Интегрированный урок (окружающий мир + физкультура) по теме "Путешествие в лес, на луг, к водоему" (обобщение)

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цели:

  1. Обобщение и проверка знаний о сообществах леса, луга, водоёма. Учить рассуждать и делать выводы.
  2. Закрепление знаний о правилах поведения детей в природе, направленные на её сбережение.
  3. Содейстие воспитанию чувства товарищества, этикета физической культуры.

Задачи:

  1. Совершенствование двигательной и физической подготовки.
  2. Воспитание дисциплины, организованности, внимания.

Оборудование: скамейки, верёвка, мячи, шведская стенка, стойки, мячи.

Наглядность: картинки животных, живущих на разных ярусах леса, картина водоёма.

Этапы Ход урока
1.Организационный момент.

 

 

 

2.Разминка “Мишка на прогулке”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 станция “Лес”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 станция “Луг”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 станция “Водоём”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

Сообщение темы и целей урока. Сегодня будем путешествовать. Мы попадём на луг, в лес, на водоем. И вспомним, какие существуют признаки водоёма, леса, луга. Какие животные там обитают. Какие растения там растут. Будем учиться рассуждать, делать выводы.

-А проводником у нас будет учитель физкультуры Ольга Васильевна. Путешествие будет опасным, поэтому будьте внимательны.

-Прежде чем отправиться в поход, нужно как следует разогреться.

Ученики идут по залу в колонне по одному.

“Мишка шёл, шёл, шёл,
Земляничку нашёл.
Он присел, земляничку съел”

“Гусиным” шагом пошли. Обычная ходьба с последующим переходом на ходьбу “ гусиным” шагом.

Дети продолжают идти в колонну по одному.

“Миша шёл, шёл, шёл
К тихой речке пришёл
Сделал полный поворот,
Через речку пошёл в брод”

С поворотом на 360 градусов с высоким подниманием колен.

Дети идут в колонну по одному.

“Миша шёл, шёл, шёл
На лужайку пришёл.
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка”

Прыжки на обеих ногах с продвижением вперёд.

-Разогрелись?

-А теперь начинается путешествие в лес!

- Задания: на данном месте шагом не пройти.

Змейкой проползти на животе (на 2х скамейках).

Хорошо, привольно летом!
Зеленеет тёмный лес,
Смотрите с ласковым приветом
Солнце яркое с небес.
А в лесочке уж с утра
Идёт весёлая игра!

Игра “Солнце, ветер, лужа” (распутаться из запутанных верёвок)- 3 команды.

Итог учителя физкультуры. Вот и прибыли в лес.

Учитель.

Приглашаю сейчас вас в дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Лес не только для нашей забавы.
В нём - деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Учёные тоже работают тут,

А лес они сообществом зовут. - Сейчас я проверю, есть ли у вас знания о сообществе леса. Сядьте полукругом.

1 группа

  • Назовите ярусы сообщества леса (деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники, грибы).
  • Назовите по 2 представителя каждого яруса (ель, берёза; калина, шиповник; костяника, ландыш, грушанка)

Проблемный вопрос (всем):

-если обрезать все ветки у кустарника, оставить одну. Он станет деревом? 2 группа - Кто, где живёт? (распределить картинки животных по ярусам). Добавить в устной форме своих обитателей.

(Деревья: белка, короед, иволга, дятел, шелкопряд, кедровка).

(Кустарники: дрозд, синица, …).

(Травы: лесная мышь, улитка, кабан, ласка, полёвка.) 3 группа - Составьте 2 цепи питания в лесу.

(ель - жук-короед - дятел, осина- заяц- лиса, дуб- кабан- волк, орешник- полёвка- ласка)

- Приведите свой пример. - Продолжите предложение:

-лес называют природным сообществом, потому, что… (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой).

-Молодцы! Продолжим путешествие на луг.

Учитель физкультуры. Чтобы попасть на луг нам нужно пройти возвышенность.

1. Используется препятствия: наклонная скамейка, шведская стенка, мяч для задания.

2. Игра “У лошадки на лугу ”. У лошадки есть дом. Дети заскакивают в дом со словами “У лошадки на лугу клочок сена я беру. А лошадка не спит, во все глазки глядит!”. Лошадка ловит детей. Дети убегают. Пойманные дети выходят из игры.

