Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

Разделы: История и обществознание


Цели урока: продолжая нравственное и эстетическое воспитание, познакомить учащихся с творчеством М.А. Врубеля, стимулировать их стремление к самостоятельному поиску материалов, учить работе с разнообразными источниками знаний, развивать способность к логически завершённому повествованию, умение делать выводы.

Оборудование:

  • компьютер с проектором
  • экран

Материалы:

  • диск “М. Врубель”
  • учебные картины из набора “Третьяковская галерея”
  • диски с музыкой Скрябина и Римского-Корсакова

Оформление доски: репродукция автопортрета М. Врубеля.

Меловая запись:

  • Михаил Александрович Врубель (1856-1910).
  • три высказывания о Врубеле:
    • “Вот художник, который, как никто может делать всё одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу”. В. Серов
    • “Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал”. А. Головин
    • “При всей страсти к событиям в мире ему не хватало событий, и события перенеслись во внутренний мир – судьба современного художника”. А. Блок.

Учитель. На уроке мы вновь обращаемся к прекрасному и совершаем очередное путешествие в картинную галерею. Чтобы попасть на выставку русской живописи начала 20 века, давайте сначала перенесёмся в ту эпоху.

Россия начала 20 века… многообразие во всём: в экономике, политике, культуре. В чём это проявлялось?

Ученики называют примеры проявления многообразия в экономике (различные формы собственности, типы хозяйств, виды монополий и т.д.), в политике (различные идеологические течения, политические партии)

Учитель. Российское общество уже не могло оставаться монолитным. Всё чаще появляются новые имена в науке, культуре. Обостряется социально-политическая и идейная борьба в обществе. Поэтому – широта, бурное и многослойное развитие многочисленных и пёстрых течений и группировок в культуре начала 20 века.

В живописи также существует множество направлений: от реализма до авангардизма. Художники создают ряд объединений, о которых вы прочитаете в учебнике.

Более популярными становятся попытки приблизить искусство к народу через выставки, музеи. Число художественных выставок достигало 10-15 в год, “выставочными” становятся города: Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Киев, Казань, Саратов.

В Москве существует несколько частных картинных галерей: Солдатенкова, Морозова, Бахрушина.

Выставки возбуждали интерес и споры. Маститый художник Стасов по этому поводу одобрительно говорил: “…чем дальше будет время идти, тем больше будет у нас розни и разнообразия мысли, и вкусов, и аппетитов во всём… Искусство, общий уровень, окончательные результаты всего художественного хода и движения – только выигрывают”. [Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.1985. С. 214].

Уверена, что это настроение увлечёт и вас, а путешествие в картинную галерею на сегодняшнем уроке не оставит вас равнодушными. Ведь художник, о котором пойдёт речь, ставил перед искусством такую задачу: “Будить…от мелочей будничного величавыми образами” [Дмитриев С.С. Указ. соч . С. 212]. Сегодня мы знакомимся с творчеством Михаила Александровича Врубеля.

“Он был романтиком. Обладал страстностью темперамента и замечательным даром правдивого и художественного “видения”, и потому наше время не может оставаться равнодушным к его творениям” [Алпатов М. В сб. “Искусство”]

Имя Врубеля тесно связано с известнейшими людьми того времени: с меценатом С.И. Мамонтовым, художником И.Е. Репиным, композитором Н. Римским-Корсаковым, оперной певицей Н. Забелой. Многие исследователи считают его творчество близким музыке А.Н. Скрябина, созвучным стихам В. Брюсова, А. Блока. “Врубель влечёт к узору и декорации. Он – поэт краски и линии”. [М. Алпатов. Указ. соч.]. В ходе путешествия по галерее вы сможете в этом убедиться. Итак, путешествие начинается.

( Hа уроке звучат сообщения учащихся, подготовленные самостоятельно, некоторые из сообщений сопровождаются приглушённой музыкой. Репродукции картин, о которых рассказывают учащиеся, демонстрируются через проектор с диска)

1 сообщение. Биография М. Врубеля. Начало творческой деятельности. Рассказ о картине “Гамлет и Офелия”

2 сообщение. Биография. Москва. Рассказ о картине “Богатырь”. Рассказ о портрете С.И. Мамонтова.

