Цель:
- Учить детей слышать слово, выделять в нем ударный и безударный гласный, проверять данный гласный способом изменения числа, объяснять выбранный способ проверки.
- Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, создавать мотивацию к дальнейшему изучению русского языка. Развивать орфографическую зоркость, способствовать обогащению активного словаря учащихся.
- Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Оборудование: сигнальные круги, лента букв, записи на доске, картинки домашних и диких животных, памятки, таблицы – алгоритмы, карточки для индивидуальной работы, аудиозапись для физминутки.
Ход урока
1. Организация уч-ся. Постановка цели, задачи урока.
2. Мобилизующий момент.
3. Фонетическая зарядка;
а) В слоге 1 звук. Какой это звук гласный или согласный? Почему?
б) Работа с сигнальными кругами. Загадка.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.Что за чудо?
На морозе яблоки поспели.
Очень красивая яркая птичка с красной грудкой. Появляется с первым снегом.
(на доске картинка снегиря.)
в) Игра-диктант “+”, “-” (дети ставят знаки в тетрадях)
- В слове снегирь 3 слога –
- Ударный слог второй +
- Все согласные мягкие –
- Это слово можно перенести 2 раза –
(проверка взаимная)
Выясняется многозначность слова лапы
3. Чистописание.
- Какой первый звук в слове снегирь?
- Дайте его характеристику (согласный, глухой, непарный, твердый)
- А может ли этот звук быть твердым? Когда?
- Какая буква обозначает этот звук на письме?
Массаж пальчиков перед письмом.
На доске:
С СА СД СЛ СО СО
СНЕГА СЛЕДЫ СУГРОБ СОСНА ЛЕСА
Завалила зима сугробами леса.
- Запишите 1 строчку, выполнив правильно соединения.
Посмотрите на 2 строку. Какое правило мы должны знать, чтобы написать слова без ошибок?
Вспомним правило. Если буква гласная вызвала сомнение
Ты её немедленно ставь под ударение.
Я читаю слово, а вы хором называете проверочное.
Учитель: Уч-ся: СНЕГА СНЕГ СЛЕДЫ СЛЕД СУГРОБ СУГРОБЫ СОСНА СОСНЫ ЛЕСА ЛЕС
Какое слово лишнее? Почему? Как проверяются такие слова?
Записали вторую строку.
Хором читаем предложение.
Завалила зима сугробами леса.
Найдите и прочитайте слова, где гласные стоят в слабой позиции.
Подберите проверочные слова. (Валит, зимы, лес)
Запишите предложение.
Разбор по членам предложения. – Как по-другому сказать завалила?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (выполняется комплекс упражнений)
4. Словарная работа.
- А всегда ли безударный гласный можно проверить ударением?
- Как называются такие слова?
На доске картинки животных. Каких животных вы видите на картинках? На какие 2 группы их можно разделить?
Медведь Корова Кролик Лошадь Заяц
Если вы возьмете 1 букву у названия диких животных и 2 букву у названия домашних животных, то получите новое словарное слово.
МОРОЗ (записать в тетрадь)
Что обозначает это слово? Составьте ассоциативный ряд. (Дети называют слова)
На доске:
холод зима
шуба
Норильск
Какое слово лишнее? Почему?
Норильск – это самый большой город за полярным кругом, а значит и самый морозный. Зима здесь длится 8-9 месяцев в году. Мы можем гордиться, что живем в таком снежном городе Земли.
А лишнее здесь слово шуба. Почему?(оно не требует проверки)
Норильск слово с непроверяемой гласной, его правописание надо запомнить.
Записать слова с проверочными.
ХОЛОДНЫЙ-ХОЛОД
ЗИМЫ-ЗИМА
Составьте предложение со словом мороз и Норильск (устно)
Вывод делают учащиеся: Бывают слова с проверяемыми безударными гласными, их проверяют ударением, а бывают с непроверяемыми, их надо запомнить.
ФИЗМИНУТКА,
А сейчас закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу. Вокруг стоят красивые деревья в снегу. Вот пробежала лисичка, оставила следы. Пушистый снежок падает, кружится. Давайте послушаем тишину…(Учитель незаметно разбрасывает комочки ваты.) А хотите поиграть в снежки? (Включается музыка, дети играют в снежки)
5. Закрепление материала. Самостоятельная работа.
Работа с учебником. Стр. 101, упр. 121
Дифференцированная работа:
Для слабых уч-ся карточки с проверочными словами.
(задание: записать проверочные слова, а потом проверяемые)
звёзды ствол
лисы
след
Для сильных уч-ся: 3человека - работа с карточкой “Исправь ошибку”.
4 человека - работа в парах с карточкой “Художник-грамотей”.
Все: Выполняют упр.121 учебника по заданию.
(Проверка выборочная учителем и взаимная уч-ся)
6. Домашнее задание:
Повторить правило проверки безударной. гласной, запомнить написание слова мороз, составить и записать 2-3 предложения используя слова ассоциативного ряда.
7. Итоги урока. Рефлексия.
- Повторяется, что изучали, повторяли на уроке.
- Делается вывод. Оценивается работа учащихся.