- Вот вы добрались и до луга. Сядем полукругом. Закройте глаза. Представьте:

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда не глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

-В каком смысле сказано “Разбросаны букеты”? Можно ли рвать цветы, которые растут в природе?

3 группа

- Какие растения растут на лугу? Перечислить.

(Яркие травы: колокольчики, клевер, тысячелистник, мышиный горошек;

Неяркие: мятлик, тимофеевка, лисохвост) Проблемный вопрос (всем):

-почему, где паслись на лугу козы, никогда не росли цветы? - Сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте обитателей луга.

  1. Осенью в щель заберётся,
    А весной проснётся. (Муха)
  2. Над цветком порхает, пляшет,
    Веером узорным машет. (Бабочка)
  3. Сок из цветков она берёт
    И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
  4. На лугу живёт скрипач,
    Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  5. Чёрен да не ворон,
    Рогат, да не бык.
    Летит- воет.
    Сядет - землю роет. (Жук)

2 группа

- Продолжите, какие животные ещё обитают на лугу?

Перечислить.

(Мыши- полёвки, трясогузки, цветочные мухи, гусеница махаона, махаон, шмель, перепел, голубянка и ее гусеница, пчела, дождевой червь, кобылка, кузнечик, коростель- птица, навозный жук, жук- могильщик).

1 группа

Показать взаимосвязь обитателей луга на примере.

(Мыши - полёвки - растительная пища, насекомые - луговые птицы, пчёлы- цветы, мухи цветочные - цветы, жуки могильщики - закапывают мёртвых птиц, зверьков, навозник- помёт животных затаскивают в норы для питания личинок).

- Можно ли назвать луг природным сообществом? Почему?

Луг- это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.

- Почему луга нуждаются в защите? (поджигают)

-Молодцы! Всё ответили правильно, можно продолжать путешествие к водоёму.

Учитель физкультуры.

  1. Пройти по кочкам (прыжки по кружкам). Гребля на лодках (на скамейке).
  2. Эстафета зверей (3 команды по 4 человека: “Щука”, “Окунь”, “Карась”, “Рак”)

Итог учителя физкультуры.

И, наконец, мы у водоёма.

- Посмотрите вот сюда. ( Картина водоёма)

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.

- А какие водоёмы вы ещё знаете?

(Пресные и солёные. Естественные и искусственные.)

-Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище)

-Какие из них искусственные?

- Отгадайте загадки.

  1. Ползает наоборот,
    Задом наперёд,
    Всё под водой
    Хватает клешнёй. (Рак)
  2. У родителей и деток
    Вся одежда из монеток. (Рыбы)
  3. На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом)
  4. Хвостом виляет,
    Зубаста, а не лает. (Щука)
  5. У кого глаза на рогах,
    А дом на спине. (Улитка)
  6. Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

-Назовите, каких обитателей пресного водоёма вы ещё знаете?

( Цапля, бобр, клоп- водомерка, карась, жук- плавунец, двустворчатые, головастики, прудовик, катушка)

- Покажите на примере взаимосвязь живых организмов водоёма.

(Растения выделяют кислород, которым дышат животные водоёма. Растениями питаются животные, карась питается растениями и личинками, а щука карасями)

Продолжите предложение:

-водоём называют природным сообществом, потому что…

(В нём совместно обитают разнообразные существа, которые тесно связаны между собой.)

Подведём итог урока.

  • Что мы сегодня делали на уроке?
  • Какие природные сообщества мы повторили сегодня на уроке?
  • Какие правила надо соблюдать в природе, чтобы не нарушить её баланс?
  • Какие растения особенно надо охранять? (те, которые занесены в красную книгу)

-Молодцы! Вы хорошо знаете правила и, думаю, вы их будете выполнять, чтобы сохранить природу, так как мы тоже являемся частью природы.

Пословицы. (Хором) Лес и вода- брат и сестра. Много леса - не губи, мало леса - береги!

Отметки за работу на уроке.

Учитель физкультуры (итог)

Литература:

  1. Брыкина Н.Т. , Жиренко О.Е. , Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”. “Вако”, Москва, 2004 год. (Стихи)
  2. Нефедова Е. , Узорова О. Большая книга загадок. “Планета детства”, Москва, 2001 год.(Загадки)