3 сообщение. Любовь Врубеля. Рассказ о картине “Царевна-лебедь” (звучит музыка Скрябина “Листок из альбома”.

4 сообщение. “Демон”. Рассказ о картинах “Демон сидящий” и “Демон поверженный”.

Учитель:

“…На дымно-лиловые горы
Принёс я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук.
И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горный, навеки без сил…” (А. Блок)

5 сообщение. Врубель и Римский- Корсаков. ( звучит музыка из оперы “Садко”, песня Садко на берегу Ильмень-озера).

6 сообщение. Последние работы. Рассказ о картинах “Сирень”, “Пан”, “После концерта” (звучит музыка Скрябина “этюд ре-диез минор”).

Учитель: “Врубель воплотил трагедию своего поколения – его индивидуализм, смятение и растерянность перед лицом времени и грядущими переменами, отрицание скудности мещанского существования, светлую мечту о прекрасном и свободном человеке и лучшем мире. Врубель шёл к этой мечте, но, осознав несбыточность её в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть” [М. Алпатов. Указ. соч.].

Вот и завершается наше новое путешествие. Давайте ещё раз пройдём от картины к картине, внимательно и с благодарностью вглядываясь в них…

Домашнее задание (по выбору): 1.Дома, излагая своё впечатление от сегодняшнего урока, постарайтесь соединить живопись, музыку, поэзию. Всё, что вы видели и слышали сегодня. Ваша задача – доказать, что русская культура начала 20 века была богата на таланты, была своеобразна, была ярким явлением мировой культурной жизни. 2. Выразите свои впечатления от любой из картин художника. Это может быть полотно, которое вам больше всего понравилось или которое вы не смогли понять. 3. читать параграф 11 учебника История России. 20 век.

Материалы, найденные учащимися в ходе подготовки к уроку.

Сообщение 1. В конце 1856 года в Омске, в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля родился мальчик, по традиции получивший имя деда – Михаил. Только три года, первое счастливое время в жизни, Врубель будет согрет руками матери, происходящей из старого рода Басаргиных. Мать умерла, и отец увёз из Сибири Мишу и его сестру – погодка Анюту. Саратов, Астрахань, Одесса. Классическая гимназия, где Михаил полюбил греческий, латынь, историю. Затем – Петербург, Академия художеств. Сохранилась фотография: ученики профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова – Валентин Серов, Владимир Дервич и Михаил Врубель. Врубель выше Серова, светлые кудри расчёсаны на прямой ряд, белейшая рубаха под длиннополым сюртуком, а брюки обтрёпаны, башмаки разношены. Суровым было студенчество Врубеля у старого Чистякова. Перед поступлением в Академию Врубель уже окончил Петербургский университет по юридическому факультету, отбыл воинскую повинность и даже попробовал некоторое время служить по специальности. Его выделяла зрелость ума, образованность, манера одеваться и обращения (он всегда был подтянут, изысканно деликатен), но, прежде всего, неистовая работоспособность. Он работал в классах большую часть суток, даже на улице он постоянно упражнял руку: усвоил привычку прищёлкивать пальцами во время ходьбы и вращать кистью правой руки, как это делают японские каллиграфы. Однажды за ночь он выполнил стофигурную композицию “Орфей в саду”. Отличался он от других ещё и тем, что знал, чему он хочет научиться. Он исповедует “культ глубокой натуры”. Чистяков, учивший рисунку передвижников Крамского, репина, ценил Врубеля более всех. Только постоянно помня о том, каким виртуозным рисовальщиком был живописец Врубель, какой алгеброй проверял он свои великие гармонии, можно вникнуть в это уникальное искусство и понять его результаты. Чистяков рекомендует Врубеля знаменитому Андриану Прахову, организующему реставрацию Кирилловской церкви 12 века и украшения Владимирского собора в Киеве. Михаил Александрович исполнил – почти заново! - многие стенные росписи в Кирилловском храме и создал доски для его алтаря. Сюжеты первых самостоятельных работ после возвращения из Киева – из эпохи античности и Возрождения: “Пирующие римляне”, “Моцарт и Сальери”, “Гамлет и Офелия”.

