Цели:
- Обобщение и проверка знаний о сообществах леса, луга, водоёма. Учить рассуждать и делать выводы.
- Закрепление знаний о правилах поведения детей в природе, направленные на её сбережение.
- Содейстие воспитанию чувства товарищества, этикета физической культуры.
Задачи:
- Совершенствование двигательной и физической подготовки.
- Воспитание дисциплины, организованности, внимания.
Оборудование: скамейки, верёвка, мячи, шведская стенка, стойки, мячи.
Наглядность: картинки животных, живущих на разных ярусах леса, картина водоёма.
Этапы | Ход урока |
1.Организационный момент.
2.Разминка “Мишка на прогулке”
1 станция “Лес”.
2 станция “Луг”.
3 станция “Водоём”
Итог урока |
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня будем путешествовать. Мы попадём на луг,
в лес, на водоем. И вспомним, какие существуют
признаки водоёма, леса, луга. Какие животные там
обитают. Какие растения там растут. Будем учиться
рассуждать, делать выводы. -А проводником у нас будет учитель физкультуры Ольга Васильевна. Путешествие будет опасным, поэтому будьте внимательны. -Прежде чем отправиться в поход, нужно как следует разогреться. Ученики идут по залу в колонне по одному.
“Гусиным” шагом пошли. Обычная ходьба с последующим переходом на ходьбу “ гусиным” шагом. Дети продолжают идти в колонну по одному.
С поворотом на 360 градусов с высоким подниманием колен. Дети идут в колонну по одному.
Прыжки на обеих ногах с продвижением вперёд. -Разогрелись? -А теперь начинается путешествие в лес! - Задания: на данном месте шагом не пройти. Змейкой проползти на животе (на 2х скамейках).
Игра “Солнце, ветер, лужа” (распутаться из запутанных верёвок)- 3 команды. Итог учителя физкультуры. Вот и прибыли в лес. Учитель.
А лес они сообществом зовут. - Сейчас я проверю, есть ли у вас знания о сообществе леса. Сядьте полукругом. 1 группа
Проблемный вопрос (всем): -если обрезать все ветки у кустарника, оставить одну. Он станет деревом? 2 группа - Кто, где живёт? (распределить картинки животных по ярусам). Добавить в устной форме своих обитателей. (Деревья: белка, короед, иволга, дятел, шелкопряд, кедровка). (Кустарники: дрозд, синица, …). (Травы: лесная мышь, улитка, кабан, ласка, полёвка.) 3 группа - Составьте 2 цепи питания в лесу. (ель - жук-короед - дятел, осина- заяц- лиса, дуб- кабан- волк, орешник- полёвка- ласка) - Приведите свой пример. - Продолжите предложение: -лес называют природным сообществом, потому, что… (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой). -Молодцы! Продолжим путешествие на луг. Учитель физкультуры. Чтобы попасть на луг нам нужно пройти возвышенность. 1. Используется препятствия: наклонная скамейка, шведская стенка, мяч для задания. 2. Игра “У лошадки на лугу ”. У лошадки есть дом. Дети заскакивают в дом со словами “У лошадки на лугу клочок сена я беру. А лошадка не спит, во все глазки глядит!”. Лошадка ловит детей. Дети убегают. Пойманные дети выходят из игры. - Вот вы добрались и до луга. Сядем полукругом. Закройте глаза. Представьте:
-В каком смысле сказано “Разбросаны букеты”? Можно ли рвать цветы, которые растут в природе? 3 группа - Какие растения растут на лугу? Перечислить. (Яркие травы: колокольчики, клевер, тысячелистник, мышиный горошек; Неяркие: мятлик, тимофеевка, лисохвост) Проблемный вопрос (всем): -почему, где паслись на лугу козы, никогда не росли цветы? - Сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте обитателей луга.
2 группа - Продолжите, какие животные ещё обитают на лугу? Перечислить. (Мыши- полёвки, трясогузки, цветочные мухи, гусеница махаона, махаон, шмель, перепел, голубянка и ее гусеница, пчела, дождевой червь, кобылка, кузнечик, коростель- птица, навозный жук, жук- могильщик). 1 группа Показать взаимосвязь обитателей луга на примере. (Мыши - полёвки - растительная пища, насекомые - луговые птицы, пчёлы- цветы, мухи цветочные - цветы, жуки могильщики - закапывают мёртвых птиц, зверьков, навозник- помёт животных затаскивают в норы для питания личинок). - Можно ли назвать луг природным сообществом? Почему? Луг- это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой. - Почему луга нуждаются в защите? (поджигают) -Молодцы! Всё ответили правильно, можно продолжать путешествие к водоёму. Учитель физкультуры.
Итог учителя физкультуры. И, наконец, мы у водоёма. - Посмотрите вот сюда. ( Картина водоёма)
- А какие водоёмы вы ещё знаете? (Пресные и солёные. Естественные и искусственные.) -Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище) -Какие из них искусственные? - Отгадайте загадки.
-Назовите, каких обитателей пресного водоёма вы ещё знаете? ( Цапля, бобр, клоп- водомерка, карась, жук- плавунец, двустворчатые, головастики, прудовик, катушка) - Покажите на примере взаимосвязь живых организмов водоёма. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные водоёма. Растениями питаются животные, карась питается растениями и личинками, а щука карасями) Продолжите предложение: -водоём называют природным сообществом, потому что… (В нём совместно обитают разнообразные существа, которые тесно связаны между собой.) Подведём итог урока.
-Молодцы! Вы хорошо знаете правила и, думаю, вы их будете выполнять, чтобы сохранить природу, так как мы тоже являемся частью природы. Пословицы. (Хором) Лес и вода- брат и сестра. Много леса - не губи, мало леса - береги! Отметки за работу на уроке. Учитель физкультуры (итог) |
Литература:
- Брыкина Н.Т. , Жиренко О.Е. , Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”. “Вако”, Москва, 2004 год. (Стихи)
- Нефедова Е. , Узорова О. Большая книга загадок. “Планета детства”, Москва, 2001 год.(Загадки)