 км                                                                    1 : 100000
в 1 см 20 м                                                                    1 : 2000

Географ: По величине масштаба можно построить линейный масштаб, для точного определения расстояний.

 

Берем прямую линию, делим на см. Отмечаем точку 0, а вправо и влево от нуля пишем величину масштаба, т.е. 10. Деление, то, что влево делим на пять равных частей и самое маленькое деление будет равным 2мм. На правой стороне прибавляем по 10 см и будет 20 см, 30 см, 40 см и т. д. Чтобы использовать линейный масштаб пользуются циркулем.
Построим линейные масштабы для других масштабов.

Математик: Приступим к решению задач.

Задание 1. Ученик изобразил на чертеже расстояние 500 м в масштабе в 1 см 50 м. Чему равно это расстояние на чертеже?

Решение: 500 : 50 = 10 см

Задание 2. Ученик изобразил на чертеже расстояние 700 м в масштабе 1 : 70000. Чему равно расстояние на чертеже?

Решение: в 1см 700 м, значит расстояние равно 1 см.

Задание 3. Ученик изобразил на чертеже расстояние 500м отрезком длиной 5 см. Определите, какой численный масштаб он выбрал для выполнения задания.

Решение: Если 5 см соответствует 500 м, то 1 см равен 100 м. Именованный масштаб переводим в численный – 1 : 10000.

6. Работа с линейным масштабом

Чтобы пользоваться линейным масштабом, нужно определить, чему равны большое и маленькое деления. Измеряемый отрезок нужно отложить на линейном масштабе циркулем от нуля вправо. Правая ножка циркуля оказывается при этом обычно где-то в пределах большого отрезка, а не на его конце. Сдвинем циркуль немного влево, чтобы правая ножка пришлась на конец большого отрезка. При этом мы сможем получить длину отрезка как сумму больших отрезков вправо от нуля и маленьких отрезков влево от него.
В заключение предлагаются два-три задания на определение расстояний с помощью линейного масштаба.

III. Итог урока

  • Что называется масштабом?
  • Перечислите виды масштаба.
  • Что показывает знаменатель численного масштаба?

IV. Домашнее задание: параграф 4, задание 3 (письменно).