Рассказ о картине. Врубель несколько раз обращался к Шекспиру. В одной из небольших картин Гамлет похож на автора. В нём нет ничего романтического: широкое, полное лицо. При помощи одного сосредоточенного взгляда и судорожно сжатых рук художнику удалось обрисовать всё душевное смятение датского принца. Немым ответом на его волнение выглядит появляющаяся сзади и протянувшая руку Офелия, сама ласковость, кротость, самоотверженная любовь.

Сообщение 2. Но есть и московская часть биографии Михаила Александровича. Она связана с домом на Садовой – Спасской, особняком железнодорожного магната Саввы Ивановича Мамонтова. Туда привёл Врубеля его друг художник Константин Коровин, когда Врубель не имел в Москве не только квартиры, но хлеба и ночлега. При знакомстве Врубель держался корректно, умело поддерживал разговор. Мамонтов сделал первый заказ: сделать занавес для театра, и предоставил с удовольствием большую светлую мастерскую в своём доме. На следующий же день в мастерской появились холсты. Работа началась. Вечером Мамонтов взволнованно говорил Коровину: “Что же это Врубель – это же чёрт знает, что такое! Вы видели его картины, которые он сегодня привёз? Ужас! Я ничего подобного не видел никогда. И, представьте, я ему говорю: “Я не понимаю, что это за живопись и живопись ли это”. А он мне: “Как, говорит, я рад… Если бы вы понимали и вам бы нравилось, мне было бы очень тяжело…” Коровин успокоил Мамонтова, уверил его, что Врубель – большой художник и через некоторое время поймёт это.

Савва Иванович – русский “Лоренцо Медичи Великолепный”. Это для его Северных дорог построил Фёдор Шехтель свой чудесный Ярославский вокзал в Москве; это он воздвиг специальный павильон для грандиозных произведений Врубеля “Принцесса Грёза” и “Богатырь”, отвергнутых комиссией Академии художеств; это в его знаменитой частной опере, где пел Шаляпин, где ставились великие творения русской музыки, встретил Врубель свою “бабочку”, своего “соловья” - Надежду Ивановну Забелу, ставшую его обожаемой женой.

В 1898 году Мамонтов предложил Врубелю для Нижегородской выставки сделать два больших панно, темой одного из них художник выбрал Микулу Селяниновича – русского богатыря. Образ этого могучего крестьянина был решён им в манере, напоминающей мозаику. Когда жюри выставки забраковало панно, Мамонтов построил для произведений Врубеля особый павильон. Он один из первых понял, что искусство Врубеля имеет глубокое содержание.

Рассказ о картине “Богатырь”. “Богатырь” был задуман как аргумент в споре с Васнецовым, написавшим “Три богатыря”. Главное для Врубеля – передать не облик, не характер, а самую суть русского богатырства, когда земля давала богатырю и силу, и покой, и сознание гармонии. Писалась картина быстро, недели за полторы. Писал Врубель прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким акварельным эскизом. В первый день работы Врубель начертил рисунок углем, на следующий день приступил к писанию красками. Богатырь словно вырос из земли. Крепкий, могучий, сказочный…

Рассказ о портрете С.И. Мамонтова. Значительное место в творчестве Врубеля занимают портреты. В огромном портрете Саввы Мамонтова Врубель решает задачу создания парадного портрета во весь рост, счастливо избегая при этом привкус салонности. Есть что-то грозное, величественное в огромной и неуклюжей фигуре Мамонтова с его вытаращенными глазами, с остановившимся взглядом. Этому впечатлению соответствует контраст его белой манишки и чёрного костюма.

Сообщение 3. Знакомство с Надеждой Забелой и любовь. Вот что пишет об их знакомстве в своих воспоминаниях сестра Надежды Ивановны, Екатерина Ивановна Ге: “Сестра рассказывала так про первую встречу: она пела на репетиции на полутёмной сцене, вдруг к ней бросается невысокий человек, целует ей обе руки и говорит: “Какая прелесть!”. Сестра была поражена, но ей сказали: “Это художник Врубель, очень уж экспансивный, но человек хороший, приличный”.

Потом, познакомившись, он сопровождал надежду на репетиции опер и повсюду, сразу сделав ей предложение.

Один из Гнесиных так вспоминал о чарующем голосе и пении Надежды Забелы: “…ни с чем не сравнимый, ровный-ровный… полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски… И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека”. А вскоре, в 1900 году, Москва увидела загадочную и пленительную “Царевну-лебедь”.

Рассказ о картине. “Царевна-Лебедь” написана, когда на сцене мамонтовского театра была поставлена “Сказка о царе Салтане”. Картина создана под впечатлением образа, созданного на сцене Забелой. Но это не живая женщина, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Её красота рождена морской стихией, как бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя – нечеловеческая красота. На её неживом лице игра цвета – от иссиня-чёрного, как море, до розово-багряного, как заря. Только глаза живы на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в её головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нём тоска по земному обличью, земной любви и радости. Глядя на картину, слышим шелест крыльев, холодные ровные удары прибоя. Ещё миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнёт крыльями большая белая птица и скроется в волнах.

Новый век счастливо начался для художника. Забела поняла гениальность Врубеля. Несколько лет взаимности, обожания, необыкновенных творческих свершений. У Врубеля есть дом, кто-то восхищён его элегантностью. Ему заказывают скульптуры и панно для своих особняков московские богачи. Он участвует в выставках. С удовольствием иллюстрирует книги Лермонтова, Толстого.

У него удивительные руки: он лепит, расписывает изразцы, пишет занавес для Частного театра, создаёт декорации для опер Римского-Корсакова, для своей жены он сочиняет театральные костюмы и будничную одежду. В квартире дешёвая некрашеная мебель обтягивалась тканью нежнейших оттенков, в тон ей подбиралась обивка стен, потолок, лестницы – и платье хозяев.

В этот период появляется его удивительная “Гадалка”.

Рассказ о картине. 1895 год. Врубель пишет таинственный провидческий холст. История его создания поразительна: живописец прослушал оперу “Кармен”, его потрясла тема падения, неотвратимости рока. Фатальность случайностей. Он приходит в мастерскую, берёт готовый портрет Мамонтова и в страстном порыве счищает написанное. По этому же холсту пишет свою изумительную цыганку-гадалку. “Гадалка” - один из шедевров русского мастерства. Атмосфера неги и красоты, влекущая загадочность восточной женщины среди узоров ковров и драгоценных тканей. Есть особенная прелесть в печальном томном взгляде “Гадалки”. Есть особенная правда в небрежности её позы, в беспорядке карт, брошенных перед нею на ковёр. Но особенную красоту придаёт этому холсту гармония пурпурных и малиновых тонов, уравновешенных бледно-голубыми отсветами. Врубель умел бережно распределять свои красочные богатства на холсте, и поэтому небольшое голубое пятнышко – голубая карта в руке гадалки звучит чистым, благородным тоном.

Сообщение 4. Врубель был одним из тех мастеров, которые чуть не всю жизнь отдали одной теме, одному любимому образу. Начиная с 80-х гг. и в течение всего расцвета художественного гения Врубель настойчиво, с настоящей одержимостью трудился над созданием образа демона. В 1885 году Врубель лепит из глины голову Демона и собирается использовать её как натуру. В доме Мамонтова он создаёт образ сидящего Демона.пв страстном порыве счищает написанноертрет рока. у "т. ен, потолок, лестницы - и еатра, создаёт декорации для опер Римског

Рассказ о картине. В образе Демона чувствуется титаническая сила и внутренняя борьба. Он прекрасен и величав, но в его устремлённых в бездну глазах, в жесте сцеплённых у колен рук читается беспредельная тоска. Фигура Демона окружена исполинскими фантастическими цветами. Сила драматизма выражена красками: фиолетовые, звонко-синие, вишнёвые, зелёно-голубые, серые и жемчужно-розовые. Краски горят и светятся, словно драгоценные камни. Широкие раздельные мазки напоминают мозаику. Чтобы передать неземной масштаб происходящего, художник как бы укрупняет фигуру Демона, приближая его к зрителю. Фигура, кажется, не вмещается в холст, рама срезает голову Демона. Далёкая золотая заря загорается за колючими скалами. Расцветают чудо – кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Он присел отдохнуть после страшного пути. Его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий. Поражающее сочетание мощи и бессилия. Воли и безволия.

В 1899 году у Врубеля рождается синеглазый сын. Но мальчик не проживёт и трёх лет, а Врубель, написав “Демона поверженного” - символ нестерпимой муки, крушения надежд, гнетущего одиночества – титанический холст, едва умещающийся поперёк комнаты в Лубянском проезде! – сойдёт с ума и, прежде, чем умереть, потеряет зрение. Оглохший Бетховен, ослепший Врубель – каким жгучим отчаянием оплатили своё бессмертие гении, поднявшиеся к высотам духа.

Сообщение 5. Но побудем её чуть-чуть с Врубелем и Забелой в дни их счастья. “Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдаёт, нет, не обдаёт, а слышится мне интимная национальная нотка, которую так хочется поймать на холсте… Это музыка цельного человека…” лучшее время жизни для Врубеля будет связано с музыкой Римского-Корсакова, которую его любимая поёт не как артист, а “как человек”.

Знакомство с музыкой Римского-Корсакова захватила художника, он почувствовал в композиторе своего единомышленника. Вот интересное признание, которое делает Врубель в письме Римскому-Корсакову в 1898 г : “… благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду. Утешает меня ещё и то, что настоящая работа является искусством и подготовкой вообще моего живописного языка”. (звучит музыка из оперы “Садко”).

В сфере творчества их пути сходились. Оба стремились к постижению самого существа русского национального эпоса, стремились приникнуть к тем корням, к той почве, которые и образовали русское искусство. Музыкально одарённый Врубель не просто наслаждается произведениями любимого композитора, ощущая их в цвете, они вдохновляли его, дарили новые замыслы. “Я могу без конца слушать море. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то новые тона” - говорил он о музыке “Садко”. На тему опер Римского-Корсакова Врубель создаёт серию керамических скульптур: “Волхова”, “Садко”, “Весна”, “Берендей”. Последнему он придал черты портретного сходства с композитором. Римский-Корсаков посвящает Забеле и Врубелю новые свои романсы “Сон в летнюю ночь” и “Нимфа”.

Сообщение 6. Летом они живут у сестры Надежды Ивановны на полтавском хуторе. Там Врубель пишет “Сирень”, “Ночное”, светлоглазого “Пана”.

Рассказ о картинах. Особое положение среди картин Врубеля занимают такие, в которых сказочное рождается из самого живописного видения. Поиски и изучение формы сочетаются с полётом фантазии. Картина “Сирень” (1900) – образец такого подхода. Этюд к ней написан прямо с натуры. Мы словно присутствуем при возникновении образа. В тени куста сирени можно различить фигуру девушки. Её скрывают спутанные волосы. В картине до жути осязаемо передано то знакомое каждому изумление, которое мы ощущаем в сумерках и ночью, когда из тени выходит живое существо.

“Пан”. Над лесными далями появился красный серп месяца и высветил фигуру старика Пана с грубым скуластым лицом и бездонными голубыми глазами. Косматый и корявый, он как будто вырос из земли, он создан из её красок, из её мощи, из её великих тайн. Примечательно, что во взгляде Пана находили что-то общее со взглядом Льва Толстого.

Учитель. После внезапной смерти двухлетнего Саввочки Врубель сам попросил близких отправить его в лечебницу – он знал, что душа его больна.

В краткие месяцы просветления Михаил Александрович написал ещё два прекрасных портрета своей Надежды. Один – на фоне голых осенних берёз, другой дома, после спектакля, у открытой горящей печки. Это были последние мгновения счастья. Исчезла горестная жизнь гения. Врубель умер в 1910 году…

И только искусство сумело сохранить эту жизнь на века.

Список использованной литературы:

1. Cб. Мир искусства. М.1989. т.3.

2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М. 1990.

3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала 20 века. М.1985.

4. Островский Г.С. Рассказы о русской живописи. М.1987

5. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М. 1979.

6. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. М.1987.т.2.